Вопрос 43. методы работы с индивидуальными стилями жизни и сценариями
1. В работе с жизненными стилям и сценариями клиента консультант преследует две цели — исследование и коррекцию индивидуального стиля жизни и сценария, в соответствии с которыми консультативный процесс может носить характер исследовательской или коррекционной работы:
· поиск и исследование жизненного стиля и сценария клиента, изучение его особенностей, обстановки, в которой происходило его формирование, а также изучение и анализ влияния жизненного стиля и сценария личности на проблематику и затруднения, с которыми обратился клиент;
· коррекция, терапевтическое воздействие на клиента с целью изменить привычный жизненный стиль и сценарий.
2. В коррекционной работе с жизненным стилем или сценарием личности существуют свои правила и особенности. Терапевтическое, коррекционное воздействие на клиента с целью изменения его индивидуального стиля жизни или сценария предполагает следующие практические шаги:
· осознание клиентом своего жизненного стиля и сценария и их конструктивного и деструктивного влияния на нынешнюю жизнь клиента и проблемы, с которыми он обратился к консультанту;
· проживание определенных моментов и событий из прошлого, способствовавших формированию стиля жизни;
· выработку адекватных замен или коррекцию существующих сценарных и стилевых особенностей поведения и функционирования клиента;
· обучение более адаптивным и гибким формам взаимодействия, которые могли бы позволить клиенту быть более конгруэнтным и уметь адекватно использовать свой жизненный стиль и сценарий.
3. Существует множество методов исследования жизненного стиля и сценария личности. Можно выделить следующие методы исследования:
• метод первичного интервью, включающий в себя сбор информации о следующих сферах жизни клиента:
· локус жалобы клиента;
· состояние клиента в прошлом и настоящем;
· сфера профессиональной деятельности;
· информация о родителях: характер, привычки, отношения клиента с родителями;
· наличие братьев, сестер, порядок рождения клиента, его отношения с ними;
· характер воспитания клиента, приоритеты родителей по отношению ко всем детям семьи;
· болезни клиента в детстве, отношение клиента к этим болезням, какие болезни были в роду клиента;
· отношения клиента с противоположным полом в детстве;
· страхи, ранние воспоминания, мечты, желания клиента в детстве;
· анализ поведенческих установок и паттернов клиента, демонстрируемых им в группе или на индивидуальной консультации в процессе взаимодействия с консультантом;
· анализ типа взаимодействия и способов построения клиентом отношений с окружающим людьми на примере его реальной жизни;
· метод ассоциаций, предполагающий работу с определенными ассоциациями нынешней проблематики клиента и его прошлого опыта и влияния на него окружения;
· изучение и анализ семейного сценария, семейных стереотипов и мифов;
· изучение и анализ особенностей культуры и субкультуры, к которым принадлежит клиент;
· проективные методы работы — "рисование семьи, детства и т. п.;
· анализ переноса клиента;
· психодраматический подход, позволяющий пронаблюдать и проанализировать стереотипы и поведенческие установки клиента в реальном (групповая психодраматическая сессия) или виртуальном (методика горячего стула, использование психодраматических техник в пространстве индивидуального консультирования) взаимодействии с другими людьми;
· анализ сновидений, фантазий, грез и т. п.;
· метод анализа ранних детских воспоминаний, позволяющий исследовать и проанализировать основу, на которой был сформирован жизненный стиль и сценарий клиента.
ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Аналоговый принцип
Процесс плавного изменения между ограничениями, позволяющий делать репрезентации "больше или меньше": плавный регулятор напряжения будет хорошим примером аналогового принципа.
Аптайм
Состояние, в котором процессы сенсорных репрезентаций и внимания направлены во внешний мир.
Ассоциированное состояние
Повторное переживание чувств и эмоций, наряду с образами, звуками, вкусами и запахами, какого-либо события, событие при этом не происходит в настоящем.
Аудиальный
Относящийся к звуковым репрезентациям.
Бессознательное
Все, что не осознается в данный момент времени.
Ведение
Изменения в поведении консультанта, которые при наличии хорошего раппорта вынуждают клиента следовать за ним.
Ведущая система
Частная сенсорно - репрезентативная система, используемая для поиска информации и предоставления ее в сознание.
Внимание
Намеренное и избирательное фокусирование сознания.
Внутренняя репрезентация
Сочетание холодной и горячей информации; созданное, хранящееся и вызываемое в сознании клиентов и существующее в виде языковых конструкций, образов, звуков, ощущений, запахов и вкусов. К примеру, если вы попросите клиента вспомнить день своей женитьбы, то ему для этого придется создать внутреннюю репрезентацию этого дня.
Выявление
Процедура, используемая для сбора информации и определения того, какое именно поведение ведет к выявлению определенного состояния у клиента.
Глубокая структура
Сознательные и бессознательные сенсорные, когнитивные и лингвистические карты, используемые клиентом для организации, направления и управления своим поведением.
Дигитальная обработка
Процесс абсолютной полярности, используемый клиентами для движения между пределами "все или ничего": обычный выключатель света (только "вкл." или "выкл.") может быть хорошим примером.
Желаемый результат
Состояние, которого хочет достигнуть клиент.
Изменение
Различия, возникающие в сенсорных репрезентациях, когнитивных и лингвистических картах и состояниях клиента; выражаются в поведении.
Искажение
Намеренное или ненамеренное неаккуратное включение некоторых аспектов опыта клиентом, что в некотором роде ограничивает его. Двумя примерами могут быть: "смотреть на все через розовые очки" или "слышать только дурные новости".