Глава 6. психологические операции противника и организация противодействия им

Современные концепции военного искусства указывают на тот факт, что войны ведутся политическими, экономическими, дипломатическими, военными и ин­формационно-психологическими средствами. При этом роль последних на про­тяжении столетий неуклонно возрастает. Это обусловлено тем, что войны по сво­ему содержанию становятся явлениями все более психологическими.

Во многом психологическими являются цели войны. Основными объектами поражения становятся моральный дух армии, реальное морально-психологическое состояние частей и подразделений, отдельных военнослужащих. Среди средств воздействия на противника все большее значение приобретают психологические средства.

Все это указывает на то, что противоборство в информационно-психологической сфере становится действительно значимым явлений в современных войнах. От того, насколько квалифицированной и целенаправленной будет деятельность ко­мандиров, штабов, психологов по защите войск от информационно-психологиче­ского воздействия, в значительной мере будет зависеть ход и исход боевых действий.

6.1. Психологические операции противника: сущность, содержание, силы и средства

История развития теории и практики информационно-психологического воздей­ствия на противника, осуществляемого в целях его запугивания, введения в заб­луждение, порождения паники, недоверия к своему руководству, неверия в соб­ственные силы, отчаяния и т. п., насчитывает тысячелетия.

В древние времена для этого использовались: устрашающая боевая раскраска воинов, свирепые боевые кличи, специальные шумовые (удары копьями или ме­чами о щиты и др.) и визуальные (использование огненных валов и др.) эффекты, слухи, распространяемые лазутчиками, листовки и т. п.

Первоначально своеобразное искусство управления психическими состояния­ми, мыслями и поступками людей совершенствовалось и хранилось как тайное оружие жрецами, шаманами, военачальниками. Затем оно постепенно «враста­ло» в военное искусство наиболее талантливых полководцев. Имена Кира, Ксер­кса, Чингисхана, Святослава, Наполеона, А. В. Суворова и др. во многом потому и вписаны в историю, что они на практике владели способами понижения психи­ческих сил неприятеля и укрепления морального духа своих войск.

242_______ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

На рубеже XIX — XX вв. практика информационно-психологического воз­действия на противника приобретает новое качество. Если прежде оно было сек­ретным оружием, тайным искусством войны, то теперь, впервые, подверглось научному анализу, обобщению, норматизации. Создаются специальные органы психологических операций (в США — комитет общественной информации, в Ве­ликобритании — служба пропаганды среди войск и населения противника, в Гер­мании — специальный отдел Генерального штаба, во Франции — служба пропаган­ды и т. п.), осуществляются первые изыскания в этой области, разрабатываются средства влияния на сознание, волю, настроение и поведение людей. Опыт дея­тельности органов психологических операций, приобретенный в годы Первой мировой войны, обобщен в таких работах, как «Техника пропаганды в мировой войне» (США), «Тайны дома Крю» (Великобритания), «Feldherpsychologs» (Гер­мания) [180].

В 1920 г. появляется термин «психологическая война», который быстро рас­пространяется в США и Великобритании.

В годы Второй мировой войны теория и практика подрывных действий приоб­ретают широкий размах, проявляются во всех сферах политики, экономики, в воен­ном деле.

Десятки тысяч людей в воюющих странах были задействованы в системе пси­хологического воздействия на противника. С этой же целью использовались сот­ни самолетов, артиллерийских батарей, автомобилей. О действительном размахе этой работы свидетельствуют такие данные: только для производства печатной продукции, предназначенной для распространения среди войск фашистской Гер­мании и ее сателлитов, были задействованы 80% полиграфических мощностей Великобритании. Это позволило органам психологической войны этой страны и США подготовить для солдат противника около 14 млрд листовок.

В настоящее время весь комплекс мероприятий, направленных на достижение военно-политических целей информационно-психологическими средствами, обо­значается в странах НАТО термином «психологические операции» (ПсО).

