Вопрос 24. Процедуры и техники консультирования
1. Беседа в психологическом консультировании рассматривается как основной механизм взаимодействия консультанта и клиента, так как весь процесс консультирования построен на речевом диалоге между ними.
Для того чтобы процесс консультирования двигался в нужном направлении, консультант должен обладать определенными речевыми способностями, а также специальными техниками и приемами ведения беседы, которые способствовали бы ее развитию.
2. Выделяются следующие особенности речи консультанта при проведении психологической беседы:
· ограниченность и краткость речи консультанта, которая должна соответствовать следующим правилам".
· цель беседы — дать возможность клиенту "выговориться", выразить свои чувства, быть выслушанным другим человеком, что невозможно, если консультант будет говорить больше, чем клиент;
· основное время беседы должен говорить клиент;
· краткость реплик, высказываний и интерпретаций консультанта, которые ^помогают "разговорить" клиента и помочь ему выразить свои чувства;
· речь консультанта должна быть направлена на формирование доверия у клиента, а это может быть достигнуто только в том случае, если консультант не высказывает оценочных суждений и не превращает процесс консультирования в дискуссию или лекцию о том, как надо жить;
· консультант должен понимать, что и когда говорить, не подгонять клиента, не проявлять нетерпения, уметь держать паузу и ориентироваться в первую очередь на клиента и на его желания;
· соответствие речи консультанта языку клиента, то есть консультант должен соблюдать в беседе с клиентом следующие правила.
· избегать нагромождения профессиональных слов и терминов, которые могут быть неправильно истолкованы клиентом, повысить уровень его тревожности, заставить замкнуться и дистанцироваться;
· использовать те слова и выражения, которые характерны для клиента и используются им в речи;
· уметь понимать смысл, который сам клиент вкладывает в то или иное слово, и использовать это слово именно с таким пониманием, не привнося своего понимания;
· краткость и точность высказываний консультанта, что предполагает соблюдение следующих правил:
. использование кратких формулировок при построении уточняющего вопроса, без повторения всего предыдущего диалога по этому поводу;
· избегание постоянных уточнений по каждому слову и высказыванию клиента;
· использование кратких уточняющих вопросов, которые приводят к увеличению времени говорения для клиента и создают у него ощущение собственной внутренней речи;
· построение вопроса таким образом, чтобы первая его часть представляла собой цитату из высказывания клиента и содержала бы констатацию факта из жизни клиента, указание на какое-либо событие, которое требует уточнения, а вторая — краткий вопрос, например: "Вы решили этого не делать, Почему?";
· необходимо строить вопросы таким образом, чтобы у клиента возникло ощущение спонтанности своей речи, что это он сам говорит о себе, а не консультант "вытягивает" из него информацию.
3. Беседа в психологическом консультировании отличается от повседневного разговора двух людей тем, что она имеет свою специфику и специальным образом организована. Это осуществляется за счет использования психологом специальных средств и приемов ведения беседы. Существуют следующие приемы ведения психотерапевтической беседы:
· специальные вопросы;
· уточняющие и углубляющие формулировки;.
· перефразирование, альтернативные высказывания;
· обобщение;
· анализ и акцентирование эмоциональных переживаний;
· отражение чувств;
· ободрение и успокоение;
· паузы;
· интерпретация;
· конфронтация.
