Вопрос 43. методы работы с индивидуальными стилями жизни и сценариями

1. В работе с жизненными стилям и сценариями клиента консультант преследует две цели — исследование и коррекцию индивидуального стиля жизни и сценария, в соответствии с которыми консультативный процесс может носить характер исследовательской или коррекционной работы:

· поиск и исследование жизненного стиля и сценария клиента, изучение его особенностей, обстановки, в которой происходило его формирование, а также изучение и анализ влияния жизненного стиля и сценария личности на проблематику и затруднения, с которыми обратился клиент;

· коррекция, терапевтическое воздействие на клиента с целью изменить привычный жизненный стиль и сценарий.

2. В коррекционной работе с жизненным стилем или сценарием личности существуют свои правила и особенности. Терапевтическое, коррекционное воздействие на клиента с целью изменения его индивидуального стиля жизни или сценария предполагает следующие практические шаги:

· осознание клиентом своего жизненного стиля и сценария и их конструктивного и деструктивного влияния на нынешнюю жизнь клиента и проблемы, с которыми он обратился к консультанту;

· проживание определенных моментов и событий из прошлого, способствовавших формированию стиля жизни;

· выработку адекватных замен или коррекцию существующих сценарных и стилевых особенностей поведения и функционирования клиента;

· обучение более адаптивным и гибким формам взаимодействия, которые могли бы позволить клиенту быть более конгруэнтным и уметь адекватно использовать свой жизненный стиль и сценарий.

3. Существует множество методов исследования жизненного стиля и сценария личности. Можно выделить следующие методы исследования:

• метод первичного интервью, включающий в себя сбор информации о следующих сферах жизни клиента:

· локус жалобы клиента;

· состояние клиента в прошлом и настоящем;

· сфера профессиональной деятельности;

· информация о родителях: характер, привычки, отношения клиента с родителями;

· наличие братьев, сестер, порядок рождения клиента, его отношения с ними;

· характер воспитания клиента, приоритеты родителей по отношению ко всем детям семьи;

· болезни клиента в детстве, отношение клиента к этим болезням, какие болезни были в роду клиента;

· отношения клиента с противоположным полом в детстве;

· страхи, ранние воспоминания, мечты, желания клиента в детстве;

· анализ поведенческих установок и паттернов клиента, демонстрируемых им в группе или на индивидуальной консультации в процессе взаимодействия с консультантом;

· анализ типа взаимодействия и способов построения клиентом отношений с окружающим людьми на примере его реальной жизни;

· метод ассоциаций, предполагающий работу с определенными ассоциациями нынешней проблематики клиента и его прошлого опыта и влияния на него окружения;

· изучение и анализ семейного сценария, семейных стереотипов и мифов;

· изучение и анализ особенностей культуры и субкультуры, к которым принадлежит клиент;

· проективные методы работы — "рисование семьи, детства и т. п.;

· анализ переноса клиента;

· психодраматический подход, позволяющий пронаблюдать и проанализировать стереотипы и поведенческие установки клиента в реальном (групповая психодраматическая сессия) или виртуальном (методика горячего стула, использование психодраматических техник в пространстве индивидуального консультирования) взаимодействии с другими людьми;

· анализ сновидений, фантазий, грез и т. п.;

· метод анализа ранних детских воспоминаний, позволяющий исследовать и проанализировать основу, на которой был сформирован жизненный стиль и сценарий клиента.

ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Аналоговый принцип

Процесс плавного изменения меж­ду ограничениями, позволяющий делать репрезентации "больше или меньше": плавный регулятор напря­жения будет хорошим примером аналогового принципа.

Аптайм

Состояние, в котором процессы сен­сорных репрезентаций и внимания направлены во внешний мир.

Ассоциированное состояние

Повторное переживание чувств и эмоций, наряду с образами, звука­ми, вкусами и запахами, какого-либо события, событие при этом не происходит в настоящем.

Аудиальный

Относящийся к звуковым репрезен­тациям.

Бессознательное

Все, что не осознается в данный момент времени.

Ведение

Изменения в поведении консультан­та, которые при наличии хорошего раппорта вынуждают клиента сле­довать за ним.

Ведущая система

Частная сенсорно - репрезентатив­ная система, используемая для по­иска информации и предоставления ее в сознание.

Внимание

Намеренное и избирательное фоку­сирование сознания.

Внутренняя репрезентация

Сочетание холодной и горячей ин­формации; созданное, хранящееся и вызываемое в сознании клиентов и существующее в виде языковых кон­струкций, образов, звуков, ощуще­ний, запахов и вкусов. К примеру, если вы попросите клиента вспом­нить день своей женитьбы, то ему для этого придется создать внутрен­нюю репрезентацию этого дня.

Выявление

Процедура, используемая для сбо­ра информации и определения того, какое именно поведение ведет к выявлению определенного состоя­ния у клиента.

Глубокая структура

Сознательные и бессознательные сенсорные, когнитивные и лингви­стические карты, используемые кли­ентом для организации, направле­ния и управления своим поведени­ем.

Дигитальная обработка

Процесс абсолютной полярности, используемый клиентами для дви­жения между пределами "все или ничего": обычный выключатель света (только "вкл." или "выкл.") может быть хорошим примером.

Желаемый результат

Состояние, которого хочет достиг­нуть клиент.

Изменение

Различия, возникающие в сенсор­ных репрезентациях, когнитивных и лингвистических картах и состояни­ях клиента; выражаются в поведе­нии.

Искажение

Намеренное или ненамеренное не­аккуратное включение некоторых аспектов опыта клиентом, что в не­котором роде ограничивает его. Двумя примерами могут быть: "смотреть на все через розовые очки" или "слышать только дурные новости".

Наши рекомендации