Несмотря на разнообразие организационных форм и специфику национальных традиций в осуществлении ПсО в разных странах, здесь имеется немало общего. Своеобразный «тон» в определении общих ориентации, масштабов, интенсивно­сти, форм и методов осуществления информационных и психологических акций в рамках ПсО задают США. Американская система, во-первых, впитывает в себя все, что наработано в этой области в других странах, и, во-вторых, сама выступает для них неким «эталоном» в организации ПсО. Поэтому целесообразно именно ее рассмотреть здесь более подробно.

Деятельность должностных лиц, организующих и осуществляющих ПсО, в ар­мии США определяется положениями Полевого устава «Психологические опе­рации», который регулярно содержательно обновляется.

В нем записано, что психологические операции— это проводимая в мирное или военное время плановая пропагандистская и психологическая деятельность, рассчитанная на иностранные враждебные, дружественные или нейтральные аудитории с тем, чтобы влиять на их отношение и поведение в благоприятном направлении для достижения как политических, так и военных национальных целей США.

Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им_ 243

Используя критерии масштабности целей, продолжительности информацион­но-психологического воздействия, размаха обеспечиваемых военных событий, выделяют три уровня ПсО: стратегический, оперативный и тактический. ПсО всех уровней, при их одновременном осуществлении, составляют единый, целос­тный комплекс взаимосвязанных мероприятий, из которого сложно вычленить тот или иной уровень.

Задачами тактических ПсО, как записано в Уставе, являются:

1) создание обстановки неуверенности и беспокойства, снижение морально-боевого духа и боевой эффективности личного состава противника, убежде­ние военнослужащих противника сдаваться в плен; повышение эффектив­ности применения тяжелой артиллерии и массированного огня;

2) оказание содействия войскам в захвате в кратчайшие сроки населенных пунк­тов противника путем предъявления ультиматумов и передачи призывов к капитуляции;

3) оказание содействия проведению стратегических ПсО путем своевременно­го доклада подробной информации об имеющихся уязвимых местах против­ника; доклад информации и рекомендаций лицам и группам, действующим в зоне боевых действий противника;

4) создание доброжелательного отношения к руководству и личному составу своих войск и войск стран-союзниц со стороны местного населения; оказа­ние помощи в контроле за враждебно настроенным и дружеским населением в зоне боевых действий;

5) обеспечение поддержки населением мероприятий по достижению кратко­временных и долгосрочных целей;

6) борьба с пропагандой противника и сохранение инициативы в проведении ПсО;

7) оказание содействия войскам в обороне тыловых районов;

8) поддержка мероприятий по введению противника в заблуждение и по мас­кировке войск на тактическом уровне.

Выполнение этих задач возложено на специальные части и подразделения ПсО (группа, батальон, рота), находящиеся в непосредственном подчинении командо­вания специальных операций сухопутных войск США (Форт-Брэгг), которое, в свою очередь, входит в состав объединенного командования специальных опера­ций ВС США.

Основной потенциал ПсО сосредоточен в сухопутных войсках. Его ядро со­ставляет 4-я группа ПсО, состоящая из 4 батальонов ПсО (1, 6, 8 и 9-й) и баталь­она подготовки и выпуска пропагандистских материалов. Батальоны ПсО ориен­тированы на определенные регионы мира (1-й — на зону Атлантического океана, Центральную и Южную Америку, 6-й — на Европу и Африку, 8-й — на Тихоокеан­ский регион).

Одновременно в организованном резерве находятся еще 3 штаба групп ПсО (2-й, 5-й, 7-й), 9 батальонов, 22 отдельные роты ПсО и около 40 батальонов по работе с гражданским населением.



Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

В военное время в сухопутных войсках действуют группы ПсО общей и непос­редственной поддержки. Группы общей поддержки состоят из батальона общей поддержки, батальона по работе с военнопленными, батальона консолидирующей пропаганды.

Батальон общей поддержки осуществляет ПсО стратегического уровня на ТВД. Он состоит из подразделений: разведки; разработки информационно-психологи­ческих материалов; тяжелой, средней и легкой типографии; радиостанций; звуко-вещательных станций. Возможности батальона позволяют издавать до 28 млн лис­товок в сутки, вести радиовещание на СВ и КВ-диапазонах в радиусе до 150 км.

