Глава 3. психологические особенности действий личного состава в условиях применения омп и высокоточного оружия
В соответствии с современными военно-научными взглядами и положениями боевых документов общевойсковой бой может вестись с использованием как обычного оружия, так и оружия массового поражения (ОМП). Хотя производство и хранение химического и бактериологического оружия в большинстве стран запрещено, наличие бинарных составов, не уничтоженных запасов, ведущиеся секретные разработки новых аналогичных средств, существование возможности разрушения предприятий химической промышленности, специальных НИИ заставляют прогнозировать их влияние на психику и боевую деятельность личного состава. По масштабности воздействия на боевую технику и военнослужащих вплотную приближается к категории ОМП оружие несмертельного действия1.
Усиленными темпами развивается высокоточное оружие (разведывательно-огневые и разведывательно-ударные комплексы, ракеты и снаряды точного наведения и др.).
Все перечисленные средства отличаются выраженными особенностями влияния на человеческую психику. Знание этой специфики позволяет подготовить людей, предупредить действие фактора новизны, неожиданности, внезапности, быстро преодолеть психологические последствия их применения.
3.1. Психологическая характеристика боевых действий войск в условиях применения ОМП и высокоточного оружия
К числу наиболее мощных боевых средств по праву относится ядерное оружие.
О характере его влияния на психику и боевую деятельность воинов сегодня
нельзя говорить с достаточной научной точностью, т. к. таких исследований не
К обычному оружию относятся все огневые и ударные средства, применяющие артилле
рийские, зенитные, авиационные, стрелковые, инженерные боеприпасы, ракеты в обыч
ном снаряжении, зажигательные боеприпасы и огнесмеси и др. К ОМП традиционно от
носят ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) оружие. Под оружием
несмертельного действия понимаются средства создания электромагнитных импульсов,
генераторы инфразвука, лазеры, химические и биологические рецептуры, способные из
менять структуру материалов основных элементов боевой техники, вещества, выводя
щие из строя топливо, смазку, резинотехнические изделия, дезорганизующие психиче
скую деятельность, поведение, нарушающие здоровье людей, не приводя к их гибели.
Глава 3. Психологические особенности действий личного состава...
проводилось. Вместе с тем изучение поведения людей в чрезвычайных ситуациях по описаниям последствий атомной бомбардировки Хиросимы, Нагасаки, испытаний ядерного оружия с участием людей в нашей стране, Китае и США, природных бедствий (землетрясения, ураганы, наводнения, горные обвалы и др.). крупных техногенных катастроф позволяет прогнозировать основные реакции и состояния воинов в условиях применения ОМП.
Каковы же психические явления, порождаемые применением ядерного оружия?
Прежде всего, это специфическое психотравматическое действие поражающих факторов ядерного оружия (световое излучение, проникающая радиация, ударная волна, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс) па нервную систему и психику военнослужащих.
Психологическое воздействие светового излучения.Исследования показывают, что мужчины из всех возможных бед больше всего боятся потерять зрение и стать импотентами [33; 80; 169]. Страх перед данными нарушениями — один из самых сильных психологических факторов, воздействующих на войска. В результате специфического действия светового излучения возможны временная потеря зрения и полная слепота отдельных военнослужащих и целых воинских подразделений.
Психологические реакции, вызываемые ослеплением, известны с древних времен. На поле боя нередко случалось так, что частично или полностью ослепленные солдаты поддавались панике, психологическому шоку, переставали отличать своих сослуживцев от солдат противника, проявляли импульсивные, неконтролируемые защитные реакции и поражали своим огнем сослуживцев. Однако с созданием ядерного оружия возникала перспектива одновременного ослепления сотен или тысяч людей в результате одного взрыва.
Световое излучение вызывает многочисленные возгорания. Человек легко поддается панике, если ему угрожает огонь. Многие считают смерть в огне самой мучительной. Из-за врожденного страха перед огнем можно ожидать развития у военнослужащих так называемых «термических неврозов» [169, с. 217].
Повышение температуры воздуха до чрезвычайных значений усилит хаос, царящий на поле боя после применения ядерного оружия.
