Гуманистическая психология (Олпорт,Маслоу, Роджерс)
Гуманистическая психология - это направление в западной психологии, признающее личность как целостную уникальную систему, "открытую возможность" самоактуализации. Одной из целей гуманистической психологии является восстановление аутентичности личности, т.е. соответствия ее бытия-в-мире ее внутренней природе. Средством такого восстановления считается самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению своих личностных возможностей. Гуманистическая психология сформировалась как течение в 60-х годах 20 века, и противопоставляет себя в качестве "третьей силы" бихевиоризму и фрейдизму.
В возникшее течение оказались вовлеченными ряд ведущих психологов и психотерапевтов того времени: Олпорт, Мэй, Бюлер, Маслоу, К. Роджерс, Бугенталь, Г. Мюррей, Г. Мерфи.
Основные положения гуманистической психологии, которых придерживается каждый гуманистический психолог:
человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
человек - это активное, интенциональное, творческое существо.
Гуманистическая мысль оказала значительное воздействие на развитие психотерапии и теории личности, повлияла на организацию управления и образования, систему консультирования. Гуманистические психологи расширили предметную сферу психологии, включив в нее отношения личности и понимание контекста ее поступка.
Генетическая психология (Пиаже, Кольберг, Брунер)
Основатель генетической психологии— швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896-1980). В 1949-1951 гг. Пиаже создает основной труд «Введение в генетическую эпистемологию».
Свою теорию развития детского мышления он построил на логике и биологии. Он исходил из того, что основой психического развития является развитие интеллекта. И пришел к выводу, что этапы психического развития — это этапы развития интеллекта, через которые проходит ребенок в формировании адекватной схемы ситуации. В процессе адаптации и формировании адекватной схемы используются два механизма построения схемы — ассимиляция и аккомодация.
Пиаже открывает такие особенности детского мышления, как эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукция (переход от частного к частному), артифициализм (искусственность мира), анимизм (одушевленность).
Л. Кольберг утверждал, что формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях связано с познавательными процессами.
Д. С. Брунер открыл новые закономерности познавательного развития. Анализируя структуру восприятия, он выделил три компонента: представление об окружающем мире в форме действий, образов, слов. Таким образом, он создал теорию перцептивных гипотез:все познавательные процессы представляют предметы окружающего мира, которые объединяются друг с другом на основе усвоенных детьми правил объединения категорий.
Когнитивная психология.
Когнитивная психология является современным направлением в зарубежной психологии. Она возникла под влиянием необихевиоризма Э. Толмена и информационного подхода в науке, основанного на использовании ЭВМ.
Когнитивная психология выдвигает следующие идеи.
1. Основные объекты изучения - познавательные процессы: память, речь и ее психологические аспекты, восприятие, внимание, мышление и воображение, а также эмоциональная и волевая сферы личности.
2. Методы исследования - хронометрические методики, основанные на точной регистрации времени ответа на поставленную задачу или реакции на сигнал. Отвергаются интроспективные методы, так как не обладают той точностью, которая необходима для изучения указанных объектов.
3. Все формы человеческого познания и познавательной активности схожи с операциями ЭВМ и имеют следующие характеристики:
- строгую последовательность в сборе и переработке информации;
- уроеневую организацию в переработке, хранении и использовании информационных блоков;
- избирательность, определяемую опытом познающего субъекта;
- зависимость от среды - от предметов физического мира, культурной и социальной среды;
- активность и переменчивость, выражающиеся в постоянной корректировке образов при взаимодействии с окружающей средой.
Направления критики когнитивной психологии
1. Отсутствие единой теории личности и единой схемы объяснения познавательных процессов, выдвинутые идеи имеют сильное сходство с пониманием характера и специфики познавательных процессов в интроспективной психологии.
2. Низкая экологическая валидность, т. е. соответствие взглядов будущим прогнозам.
3. Культура не рассматривается как фактор влияния на развитие познавательных способностей индивида.
В настоящее время в русле когнитивной психологии, претерпевшей кризис, развивается новая исследовательская программа, которая изучает язык как центральную символическую систему, используемую индивидом при решении различных задач.