Батальон консолидирующей пропаганды — включает радио- и телевизионную редакции, подразделения эксплуатации местных стационарных радиостанций, телестанций, типографий, кинотеатров.

Группа непосредственной поддержки предназначена для обеспечения такти­ческих и оперативных задач, решаемых войсками.

В распоряжении органов ПсО находятся разнообразные средства информаци­онно-психологического воздействия, позволяющие целенаправленно влиять на общественное мнение, сознание, подсознание, поступки и действия людей, на их психические состояния и чувства.

К числу основных средств ПсОможно отнести следующие.

1. Печатные средства — листовки, плакаты, газеты, буклеты, информационные
бюллетени и др., средства их производства (полиграфическая база) и доставки.

Американцы считают листовки одним из наиболее действенных средств про­паганды.

О значении, которое придают листовкам специалисты ПсО, говорят следу­ющие факты: во Вьетнаме для распространения листовок привлекалось по 10 самолетов в 4 тактических зонах. Нередко для этих целей использовались даже самолеты В-52 и С-141. Во время военных событий в зоне Персидского залива (1991 г.) на иракские войска и население региона американцами было сброшено более 30 млн листовок. Десятки тысяч листовок было сброшено на иракские войска в войне 2003 г.

Листовки издаются разных форматов и на различном материале. Для их распрост­ранения используются артиллерия (105-155 мм снаряды, 81 мм мины, агитаци­онный реактивный снаряд); авиация (вразброс через двери и люки самолетов и вертолетов; свертки или коробки с вытяжными тросами; специальные пластмас­совые бомбы М129 Е 1; беспилотная управляемая ракета, доставляющая на цель до 500 кг груза; самораскрывающиеся авиационные пакеты (до 5000 листовок), авиаконтейнеры (до 50 кг листовок); воздушные баллоны ДЖ-100 (вмещающие 1300 листовок и доставляющие их на расстояние до 2400 км); воздушные шары (высота полета — до 24 км, дальность полета до 9600 км, полезная нагрузка — до 200 кг, сброс груза на высоте — 9600 м); плавающие водонепроницаемые контей­неры из дерева, бамбука, пластика, стекла, целлофана для применения на океа­нах, морях, озерах, реках, каналах; агенты, диверсионные группы и др. Листовки могут также оставляться отступающими войсками на местности.

2. Важными средствами ПсО являются радио и телевидение. Сюда относятся
стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио-

Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им_________ 245

и телецентры, как штатные, так и захваченные у противника, с соответствующи­ми программами вещания. Роль этого средства ПсО особенно возрастает в регио­нах, насыщенных радио- и телеприемниками, а также при вещании на малогра­мотное население.

Так, например, при проведении ПсО по подготовке вторжения на Гаити (1994 г.) эти средства информационно-психологического воздействия явились основ­ными. Тогда в течение короткого времени в Вашингтон с военной базы Форт-Брэгг была переброшена команда военно-информационной поддержки, уком­плектования специалистами 4-й группы ПсО и гражданскими специалистами по креольскому языку. Через 5 часов после прибытия эта группа, во взаимо­действии с находящимся в изгнании президентом Гаити Ж. Б. Аристидом, на­чала подготовку радиопрограмм и листовок. Для организации вещания были созданы «Радио и телевидение "Демократия"» и «Радио "Средние волны 940"», которые начали работать по 10 часов в сутки за 2 месяца до начала военной операции. Экс-президент Аристид ежедневно обращался к народу. Для расши­рения возможностей психологического влияния среди населения Гаити было распространено около 10 000 транзисторных приемников с фиксированной ча­стотой, настроенной на радиопередатчик ПсО.

В ходе операции «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» (1990-1991 гг.) на лич­ный состав иракской армии только в прифронтовой зоне круглосуточно вели передачи 6 широковещательных станций. В целях увеличения потенциальной аудитории среди военнослужащих и населения региона с помощью кочевни­ков и авиации было распространено около 150 000 малогабаритных радиопри­емников с фиксированной частотой.

