После завершения боевых действий
11. Осуществлять мероприятия первичной социально-психологической реадаптации военнослужащих, завершающих участие в боевых действиях.
12. На основе анализа результатов боевых действий вырабатывать предложения по оптимизации системы психологической работы в части.
272______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
Ясно, что перечисленные задачи сформулированы довольно в общем виде и в каждом конкретном случае (определенные условия ведения боевых действий, видо-родовая принадлежность воинской части и т. д.) они должны быть обязательно конкретизированы. Ясно, что психологи в мотострелковых и зенитно-ра-кетных частях будут решать разные задачи.
Реализация перечисленных обязанностей осуществляется в тесном взаимодействии с должностными лицами полка. Общая схема такого взаимодействия дана в табл. 2.6.
Таблица 2.6 Система взаимодействия психолога с должностными лицами полка
С кем взаимодействует | Цель взаимодействия | Способ взаимодействия |
Командир полка | Обеспечение психологической обоснованности принимаемых боевых решений и эффективности управления личным составом при их реализации | 1. Информирование 2. Консультирование 3. Предложения 4. Получение указаний |
Зам. командира по воспитательной работе | Построение системы МПО деятельности с учетом закономерностей проявления человеческой психики и поведения в бою; получение психологической информации. | 1. Информирование 2. Консультирование 3. Предложения 4. Получение указаний 5. Совместная выработка решения |
Офицеры воспитательной работы | Получение психологической информации Построение всех компонентов МПО с учетом психологических аспектов боевой деятельности | 1. Информирование 2. Консультирование 3. Получение информа ции 4. Совместная выработка решений |
Начальник штаба | Получение психологической информации Целесообразное распределение и расстановка воинов Организация психологического воздействия на противника Определение параметров работы ППП и Р | 1. Информирование 2. Консультирование 3. Получение информа ции |
Заместитель командира по тылу | Получение психологической информации Оптимизация тылового обеспечения сучетом потребностей воинов. | 1. Информирование 2. Консультирование |
Начальник медицинской части | Обмен психологической информацией Оптимизация психологической помощи и реадаптации | Непосредственное информационное и дея-тельностное взаимодействие |
Психологи батальонов, должностные лица ППП и Р | Оптимизация выполнения задач психологического обеспечения боя | 1. Консультирование 2. Обучение 3. Практическая помощь 4. Получение информа ции |
С кем взаимодействует | Цель взаимодействия | Способ взаимодействия |
Командиры подразделений и их заместители | Оптимизация боевой, психологической подготовки, управления, психогигиены и психопрофилактики, психологической поддержки и реабилитации | 1. Консультирование 2. Обучение 3. Практическая помощь 4. Получение информа ции |
Личный состав | Получение психологической информации Психологическое изучение, расстановка, консультирование, просвещение, подготовка, помощь, реадаптация |
Реализация функций, обязанностей и взаимодействие психолога с должностными лицами осуществляются в последовательности, установленной боевыми уставами и документами мирного времени, на этапахподготовки, ведения боевых действий и после их завершения.
Известно, что с получением боевой задачи заместитель командира полка по воспитательной работе уясняет боевую задачу, распоряжение но морально-психологическому обеспечению боя, указания командира; производит расчет времени на организацию и проведение морально-психологического обеспечения; ориентирует подчиненных о предстоящих действиях, ставит им задачи. С этого момента психолог активно включается в работу по организации психологической работы в части по следующей «траектории»:
1) осуществляет психологическую оценкусвоих войск, войск противника, социально-психологических и психоэргономических условий выполнения боевой задачи. При этом активно взаимодействует с указанными выше должностными лицами;
2) на основе выводов из психологической оценки обстановки вырабатывает предложения по психологическому обеспечению выполнения боевой задачи;
3) после утверждения предложений заместителем командира полка по воспитательной работе, психолог приступает к планированию психологического обеспечения боя. Он разрабатывает раздел «Психологическая работа»в полковой план морально-психологического обеспечения боя (наступления, оборонительного боя и т. д.);
4) после завершения планирования психологической работы, психолог, по указанию командира полка, участвует в его реализации. При этом он может действовать по одной из устоявшихся на сегодняшний день схем, определяющих его место вбою.
Схема «Аналитик»предполагает, что психолог находится на командном пункте полка, постоянно отслеживает психологическую обстановку в ходе боя, оперативно вырабатывает предложения по психологическому воздействия на действия своих войск и войск противника.
Схема «Организатор»заключается в том, что психолог направляется в подразделения, действующие на направлении главного удара, и непосредственно
Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
организует работу должностных лиц, участвующих в психологическом обеспечении боя. Впоследствии он действует по схеме «Аналитик» при командире данного подразделения, одновременно выполняя функции представителя руководства полка.
Схема «Исполнитель»состоит в том, что психолог непосредственно выполняет какую-либо из наиболее важных задач психологической работы. Например, с началом боевых действий он может находиться в пункте психологической помощи и реабилитации и участвовать в скорейшем возвращении в боевой строй пси-хотравмированных военнослужащих.