Психологический эффект ударной волны.Изменение картины поля боя, дезориентация, ошеломление, ужас. Другим фактором, вызывающим ядерный невроз, является страх перед эскалацией применения ядерного оружия, влекущей за собой разрушение родных городов, гибель родных и близких.
Ударная волна и световое излучение в считанные секунды до неузнаваемости изменяют боевой пейзаж. Перед взором воина может возникнуть картина невиданных разрушений, завалов, очагов пожаров, большого количества выведенной из строя боевой техники, пораженных военнослужащих, сопровождающаяся мощными звуковыми раздражителями. Воины увидят жуткую картину горящих лесов, строений, боевой техники, людей.
Изучение показывает, что пребывание в таких условия, как правило, сопровождаются нарушением восприятия, внимания, ориентировки в пространстве, времени, боевой ситуации. На основе физических травм (особенно головного мозга), ожогов, ранений возможно развитие психических расстройств различной тяжести.
Психологическое воздействие проникающей радиации и радиоактивного заражения.Проникающая радиация может оказывать воздействие на психические
208______________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
состояния воинов как непосредственно (через поражение жизненных процессов в нервных клетках и расстройство условно-рефлекторных связей в коре головного мозга), так и своим устрашающим эффектом.
Психологический эффект проникающей радиации и радиоактивного заражения местности обусловлен определенными факторами.
Во-первых, воздействие радиации ни с чем не сравнимо. Большинство воинов не имеет опыта действий на зараженной местности. В результате срабатывает известная психическая закономерность: «Чего не знаю, того боюсь», т. е. действует эффект новизны.
Во-вторых, радиация не имеет цвета, запаха, звука, вкуса и обнаруживается только с помощью специальных приборов. При их отсутствии или выходе из строя наличие радиоактивного заражения может предполагаться всегда, преувеличиваться или, напротив, игнорироваться. Это ведет к формированию у военнослужащих неверия в собственные силы, недоверия к людям, ответственным за контроль над радиоактивным заражением местности и людей.
Перечисленные факторы могут породить такое особое психологическое явление, как атомобоязньили индивидуальный ядерный невроз[169, с. 218]. («невроз радиации»).
Оно характеризуется тем, что даже опытные воины, страдающие ядерным неврозом, будут повсеместно «обнаруживать» признаки выпадения радиоактивных осадков (роса, туман, лужи, бурые пятна на почве и деревьях, пыль и др.), трактовать обычные нервно-психические реакции (головокружение, головная боль, тошнота, слабость в мышцах, жажда и др.) как симптомы лучевой болезни. Они отказываются от воды и пищи, сторониться товарищей, жалуются на симптомы радиоактивного поражения, становятся особенно подверженными слухам и панике, испытывают парализующее чувство тревоги, смертельной опасности, повышенную чувствительность к слухам о радиации, о полной невозможности защититься от нее. Особенно травмирующе действуют на людей страхи, связанные со способностью радиации вызывать импотенцию и раковые заболевания.
Американский специалист полковник Ригг описывает события, связанные с испытанием ядерного оружия. При проведении операции «Сэндстоунн» в 1948 г. солдаты, находившиеся на атолле Энивиток, где происходили эти испытания, начали нарасхват закупать сигареты в военных магазинах. На атолле не оставалось коренных жителей, продавать сигареты по спекулятивным ценам было некому, и тем не менее спрос на них был больше нормального. Когда провели расследование, оказалось, что некоторые солдаты обшивали шорты фольгой от сигарет. И это несмотря на то, что им говорилось следующее:
а) фольга не обеспечивает защиту;
б) удаление от эпицентра взрыва безопасно [174, с. 216].
Как это ни странно, развитию атомобоязни будет способствовать применение защитных противохимичесиких комплектов. Как правило, через несколько часов работы в таких костюмах воины начинают страдать от психических расстройств. Причиной является существенное изменение режима теплообмена. Температура воздуха иод прорезиненным костюмом может достигать 65 граду-
Глава 3. Психологические особенности действий личного состава...________________ 209
сов. Нахождение в нем военнослужащего в течение трех часов снижает его боеспособность на 50-80%. Маска противогаза существенно затрудняет обзор, так как очки запотевают от дыхания. Почти вдвое снижается способность военнослужащих слышать и разговаривать друг с другом.