Одновременно с радио и телевидением в интересах ПсО применяются сред­ства РЭБ, подавляющие системы радио и телевидения противника. К примеру, государственная радиостанция Ирака «Голос Багдада» по существу была парали­зована в течение всей кампании многонациональных сил против этой страны.

В последних боевых событиях органами ПсО широко используются средства вхождения в боевые радиосети противника с целью сбора информации, передачи дезинформации, распространения панических слухов и настроений. Так, напри­мер, специалисты подрывных акций Чечни иногда оперировали в своей пропа­ганде фамилиями наших военнослужащих, подробностями из жизни воинских частей и подразделений, а порой дезинформировали руководителей российских войск именно благодаря эффективному применению средств радиоперехвата, ра­диопередачи и РЭБ.

3. Кино-, видеофильмы, видеоклипы, аудиокассеты и другие носители видео- и аудиоинформации, рассчитанной как на убеждающее, так и на внушающее воз­действие.

Например, в ходе военных событий в Ираке (2003 г.) среди населения этой страны и других государств активно распространялись видеокассеты с матери­алами, изображающими С. Хуссейна тираном иракского народа и раскольни­ком, разрушающим единство арабского мира. В то же время они содержали сюжеты, свидетельствующие о могуществе и справедливости США.



Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действш

4. Одним из самых эффективных средств информационно-психологической
воздействия на противника в рамках тактических ПсО является звуковещание. Онс
осуществляется с помощью звуковещательных станций (ЗС) и других среден
усиления голоса, в т. ч. переносных, смонтированных на джипах, грузовиках, тан­
ках, БТР, вертолетах, самолетах. Громкоговорители на грузовиках используются
преимущественно в тыловых районах, на танках — для сопровождения наступле­
ния, переносные и на малых машинах — для позиционного вещания.

О масштабах использования средств звуковещания свидетельствует такой факт: В распоряжении оперативного формирования ПсО, обеспечивающего поддерж­ку сил вторжения на Гаити, находилось 23 мобильные звуковещательные стан­ции. Непосредственно перед началом вторжения на остров американских войск, с помощью ЗС, установленных на вертолетах, население Гаити было проин­формировано о договоренности с Хунтой по вопросу мирной передачи власти. Одновременно в местах скопления населения работали ЗС на автомобилях и переносные (переброшенные на вертолетах). Всего за время осуществления ПсО проведено 760 выездов автомобильные ЗС и 67 вылетов вертолетов, осна­щенных ЗС.

Об эффективности этого средства подрывного воздействия можно судить по следующему факту. Военный гарнизон одного из иракских островов, насчиты­вающий около 2000 иракских военнослужащих в войне, 2001 г. сдался без боя после обработки его американцами с помощью вертолетных ЗС.

5. Эффективными средствами информационно-психологического воздействия
на население, являющееся объектом ПсО, служат предметы повседневного обихо­
да, продукты питания, спортивные принадлежности, игрушки и др. с соответству­
ющим информационным сопровождением.

В 1945 г. над Германией были сброшены карманные зажигалки с инструкци­ями о поджоге. Здесь учитывалась своеобразная «страсть» немцев к зажигал­кам и предполагалось, что они обязательно возьмут их в личное пользование. А сам факт наличия у человека вещи с вражеской инструкцией создает некий психологический эффект «приобщения» к делу противника. Во время войны в Корее распространялись взрывающиеся карандаши и ручки, во Вьетнаме — одночастотные транзисторные радиоприемники, на Гаити — бейсболки, май­ки, футбольные мячи, в регионе Персидского залива — майки, аудиокассеты и т. п.

6. Сравнительно новым средством психологического воздействия, которое мо­
жет найти широкое применение в практике ПсО, являются синтезаторы (генера­
торы) голографических и аудиалъных эффектов в атмосфере. По данным зару­
бежных средств массовой информации, в ряде стран разрабатываются проекты
установки на действующих спутниках лазерно-световых комплексов, способных
проецировать на облака различные изображения. Как известно, облака являются
прекрасным экраном, находящимся на высоте 60-80 км над поверхностью земли.
Спроецированные на них изображения могут быть отчетливо видны на расстоя­
нии 100-150 км.

Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им_ 247

Первая попытка проекции изображения на облака была предпринята еще в 1915 г. Тогда на одном из участков российско-германского фронта перед на­ступлением наших войск с помощью прожекторов на облака проецировался образ Богоматери. Очевидцы этих событий рассказывали о сильном мобилизу­ющем эффекте этой акции.

Другой случай подобного рода отмечен в 1993 г. в Сомали. Средства массовой информации сообщили, что 1 февраля группа морских пехотинцев США, дей­ствовавших вблизи г. Могадишо, заметила в облаках пыли и песка изображение лица Иисуса Христа размером примерно 150 х 150 м. Описывая свое психиче­ское состояние, пехотинцы говорили, что они плакали и в молитве опустились на колени. Неожиданное созерцание человеком в небе образов святых или чудо­вищ (драконов, ящеров, мутантов и др.) может оказать сильное психологическое воздействие на людей, причем как мобилизующего, так и деморализующего ха­рактера. Современный уровень развития аудиотехники позволяет предположить возможность использования в рамках ПсО синтезаторов голоса, звуков, шумов. Например, военнослужащие могут услышать голос известного политического деятеля своей страны, призывающего прекратить боевые действия, сложить ору­жие или повернуть его против собственных командиров. Причем современные компьютерные устройства способны моделировать человеческий голос, отражая даже едва уловимые его особенности.

7. В ходе осуществления ПсО часто используется такое эффективное средство подрыва морального духа противника, как «вспомогательная деятельность». Сюда относят: демонстрацию силы; повышение степени готовности войск; переброску войск в «кризисные регионы»; программы гражданских действий; инициацию гражданского неповиновения, митингов, демонстраций в «стане» противника; про­граммы в области образования, сельского хозяйства, медицины; некоторые спосо­бы боевых действий.

Ярким примером вспомогательных действий может служить предпринятый США в 1942 г. налет на Токио авиационного корпуса под командованием гене­рала Дулиттла. Какого-либо военного значения он не имел, но его психологиче­ский эффект был весьма существенным. Японцы впервые задумались о своей уяз­вимости. Миф об их тотальном превосходстве и непобедимости был подорван.

Современное состояние научных изысканий позволяет уже сегодня или, по крайней мере, в ближайшем будущем использовать и другие средства для целе­направленного воздействия на сознание, подсознание, эмоции, поведение людей. В зарубежной и отечественной прессе неоднократно указывалось на факты раз­работки в ряде стран технологий психотронного оружия, оружия нелетального действия, психотропных средств.

Сам термин «психологические операции» указывает на то, что для достижения целей подрывной деятельности широко привлекаются выводы психологической науки и что она направляется, в первую очередь, на изменение психологических состояний противника.

Обосновывая роль психологии в организации и ведении психологической войны, известный американский специалист П. Лайнбарджер подчеркивает следующее.

248______________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

Во-первых, психолог может сказать, каким образом страсти можно превра­тить в негодование, личную находчивость — в массовую трусость, трения — в не­доверие, предрассудки — в ярость [11, с. 96].

Во-вторых, установив, как настроен противник, и факторы, определяющие его моральное состояние, психолог может предвидеть поведение войск против­ника в той или иной обстановке.

В-третьих, психолог может дать необходимые рекомендации оперативным работникам, ведущим психологическую войну, о соблюдении чувства меры, о пси­хологически целесообразном структурировании и оформлении информации.

В-четвертых, психолог может порекомендовать средства и методы пропа­ганды: радио, листовки, громкоговорящие установки, а также распространение слухов, обратную засылку пленных и т. д. Он может выработать план наилучшего использования всех имеющихся средств психологического воздействия по месту, времени, соотнесенности с военными, экономическими и политическими собы­тиями.

Таким образом, психология в рамках ПсО: указывает на те особенности чело­веческой и групповой психики, которые целесоббразно подвергнуть воздействию; разрабатывает эффективные методы оценки психологического состояния против­ника; дает рекомендации специалистам, ведущим психологическую войну, по пла­нированию операций; вырабатывает критерии и методы оценки результативнос­ти психологического воздействия на людей.