4. Специальные вопросы в психологическом консультировании используются достаточно часто, и их целью служит углубление понимания высказываний клиента, раскрытие их точного смысла, а также направление речи клиента в нужное для терапевтического эффекта русло и стимулирование его к более глубокому осмыслению своего рассказа и, следовательно, к более глубокому осознанию своей проблемы. Существуют следующие виды вопросов, используемых в консультировании:
· закрытые вопросы, имеющие следующие характеристики:
· предполагают краткий однозначный ответ клиента, подтверждающий или опровергающий мысль консультанта, или ответ"да"/'нет";
· ориентированы на получение фактической информации, сведений о жизни клиента. Например, вопрос "Бы когда-нибудь чувствовали гнев по отношению к...?" предполагает ответ клиента "да" или "нет", или "Сколько раз за последнее время вы...?" также ориентирован на получение конкретной информации;
· открытые вопросы, имеющие следующие характеристики:
· предполагают развернутый ответ на вопрос;
· ориентированы на "движение" клиента в его проблеме и обсуждение его чувств. Например, вопрос "С чего бы вы хотели начать сегодня?" предполагает развернутый ответ и провоцирует клиента на понимание своей потребности в данный момент, а вопрос "Какие чувства вы сейчас испытываете?" позволяет клиенту глубже понять свои чувства и обсудить их;
· ориентированы на формирование у клиента ответственности за беседу и исследование им своего внутреннего мира: установок, чувств, мыслей, поведения, ценностей и т. п.;
· часто используются в начале консультативной встречи, так как позволяют начать беседу и снять тревожность клиента;
· ориентированы на побуждение клиента продолжить или дополнить уже сказанное ранее;
· побуждают клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, что способствует более глубокому осознанию и пониманию им своей проблемы;
· побуждают клиента обратить внимание на свои чувства, осознать и понять их, наладить более глубокий контакт с самим самой',
· парадоксальные вопросы, имеющие следующие характеристики:
· ориентированы на "движение" клиента в своей проблеме, на формирование у него нескольких точек зрения на проблему;
· провоцирование у клиента сомнения в тех истинах, которые он считает очевидными, с тем чтобы он понял, насколько эти истины являются "его" истинами и установками, а не привнесены извне, то есть не интроецированы;
· подталкивание клиента к переосмыслению некоторых своих решений, поведения и т. п.;
· для постановки такого вопроса консультант использует конструкции типа "А почему бы вам не...?" или "А что было бы, если бы...?".
Вопросы — не единственная техника ведения психотерапевтической беседы и они имеют свои ограничения и правила использования. Существуют следующие правила использования вопросов в психологическом консультировании:
· любой вопрос должен быть грамотно сформулирован а задан в подходящее время — не раньше и не позже. В противном случае консультант может не получить на него ответ или спровоцировать у клиента реакцию защиты;
· следует избегать чрезмерного опрашивания клиента, так как это может привести к тому, Что клиент переложит ответственность за процесс консультирования и его результаты на консультанта, а также может почувствовать тревогу;
· консультант всегда должен понимать, зачем он задает тот или иной вопрос, какова его цель и что он надеется услышать в ответ;
• если вопрос задан, необходимо выслушать и проанализировать ответ, нельзя задавать "пустых" вопросов "для галочки", так как это может сформировать у клиента ощущение механистичности \процесса консультирования и эмоциональной не вовлеченности консультанта в этот процесс;
· необходимо следить за тем, чтобы беседа не переросла в обмен вопросами-ответами и не потерялась ее эмоциональная окраска,
· вопросы "кто?", "что?" носят характер фактологических, то есть ориентированы на сбор жизненных фактов клиента, хотя своевременность и контекстуальность такого вопроса может иметь пользу для понимания клиентом сути своей проблемы, поведения или чувств и т. п.;
· вопросы "почему?" часто вызывают тревожность у клиента и провоцируют его на стандартный ответ, основанный на рационализации, хотя заданный в нужное время вопрос "почему?" может помочь клиенту расширить свою точку зрения на проблему;
· вопросы "как?" ориентированы на внутренний мир человека и позволяют и консультанту и клиенту глубже понять природу проблемы, себя, свое поведение и т. п.;
· любые вопросы, которые задает консультант, имеют две цеди;
· сам консультант может прояснить проблему и личность клиента и глубже понять его;
· подталкивают клиента на более глубокое осознавание своей проблемы, чувств, своей личности и т. п.;
· консультант не должен задавать несколько вопросов одновременно, так как это может ввести клиента в состояние беспокойства из-за незнания, на какой вопрос отвечать, и в результате не будет получено ответа ни на один из поставленных вопросов либо они будут формальными;
· не следует задавать один и тот же вопрос два раза подряд, но в разных формулировках. Если консультант не получил ответа на поставленный вопрос из-за сопротивления клиента, то ему следует изменить формулировку и задать этот вопрос позже, но не подряд, предварительно проанализировав причины сопротивления клиента;
· вопросы, которые задает консультант, не должны содержать в себе ответы, то есть они должны быть построены таким образом, чтобы побудить клиента к размышлению, а не подсказать ему "правильный" ответ, например вопрос "У вас все хорошо?"может из-за нежелания или страха клиента анализировать свое состояние спровоцировать стандартный ответ "да".