Усугубляющее действие оказывают возникающие у воина, действующего в защитном костюме, ощущения его физической изолированности от товарищей [169, с. 218].
Кроме этого многие реакции организма на действия в таком костюме (учащенное сердцебиение, усиленное потоотделение, затрудненность дыхания и т. д.) совпадают с первичными признаками радиационного поражения. Находясь один на один с собой, военнослужащий не всегда правильно может объяснить данные симптомы.
Развитие ядерного невроза ускоряется, если военнослужащий, заподозривший радиоактивное заражение, сделает себе инъекцию атропина. Лекарство вызывает обезвоживание организма, расстройство двигательного аппарата, нарушения мышления. Все это многократно усугубляет психическое состояние психологически неподготовленного военнослужащего.
Сильное психологическое воздействие на воинов оказывает применение противником отравляющих веществ1.
Впервые химическое оружие было широкомасштабно применено Германией 22 апреля 1915 г. при битве у г. Ипр в Бельгии, когда было использовано 5000 емкостей с хлором. В качестве целей были выбраны две лучшие французские дивизии. Часть личного состава погибла, часть получила поражения различной степени, другие были обращены в бегство. В линии союзников была образована брешь шириной 8 км. Впоследствии имело место неоднократное применение химического оружия. По приблизительным данным в период Первой мировой войны жертвами химического оружия стали 1 млн 300 тыс. чел. Из них 92 тыс. погибли. Более одной трети всех потерь, прежде всего смертельных, понесли русские войска.
Американский план вторжения в Японию в годы Второй мировой войны предусматривал широкомасштабное применение химического оружия против гражданского населения с целью сведения к минимуму потерь среди союзных войск.
Японские войска неоднократно применяли химическое оружие против китайских войск и гражданского населения. Химическое оружие использовалось во Вьетнаме, Камбодже, Йемене, Иране, Ираке.
Так, в ходе изучения влияния на людей (вследствие утечки и в районах аварий) несмертельных доз нервно-паралитических ОВ установлено: поведенческие и психические симптомы, некоторые психические расстройства у пострадавших сохраняются еще около двух месяцев после поражения, что значительно превышает период восстановления биологических показателей крови до нормы. Психологическая симптоматика отравления характеризуется сужением сознания, возникновением и усилением беспокойства, безотчетного страха, стремлением
Химическое оружие является одним из тех видов оружия, которое может стать самым смертоносным в будущей войне..
210 ____________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
убежать, депрессией, манией преследования, подозрительностью, быстрой утомляемостью. На специальном учении американских войск с применением ОВ у 20% военнослужащих были выявлены психические расстройства, обусловившие прекращение выполнения ими стоящих задач [33].
Применение химического оружия сопровождается психическими расстройствами широкого спектра. Так, по подсчетам британской армии, проведенным в 1921 г., из 600 000 личного состава союзных войск, пораженных в результате применения ХО в первой мировой войне, не менее 400 000 имели психические расстройства. Многие военнослужащие, испуганные предстоящим участием в боевых действиях, с помощью небольших палочек наносили себе на открытые участки тела иприт, который оставался на местности в капельножидком состоянии после его применения. После появления нарывов на коже эти военнослужащие обращались за помощью в батальонные медицинские пункты и выбывали из строя на определенный промежуток времени.
В другом исследовании, проведенном в 1927 г. специалистами американской армии, отмечалось, что две трети лиц, обратившихся за помощью с симптомами поражения от химического оружия, не подвергались воздействию боевых отравляющих веществ. Большинство из них страдали от химического поражения, но симптомы его были вызваны психосоматическими причинами [80].
Многие виды ОВ представляют собой химические соединения без цвета, вкуса и запаха и обнаруживаются только с помощью специальных приборов. Порой единственным способом определения наличия ОВ является снятие противогаза.