Создавая научный фундамент ПсО, военные психологи западных стран опира­ются на достижения различных психологических школ. При этом за основу при­нимаются следующие положения:

• о решающей роли бессознательного в детерминации человеческого поведе­ния, о роли механизмов психологической защиты и способах их преодоле­ния (психоанализ);

• о рефлекторном закреплении («якорении», «зомбировании») определенным образом соотносящихся восприятий, переживаний, действий; о внушающей силе структуры, эмоционального тона, пространственно-временных харак­теристик информации (бихевиоризм, нейролингвистическое программиро­вание);

• о роли «ментальных схем» в восприятии человеком окружающего мира, про­исходящих событий и информации (когнитивная психология);

• о структуре и динамике потребностей человека (гуманистическая психоло­гия) и др.

Психология помогает организаторам ПсО выявлять наиболее слабые звенья в морально-психологическом состоянии противника и научно обоснованно стро­ить тактику психологического давления на него. Она рекомендует широко ис­пользовать в этих целях национальные, социальные, религиозные противоречия, трудности, с которыми сталкиваются войска противника (голод, холод, плохое материально-техническое обеспечение и др.); распространять слухи и дезинфор­мацию о значительном превосходстве своих войск, больших потерях противника, различие интересов и целей разных категорий военнослужащих; активно рабо­тать с военнопленными и др. Выводы психологии активно используются для при-

Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им_ 249

дания распространяемой информации свойства легкой и быстрой усваиваемости, "просачиваемости" в бессознательное человека. Это достигается путем эксплуа-тации закономерностей человеческого восприятия, так называемых «эффектов». Среди них хорошо изученными на сегодняшний день являются: эффект первич-ности, эффект авторитета, эффект «голос пророка»; эффект повторения; эффект возложения ответственности [67;70; 90] и др.

Таким образом, объективным явлением современных войн выступает стремле-ние противоборствующих сторон подорвать моральный дух и боевые возможнос-ти войск противника. В этих целях создаются соответствующие силы и средства, обосновываются принципы их практического применения. ПсО, при их умелом планировании и осуществлении, являются эффективным средством достижения военных целей невоенными средствами.

i.2. Пути и способы защиты войск от психологических операций ротивника

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что защита войск от ПсО про-тивника должна представлять собой систему мероприятий, направленных на про­гнозирование, профилактику, оценку, срыв информационно-психологического воздействия на личный состав подразделений и частей и ликвидацию его нега-тивных последствий. Прогнозирование ПсО противника предполагает решение ряда задач. На первом этапе такой работы прежде всего необходимо выявить силы. ПсО, находящиеся в распоряжении противника, которые могут быть привлечены для осуществления информационно-психологических акций. При этом следует сходить из нормативных положений Полевого устава армии США FM 33-1, оп-ределяющего, что для непосредственной поддержки боевых действий АК выде-1ется батальон, дивизии — рота ПсО.

Вторым этапом прогнозирования является превентивная оценка возмож­ностей органов ПсО. В основу такой оценки должны быть также положены устав-ные нормативы. Например, известно, что в роте ПсО кроме редакционного взвода, осуществляющего на тактическом уровне разработку информационных материа-лов, имеются типографический взвод и взвод ЗС. Такая структура позволяет роте ежесуточно производить около 500 тыс. листовок и вести одновременную работу i ЗС. Это даст основания предположить, что в тактической зоне все важные уча-ки местности (населенные пункты, пути выдвижения, районы обороны наших войск) могут быть залистованы, и большая часть личного состава, находящегося обороне, подвергнется обработке с помощью звуковещательных станций. Третьим этапом прогнозирования ПсО является определение возможных каналов информационно-психологического воздействия наличный состав наших частей и подразделений. При этом следует учитывать, что войска, находящиеся в пунктах постоянной дислокации, в исходных районах и в обороне, могут быть под-вергнуты воздействию всех известных средств ПсО. Наступающие части и под-разделения, видимо, в большей степени испытают радиовоздействие посредством вхождения противника в сети боевого управления наших войск, встретятся с листовками, оставляемыми противником на покидаемых позициях, видео- и



Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

аудиоэффектами в атмосфере, подвергнутся воздействию оружия несмертельного действия (в частности, психотропного). В ходе совершения марша наиболее эф­фективными каналами подрывного воздействия противника могут стать: его вхож­дение в радиосети наших войск в целях их дезинформации, дезориентации, распро­странения панических слухов; залистование районов привалов, мест нахождения комендантских служб, населенных пунктов, районов сосредоточения; создание видеоэффектов в атмосфере.

