Методы системно-ситуативного анализа деятельности
Системно-ситуативный анализ боевой деятельности осуществляется посредством метода последовательной динамической оценки деятельности (МПДО).
МПДО структурно состоит из шести взаимосвязанных блоков. Эти блоки представлены на рис. 2.12.
Примечание. На рисунке 2.12. обозначены: Су — ситуация в узком смысле слова; СД—
ситуативная деятельность.
Автор метода вводит понятие «ситуация в узком смысле слова», понимая под ней психологическую модель условий, которая складывается на основе оператив-
Глава 11. Психологический анализ деятельности военного специалиста в бою...____________ 343
ной обобщенной оценки задачи, объективных условий в зависимости от особенностей субъекта деятельности (к примеру, стандартность—нестандартность ситуации).
Рассмотрим составные части метода МПДО.
I блок — «Задача»предполагает определение вида задачи, выполняемой воен
нослужащими. По двум основаниям (мирное или военное время и вид деятельно
сти) Б. Я. Шведин выделяет 4 вида задач:
1) боевая задача военного времени;
2) боевая задача мирного времени;
3) учебно-боевая задача военного времени;
4) учебно-боевая задача мирного времени. Нумерация задач соответствует степени их значимости.
II блок — «Субъект деятельности».Здесь анализируются все возможные ха
рактеристики, влияющие на деятельность при решении данной задачи в данных
условия. Выделяются две группы характеристик, подлежащих рассмотрению:
а) социально-демографические: звание, должность, возраст, образование, опыт
и т. д.;
б) психологические: уровень профессиональной подготовленности; уровень
эмоциональной устойчивости; способность принимать нестандартные реше
ния, быстро ориентироваться в нестандартной обстановке; способность к рис
ку; умение организовывать коллективную работу, вступать в правильное вза
имодействие с подчиненными и т. д.
III блок— «Объективные условия»включает: обобщенное название ситуации; сюжет (динамика, последовательность развития событий и т. д.); время развития ситуации.
IV блок — «Ситуация, понимаемая в узком смысле слова»,предполагает оценку степени ее стандартности; психологические факторы ситуации (опасность, неопределенность, внезапность, новизна и т. д.).
V блок — «Ситуативная деятельность»содержит характеристики конкретно
го вида деятельности, которой занимается военнослужащий (например, деятель
ность командира — лица, принимающего решение, или деятельность командира —
лица, ведущего воспитательную работу); способ вовлеченности в систему вне
шних воздействий; информационное поле ситуации; схемы ориентировочной ос
новы по данному виду деятельности; операционная структура деятельности; рис
кованность; ситуационный мотив; психическое состояние и т. д.
VI блок — «Результат»включает:
а) группу непсихологических характеристик: степень выполнения задачи; ти
пология ошибок и др.;
б) группу психологических ошибок: удовлетворенность своими действиями;
удовлетворенность действиями подчиненных, сослуживцев и др.
Полноценный ССАД возможен лишь на основе множества описанных ситуаций, т. е. банка ситуаций для данного вида деятельности. Минимальное число ситуаций, связанных с анализом одной задачи, должно быть равным 100. Если
344___________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
большинство из анализируемых ситуаций — нестандартные, то их анализируемое количество должно превышать 350.
Б. Я. Шведин на основании субъекта деятельности и вида анализа деятельности выделяет 8 модификаций МПДО (табл. 2.9).
Таблица 2.9 Модификации МПДО
Вид | Источник информации | Субъект деятельности | |
анализа | Индивид | Группа | |
Ретроспективный | Печатные источники | Контент-анализ индивидуальный | Контент-анализ групповой |
Личный опыт | Ретроспективное интервью индивидуальное | Ретроспективное интервью групповое | |
Актуальный | Деятельность в реальных условиях | Актуальный анализ в реальных условиях индивидуальный | Актуальный анализ в реальных условиях групповой |
Деятельность в моделируемых условиях | Актуальный анализ в моделируемых условиях индивидуальный | Актуальный'анализ в моделируемых условиях групповой |
Таким образом, системно-ситуативный анализ деятельности является технологией изучения конкретных видов деятельности на основе выделения их единицы — ситуации. Его основным методом выступает метод последовательной динамической оценки деятельности. Анализ деятельности осуществляется на основе создания и исследования статистически достаточного банка ситуаций по конкретному виду деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое системно-ситуативный анализ воинской деятельности?
2. Какие задачи решаются посредством применения системно-ситуативного анализа воинской деятельности?
3. Какие требования предъявляются к системно-ситуативному анализу воинской деятельности?
4. Что представляет собой метод последовательной динамической оценки деятельности (МПДО)?
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
1. Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Карая -ни, П. А. Корчемного. В 2-х ч. — М., 1998.
2. Караяни Л. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998.
3. Шведин Б. Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. - М., 1989.