Возможность возникновения и распространения массовых инфекционных психических явлений (психозов).Информация о применении ядерного оружия, умышленно инсценируемая противником или распространяемая посредством слухов, способна вызвать панические настроения больших групп людей. Проникновение психотравмированиых военнослужащих в расположение и боевые порядки войск, не пострадавших от ядерного взрыва, будет способствовать их деморализации.
Опыт показывает, что при угрозе применения ядерного, химического и бактериологического оружия возможно возникновение ложных групповых и массовых поражений («психические инфекции»), развивающихся по механизму психического заражения и подражания.
Так, в годы Первой мировой войны в английской и французской армиях было ошибочно эвакуировано с поля боя 25 тыс. солдат, у которых отмечались симптомы поражения ОВ, хотя они не находились в зоне применения газов. Другой пример. Батальон французского иностранного легиона в 1985 г. подвергся ложной химической атаке на своей базе на Корсике. Эта часть до этого уже не раз проходила подобные испытания. Обычно самолет, пролетая над войсками на низкой высоте, сбрасывал на них воду в парообразном состоянии, имитируя применение ОВ.
Однако в тот раз инструкторы применили вместо воды безвредный порошок красного цвета, который был незнаком войскам. Когда личный состав батальона обнаружил, что засыпан порошком, он был потрясен. Все подумали, что произош-
Глава 3. Психологические особенности действий личного состава..._______________ 21_1_
ла страшная ошибка и применено настоящее ОВ. Это привело всех в состояние шока. Десятки солдат корчилось на земле, проявляя все признаки отравления ОВ. Некоторые еле дышали от ужаса, наблюдая.что творится вокруг. Остальных охватила паника и они либо бежали, либо застыли на месте в ожидании смерти.
Большие объемы одновременной психотравматизации личного состава.На
Западе разработана статистическая модель возможных реакций военнослужащих на ядерный взрыв. Предполагается, что 12-25% личного состава сохранят способность выполнять боевую задачу, 75% временно и 10-25% на длительный срок утратят ее. Считается, что многие солдаты, не получившие физические повреждения, окажутся в состоянии психического шока: одни из них будут бесцельно бродить по полю боя, другие будут находиться в состоянии ступора, третьи откроют беспорядочный огонь по всему, что покажется им подозрительным, четвертые потянутся в тыл [4].
Резкое возрастание ответственности за управленческие решения.Применение ядерного оружия многократно усилит психическую нагрузку на командиров всех уровней. Кроме прочих задач, перед ними встанет нравственная проблема о возможности и характере использования военнослужащих, получивших смертельную дозу радиации. Предполагается, что в течение некоторого времени (от нескольких часов до нескольких суток) они будут небоеспособны, но затем их состояние несколько улучшится и появится способность участвовать в боевых действиях еще 5-6 суток до своей неизбежной смерти (живые трупы).
Однако в современной войне ОМП не будет иметь абсолютного преобладания. Можно сказать, что война с применением обычных средств поражения имеет необычные поражающие факторы.
Истребитель F-4 несет большую разрушительную силу, чем крылатая ракета с ядерной боеголовкой. Три боеприпаса объемного взрыва по эффекту применения равны ядерной бомбе малой мощности. Такие высокоточные средства, как РСЗО MLRS, могут за 30 с доставить до целей 12 реактивных снарядов (или 8 тыс. противопехотных поражающих элементов; 28 ПТМ; 10 убойных элементов типа SADARM — самонаводящихся боеголовок против бронецелей).
Главной психологической особенностью применения высокоточного оружия является ощущение постоянного нахождения «под колпаком» у противника. Противник наносит удары по нашим войскам с филигранной точностью, а ответного удара нанести невозможно из-за того, что он находится на предельно далеком расстоянии и может не обнаруживаться.
В результате использования оружия несмертельного действия отрицательный эффект на деятельность воинов окажут мгновенная остановка и выход из строя боевой техники, систем оружия, нарушение связи, не поддающееся объяснению резкое ухудшение настроения, возникновение безотчетного страха, потеря зрения и др.