Четвертый этап прогнозирования предполагает определение возможных объектов ПсО противника. Как показывает практика, специалисты подрывных акций подходят дифференцированно к аудиториям, на которые осуществляется их влияние. Так, при проведении ПсО в Гаити (1994 г.) среди населения страны было выделено 20 объектов, воздействие на которые строилось в соответствии с их социальной, социально-психологической и психологической спецификой.

Опыт свидетельствует о том, что в войсках, как правило, выделяются следу­ющие самостоятельные объекты: солдаты и сержанты; военнослужащие-женщи­ны; офицеры; генералы; этнические, политические и конфессиональные группы; военнослужащие из пополнения и те, кто длительное время участвует в боевых событиях; лица, работающие на средствах связи и информации и др.

Пятый этап прогнозирования состоит в предвосхищении основной тема­тики и символики ПсО противника. В основе такого прогноза должно лежать глу­бокое знание реального положения дел в своих частях и подразделениях, текуще­го уровня морально-психологического состояния личного состава. Вместе с тем, можно заранее предположить, что специалисты ПсО не упустят возможности иде­ологически и психологически обыграть такие события и факты, как: поражения и большие потери наших войск; недостатки в их материально-техническом обеспе­чении; наличие в частях неопытных командиров; неблагоприятные события и процессы в стране; принудительное вовлечение в боевые действия политических диссидентов, этнических меньшинств; низкий уровень подготовки войск; просче­ты в информировании личного состава; факты дезертирства, предательства; на­циональные и иные противоречия и др.

Профилактика ПсО предполагает осуществление ряда мероприятий по сниже­нию восприимчивости и подверженности военнослужащих информационно-пси­хологическому воздействию противника.

Главным здесь является глубокое разъяснение военнослужащим истинных це­лей, способов, возможных последствий подрывных акций противника и психоло­гических механизмов деформации личности военнослужащего под воздействием враждебной пропаганды. Вековая народная мудрость сформулировала две законо­мерности восприятия человеком окружающего мира, гласящих: «Чего не знаю — того боюсь» и «Предупрежден — защищен». Практика показывает, что если в экст­ремальной обстановке внезапно наступает событие, по отношению к которому у человека нет опыта реагирования, его поведение становится непредсказуемым.

О том, с какими ухищрениями специалистов ПсО могут столкнуться наши военнослужащие во время войны, может свидетельствовать листовка, психоло­гическое воздействие которой исследовалось на одном из учений армии США. В пей утверждалось: «Это не листовка, призывающая вас к сдаче в плен. Вас не

Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им_ 251

просят сдаваться — вы сами будете вынуждены в течение часа прибежать к аме­риканцам за помощью. Этот простой кусочек бумаги радиоактивен. Пока вы читаете эти строки, через ваши пальцы пройдет достаточное количество рент­геновских лучей, чтобы создать в теле смертоносную дозу радиации. Листовка специально обработана для того, чтобы умертвить вас в течение нескольких часов, если вы не перейдете к нам и не обратитесь к нам за помощью. Мы гаран­тируем вам спасение».

Ясно, что влияние этой информации на психологически неподготовленного военнослужащего может быть шокирующим. Знание же о самой возможности подобной провокации существенно снизит психологический эффект ее воздей­ствия. Чем больше будет знать воин о возможных методах и средствах информа­ционно-психологического воздействия противника (в том числе о системах ору­жия несмертельного действия, генераторах лазерных проекций и др.), тем менее восприимчивым к ним окажется в бою.