5. Уточняющие техники психологического консультирования представляют собой специально построенные консультантом фразы, вопросы, предложения и т. п., направленные на уточнение смысла высказывания клиента и правильное понимание консультантом проблемы, а также на углубление понимания клиентом своей проблемы, поведения, чувств, эмоций и самого себя. К уточняющимтехникам относятся такие приемы ведения беседы, как:
· уточнение, имеющее следующие отличительные особенности:
· представляет собой такой вопрос, фразу или высказывание клиента, которые провоцируют клиента на более подробный и развернутый рассказ;
· помогает расширить зону осознавания клиента, мягко подводя его к истине и подготавливая прочную основу для дальнейших терапевтических действий, не формируя при этом защитных реакций у клиента;
· часто в уточняющем вопросе содержится такая вопросительная конструкция, которая помогает прояснить непонятные моменты: "что именно", "как именно"и т. п. Например, вопрос "А как вы ощущали свою растерянность?" подталкивает клиента к анализу собственных чувств, а вопрос "Что именно раздражало вас в этом человеке?" помогает детализировать проблему клиента, намечает дальнейшие шаги ее проработки и помогает клиенту лучше понять и осознать свои чувства и себя, понять, что именно он подразумевает под раздражением, и заглянуть в глубину своих собственных переживаний;
· перефразирование, содержащее в себе следующие отличительные особенности:
· применяется как парафраз, чаще всего на начальных этапах консультирования, когда консультант повторяет фразу клиента, используя другие слова, но сохраняя первоначальный смысл высказывания и расставляя необходимые акценты. В этом случае целью использования этого приема является уточнение консультантом понимания проблемы клиента и в то же время под-1ведение самого клиента к более глубокому пониманию своей проблемы;
• применяется как альтернативный взгляд на проблему, обычно в середине консультирования, когда сформирован раппорт и снято первоначальное сопротивление клиента. В этом случае цель перефразирования — расширение у клиента его видения проблемы и нахождение ее позитивных сторон. Консультант так из-1меняет смысл высказывания клиента, чтобы был сформирован новый, позитивный вариант видения проблемы, который до этого клиент не обнаруживал. Например, беспокойство и переживание клиента о том, что его уволили с работы, означает для него исключительно негативные последствия, так как это указывает на его профессиональную несостоятельность. В то же время консультант, использовав прием перефразирования, может указать на положительные стороны этого события, например на открывающиеся для клиента новые возможности в другой компании при условии анализа и проработки причин увольнения из предыдущей;
· обобщение, имеющее следующие отличительные особенности:
· выражается основная идея нескольких утверждений или долгого высказывания клиента;
· служит целью систематизации мыслей как клиента, так и терапевта;
· сохраняет последовательность мыслей, что помогает и консультанту и клиенту не потерять нить беседы. Обобщение используется в следующих случаях.
· когда консультант хочет объединить темы нескольких бесед и вывести общие черты и наблюдения;
· когда речь клиента по разным причинам (волнение, сопротивление, тревожность) очень запутана и непонятна;
· как завершающий этап в обсуждении одной темы и переход к другой;
· в конце встречи, чтобы еще раз проговорить наиболее значимые моменты и расставить смысловые акценты сессии, а также, если это требуется, дать клиенту задания на промежуток между сессиями.