Таким образом, современный бой окажет мощное психотравмирующее воздействие на воинов, часть из них не сможет продолжить участие в боевых действиях вследствие психических расстройств. Все это требует их тщательной психологической подготовки, учитывающей психологические особенности разных видов боевых действий и специфику проявления психики воинов в условиях применения ОМП.
Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий
3.2. Психологическая подготовка военнослужащих к действиям в условиях применения оружия массового поражения и высокоточного оружия
В конце XX в. в японском городе Кусиро произошло землетрясение. Оно случилось поздно вечером. Двухсоттысячный город лежал в руинах, но не было ни одной человеческой жертвы, произошло только 9 пожаров. Оказалось, что, покидая дома, японцы выключали свет и газ. Это землетрясение не было предсказано. Просто люди находились в постоянной готовности к стихийным бедствиям. На этом примере видно, что если люди психологически готовы к действию в самых экстремальных условиях, то негативные последствия можно существенно снизить.
Опыт показывает, что для того, чтобы психологически подготовить военнослужащих к действиям в условиях применения ОМП и ВТО, необходимо следующее.
1. Обучать воинов по внешним признакам определять характер и вид ядерного
взрыва и на основе этого быстро оценивать размеры опасности и правильно выби
рать схему действий.
Знание только поражающих факторов, например светового излучения, может вызвать страх, чувство беззащитности и беспомощности. Необходимо разъяснять, что световое и тепловое излучение распространяются прямолинейно и не проникают через непрозрачные материалы. Любая преграда (стена, брезент, окоп) могут защитить от них.
Кроме этого световое излучение может стать своеобразным «союзником» воина. Так как свет распространяется быстрее звука, то он выступает в роли своеобразного сигнализатора о приближении ударной волны.
Это позволяет снять излишнее напряжение в ожидании приближения ударной волны. Военнослужащие должны четко знать, что если через 10-12 с после вспышки ударная волна не дошла до них, то ядерный взрыв произошел более чем за 20 км (за 2 с ударная волна проходит 1000 м) и реальной опасности не представляет.
Другим видимым эффектом ядерного взрыва является образующееся в первые 1-2 с после вспышки облако, имеющее вид поднимающегося столба дыма с грибовидной шапкой. По цвету облака можно определить вид ядерного взрыва. Если оно белое — взрыв воздушный, если темно-серое — наземный. У воздушного взрыва практически отсутствует радиоактивное заражение местности, что позволяет сразу же действовать в самом эпицентре взрыва в противогазах.
Тело человека способно выдержать давление ударной волны в 20 раз больше, чем выдерживает каркасное здание. Следовательно, если хорошо укрыться от светового излучения, то ударная волна представляет меньшую опасность.
Солдатам следует разъяснять, что повторное нанесение ядерного удара но одному и тому же месту маловероятно. Поэтому место уже произведенного взрыва — одно из самых безопасных.
Знание этих фактов имеет большое психологическое значение: оно вселяет уверенность в собственных силах и безопасность.
2. Организовывать действия личного состава, в условиях, моделирующих поражаю
щие факторы ОМП. В этих целях может осуществляться участие войск в испытани
ях ядерного оружия при определенных условиях (знание расстояния от эпицентра,
использование индивидуальной и групповой защиты и т. д.), имитация примене-
Глава 3. Психологические особенности действий личного состава...
ния ОМП в ходе проведения войсковых учений с помощью специальных имитационных устройств и средств (заводские и самодельные имитаторы ядерного взрыва, учебная радиоактивная пыль, слезоточивые газы, сублетальные дозы О В и др.).
3. Демонстрировать возможности средств индивидуальной и коллективной за
щиты.
4. Организовывать четкий контроль за радиационной обстановкой. Военнослужащие должны быть уверены, что при фиксации полученных доз облучения соблюдаются принципы точности и справедливости (дозы не уменьшаются, не приписываются тем, кто их реально не получил). Целесообразно приравнивать опасные дозы облучения к ранениям.