Военнослужащие должны быть обязательно предупреждены о принципах под­рывной пропаганды противника. Опыт показывает, что противник будет стре­миться первым сообщать обо всех событиях, чтобы достичь психологического эффекта «первичности», т. е. более прочного закрепления первой информации о происшедшем. В традициях специалистов ПсО в информационном воздействии на противника перемешивать правдивую информацию с дезинформацией, повы­шать авторитет своих акций за счет оперирования знакомыми военнослужащим фамилиями, названиями городов, улиц, датами, фактами, путем привлечения мне­ний известных лиц (политиков, спортсменов, деятелей искусства и культуры и др.). «Испытанным» приемом ПсО является приписывание ответственности за общие неудачи, просчеты, неурядицы конкретным людям (командирам, органам, госу­дарственным деятелям и др.) в целях их дискредитации.

Важнейшим профилактическим мероприятием считается перекрытие возмож­ных каналов информационно-психологического воздействия на личный состав частей и подразделений. Нет сомнений в том, что в боевой обстановке в личном распоряжении военнослужащих не могут находиться многочастотные радио- и телеприемники, аудиомагнитофоны, индивидуальные средства связи и информа­ции. Подобные устройства должны выявляться и изыматься. Вместе с тем, как показывает практика, в боевых условиях в подразделениях целесообразно иметь несколько малогабаритных приемников в прочном корпусе, настроенных на ра­диопередатчик группировки своих войск.

Не менее важным является и глубокое разъяснение военнослужащим их лич­ной ответственности за хранение и распространение печатных и иных материа­лов (вещей, предметов обихода и др.), содержащих дезинформацию, инструкции к совершению действий во вред своим войскам, за несанкционированные и не­контролируемые контакты с гражданским населением и др.

Опыт боевых действий свидетельствует о том, что необходимо тщательно под­ходить к подбору лиц для работы на средствах связи и управления. Среди них не должно быть людей психически неуравновешенных, невыдержанных, с демон­стративной акцентуацией характера, трусливых. Их повседневная деятельность должна быть взята под строгий контроль командиров, заместителей по воспита-

252______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

тельной работе, непосредственных начальников. Эти люди должны хорошо пред­ставлять, что окружающие могут интерпретировать те или иные их реакции, на­строения, высказывания как прямое следствие обладания соответствующей ин­формацией.

Во время боевых действий на руку противнику могут неосознанно играть не­которые средства массовой информации своей страны. Поэтому командирам, их заместителям по воспитательной работе, психологам необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по общению с представителями СМИ (порядок предос­тавления им информации; организация контактов с военнослужащими; распрос­транение среди военнослужащих печатных изданий и др.).

Срыв ПсО предполагает быстрое выявление средств информационно-психоло­гического воздействия противника, их немедленное подавление и уничтожение. Понимая высокую эффективность «психологического оружия», командиры дол­жны придавать объектам ПсО приоритетное значение при планировании огнево­го поражения противника, разведывательно-диверсионных действий, мероприя­тий РЭБ и др.

Реализуемые подрывные акции подлежат немедленному и квалифицирован­ному анализу, выявлению их целей, возможной динамики, степени действеннос­ти. Ни одна из них не должна оставаться без соответствующего контрпропаган­дистского ответа.

При этом командирам, офицерам воспитательных структур необходимо пом­нить о том, что сейчас уже недостаточно назвать врага «зверем», «негодяем», «бан­дитом», «лжецом» и т. п. Сегодня требуется более обоснованное подтверждение подобных заявлений. Это особенно важно при участии войск в локальных воен­ных конфликтах и миротворческих акциях, когда им приходится иметь дело с противником — «хамелеоном» (днем — это миролюбивый крестьянин, а ночью жестокий враг).

Опыт организации противодействия информационно-подрывным действиям противника в годы Великой Отечественной войны, во время боевых действий в Афганистане и Чечне показывает, что в частях целесообразно иметь специальные подразделения для оперативного сбора и уничтожения листовок, плакатов и дру­гих, содержащих враждебную информацию, материалов.

Не

Наши рекомендации