Схема «Универсал»предполагает, что на различных этапах боя психолог выступает в различных ипостасях («Аналитик», «Организатор», «Исполнитель»).
Во любом случае место психолога полка в бою и схема его деятельности определяется конкретными условиями боевой обстановки.
8.2. Документация, ведущаяся психологом полка в боевой обстановке
Документы — важное средство организации, упорядочения работы, оценки ее состояния, правовой, этической и функциональной обоснованности действий, контроля, отчетности.
Перечень документов в боевой обстановке для психолога точно не определен. С учетом требований ряда руководящих документов обозначим круг наиболее важных из них.
1. Предложения по психологическому обеспечению боя полка.На наш взгляд, здесь могут быть следующие пункты:
а) выводы из психологической оценки обстановки:
...таким образом, исходя из психологической оценки обстановки следует ожидать, что противник...;
возможно использование таких приемов введения в заблуждение, как...; наиболее сильное сопротивление окажут подразделения...; в ходе боевых действий психологические возможности противника будут...; ...морально-психологическое состояние наших войск характеризуется...; в ходе боевых действий оно ... наиболее высоким МПС обладают ...; ... социальные условия могут оказать на выполнение боевой задачи ...влияние; ... эргономические условия обусловят...
б) предложения по организации боя:
• направление главного удара (в зависимости от психологического состояния частей противника, психологической оценки местности и др.);
• время удара по противнику, способ воздействия (сокрушительный удар, изнурение и т. д.), средства воздействия (боевые, психологические и т. д.) (исходя из оценки режимов жизнедеятельности войск противника, их этнических, религиозных особенностей, состояния обученности и др.);
• построение боевого порядка, привлечение воинских подразделений для выполнения главной задачи (исходя из морально-психологического состояния подразделений полка);
Глава 8, Роль и место военного психолога на этапах подготовки, ведения...________________ 275
• мероприятия по дезориентации и дезорганизации противника (от состояния
элементов ЦПР войск противника);
в) предложение по организации психологической работы в полку:
• когда, какие мероприятия, с кем, кому провести;
• расстановка сил и средств психологической работы и порядок их перемещения в ходе боя (места, маршруты);
• порядок управления силами и средствами психологической работы (рубежи, связь, сигналы и т. д.);
• свое местонахождение на различных этапах боя и др.
2. Раздел «Психологическая работа»в плане морально-психологического обес
печения конкретных боевых задач, решаемых полком (бригадой), включает следу
ющие мероприятия:
• прогнозирование, изучение и оценка психологических условий боевых действий наличного и необходимого ЦПР;
• психологическое консультирование офицеров:
• психологическое обеспечение боевой подготовки;
• психологическую подготовку личного состава, целесообразную расстановку, сплочение воинских подразделений;
• психологическую помощь военнослужащим;
• психологическое воздействие на противника и население района боевых действий;
• организацию работы ПППи Р.
3. Донесение о психологическом обеспечении боевых действий,где оцени
вается степень осуществления задач психологического обеспечения и его влия
ния на выполнение боевой задачи; характеристика проведенных мероприятий
психологической работы, их сильные и слабые стороны, опыт и уроки на буду
щее; примеры эффективного психологического влияния на действия военно
служащих; текущее морально-психологическое состояние личного состава; пси
хологические мероприятия, планируемые в связи с психологической оценкой
сложившейся обстановки и др.
Кроме этих документов могут вестись документы, которые входят в число обязательных в мирное время:
• план работы пункта психологической помощи и реабилитации;
• журнал учета лиц, обратившихся за психологической помощью;
• журнал динамического наблюдения;
• материалы психодиагностических исследований;
• донесение о результатах социально-психологического изучения и психологического обследования боевого пополнения;
• аналитические и справочно-информационные материалы, материалы проведения инструктивно-методических и практических занятий с различными категориями военнослужащих по различным проблемам.
Документация по психологической работе ведется и хранится в соответствии с требованиями, изложенными в Руководстве по психологической службе Воору-
276______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
женных сил Российской Федерации. Ответственность за соблюдение требований к ведению документов по психологической работе несет психолог полка (бригады).
Таким образом, психолог выполняет важнейшую роль в организации и осуществлении психологического обеспечения боевых действий полка, которая объективируется в виде реализуемых им психологических функций.
Место психолога полка в бою определяется конкретными условиями боевой обстановки и может реализовываться в схемах аналитической деятельности, организации и непосредственного осуществления психологической работы.
Одним из средств организации и направления работы военного психолога в боевой обстановке являются разрабатываемые им документы по психологическому обеспечению боевых действий полка.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные функции психолога в боевой обстановке?
2. Раскройте задачи, которые решает психолог в боевой обстановке.
3. Что должен делать психолог на этапе подготовки к боевым действиям?
4. Какие задачи решает психолог в ходе боевых действий?
5. Какая документация ведется психологом в боевой обстановке?
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
1. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998.
2. Корчемный П. А. Психологическое обеспечение боевой деятельности. В кн.: Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного: В 2-х кн. Кн. 1. - М., 1998.
3. Сыромятников И. В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время. — М., 2000.