В психологической структуре личности

Сенсорные и перцептивные процессы. Общее понятие об ощущениях и их видах. Чувствительность и ее измерение. Динамика чувствительности (адаптация, сенсибилизация) и взаимодействие ощущений.

Перцептивные процессы в структуре деятельности и личности.

Восприятие и его основные свойства. Виды восприятия и их характеристика. Восприятие пространства и времени. Иллюзии при восприятии. Роль, место и значение восприятия в познании. Сходство и различие ощущений и восприятия.

Сущность, функции, сферы внимания. Виды внимания и их личностная обусловленность. Внимание и направленность личности. Внимание как интериоризированная деятельность контроля (П.Я. Гальперин).

Сущность и процессы памяти. Общая характеристика памяти. Типы и виды памяти. Основные закономерности непроизвольной памяти, их личностная обусловленность. Произвольная память и направления ее развития. Виды запоминания и воспроизведения, их характеристика. Закономерности забывания. Память и мышление. Память и личность.

Понятие о мышлении и этапах его протекания. Основные операции мышления. Виды мышления и его индивидуальные особенности. Формы мышления. Основные психологические закономерности творческого мышления.

Виды, функции и основные процессы воображения. Воображение и творчество. Соотношение мышления и воображения. Личностная сущность воображения.

Мышление и речь (Л.С. Выготский). Язык и речь. Психологические функции речи. Речь как форма поведения и как средство психической деятельности. Основные виды речи и варианты их индивидуальных различий. Компоненты содержания речи и их личностная обусловленность. Психология речевого высказывания и психология понимания речи. Понятие о культуре речи. Речь и личность.

Эмоции в структуре личности. Функции и сущность эмоций. Связь эмоций с потребностями и деятельностью, со всеми компонентами психического облика человека. Основные виды эмоций. Характеристика высших чувств.

Эмоциональность как свойство личности, ее основные динамические и содержательные параметры. Проблема воспитания культуры чувств.

5. Психические свойства личности

Способности в психологической структуре личности. Врожденное и приобретенное в структуре способностей. Общая характеристика задатков и способностей. Способность как динамическое понятие (Б.М. Теплов). Общие и специальные способности. Понятие об одаренности, ее видах и особенностях. Понятие о таланте и гениальности.

Темперамент в структуре личности. Общая проблема выделения и диагностики темпераментальных свойств личности. Сущность конституциональных концепций темперамента (Э. Кречмер, В. Шелдон). Тип темперамента в концепции свойств и типов нервной системы (школа И.П. Павлова).

Общее понятие о характере и его месте в психологической структуре личности. Характер и темперамент. Характер и личность (К.К. Платонов). Структура и проявление характера. Анализ черт характера, связанных с отношением человека к обществу и людям, к труду и вещам, к самому себе. Характер, его роль в жизнедеятельности человека. Концепция акцентуаций характера и возможности ее реального использования.

Сущность волевого действия. Современные подходы к трактовке природы волевого действия. Структура волевых действий, их анализ. Понятие о мотивационном действии в структуре воли (В.А. Иванников). Волевые качества, их характеристика, пути их самовоспитания.

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Форма обучения – очная

Лекции – 35 часов

Семинары – 16 часов

Самостоятельная работа – 51 час

Всего – 102 часа

Экзамен – 2 семестр

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Наименование темы Всего часов Виды учебных занятий Самостоят. работа
Лекции Практич.
1. Психология как наука. Предмет, задачи, структура современной психологии, методология и методы психологии.
2. Историческое развитие предмета психологии и основные направления в психологии.
3. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
4. Сознание как высшая форма психического развития.
5. Проблема личности в психологии.
6. Человек как субъект деятельности и общения.
7. Особенности психических процессов и состояний в психологической структуре личности.
8. Психические свойства личности.
  Итого:

Лекции

Лекция 1. Предмет, задачи и структура психологии.

Лекция 2. Методология и методы психологического исследования.

Лекция 3. Основные направления психологии.

Лекция 4. Основные направления психологии.

Лекция 5. Возникновение и развитие психики в филогенезе.

Лекция 6. Сознание как высшая форма психического развития.

Лекция 7. Личность и ее психологическая структура.

Лекция 8. Направленность и мотивы деятельности личности.

Лекция 9. Самосознание как составляющая психического облика личности.

Лекция 10. Психологическая теория деятельности.

Лекция 11. Психология общения.

Лекция 12. Познавательные процессы: ощущения, восприятие, память.

Лекция 13. Познавательные процессы: мышление и речь.

Лекция 14. Эмоции и чувства.

Лекция 15. Воля.

Лекция 16. Способности.

Лекция 17. Темперамент.

Лекция 18. Характер.

Наши рекомендации