5. Осуществлять своевременную эвакуацию облученных, зараженных, пораженных военнослужащих в целях недопущения развития у военнослужащих ядерных нев -розов и массовых психических заражений. Организовывать обход войсками мест массовых потерь от применения ОМП и ВТО.
6. Жестко и бескомпромиссно бороться со слухами относительно применения противником ОМП, исправности приборов радиационной и химической разведки и т. д.
6. Обучать воинов методам психической саморегуляции и оказания психологической помощи пострадавшим.
7. Оказывать своевременную психологическую помощь военнослужащим, подвергшимся психотравматизации, больным и раненым.
8. Своевременно осуществлять экспресс-программы восстановления боеспособности подразделений, подвергшихся воздействию ОМП и ВТО.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем специфика психологического воздействия на военнослужащих светового излучения?
2. В чем заключается психологический эффект ударной волны?
3. Каковы особенности психологического воздействия проникающей радиации и радиоактивного заражения?
4. Каковы механизмы возникновения и распространения массовых инфекционных психических явлений (психозов)?
5. Раскройте содержание психологической подготовки военнослужащих к действиям в условиях применения оружия массового поражения и высокоточного оружия.
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
1. Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Карая -ни, П. А. Корчемного. — М., 1998.
2. Конюхов Н. И., Феденко Н. Ф. Психологические потери и их профилактика. М., 1990.
3. Курс военной психологии / Под ред. Н. Ф. Феденко. Ч. 2. — М., 1995.
4. Сторм У. Психологический эффект массовых потерь //Современная буржуазная военная психология / Под ред. А. В. Барабанщикова и Н. Ф. Феденко. - М., 1965.
5. Съедин С. И., Абдурахманов Р. Л. Психологические последствия участия в боевых действиях. — М., 1992.
Глава 4. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТИ
Роль и значение психологии определяются важнейшей функцией науки — служить потребностям людей и общественной практике. Собственно вся история развития психологии и есть движение от познания законов функционирования духовного мира личности к их практическому использованию в интересах самой же личности и общества. Постоянно наращиваясвой теоретический и прикладной потенциал, психология все настойчивее проникает в самые сложные сферы человеческого бытия, стремится усовершенствовать физический мир через преобразование духовного мира личности, сделать человека активным творцом своей судьбы. Сегодня ей становится по плечу комплексное осмысление и таких явлений, как психология войны и боя.
Есть все основания констатировать, что война является самым суровым и жестоким испытанием человеческого духа, его нравственных устоев, силы воли и тела. Можно утверждать совершенно определенно — никакой самый трагический из известных природных и техногенных катаклизмов по мощи своего воздействия не сравним с войной. Главной причиной высочайшей психопатогенности войны является то, что в бою человек вынужден действовать вопреки своей природе, наперекор могучим инстинктам самосохранения, игнорируя потребности собственного организм, во имя надличностных, социальных целей и интересов.
Для того чтобы выжить в боевой обстановке, человек должен перестроить все свое существо (уровень бдительности и активности, скорость реакций, стиль поведения, систему ценностей и отношений к окружающему, людям, себе и т. д.) в соответствии с ее требованиями. Если этого не происходит, военнослужащий становится «легкой добычей» боевой психической травмы, различных психических расстройств.
Объемы таких расстройств приобретают поистине гигантские масштабы. Например, во время Второй мировой войны только американские войска потеряли более 500 тыс. человек по причине боевых психических расстройств. Такого количества солдат хватило бы для укомплектования 50 пехотных дивизий, которые могли бы изменить ход любой военной компании. Соотношение психогенных и физических потерь в войсках в XX в. постоянно «пульсировало», обнаруживая общую тенденцию к росту.
Не случайно попытки приложить психологическое знание к боевой практике известны с незапамятных времен. Еще в трудах Геродота, Ксенофонта, Плутарха
Глава 4. Сущность и содержание психологического обеспечения боевой деятельности... 215
подвергаются анализу причины героизма и малодушия, верности долгу и предательства, морально-психологического превосходства над противником и некоторых психических расстройств, даются рекомендации по расширению психологических возможностей воина и управления войсками.
За время развития психологии в ранге науки такие рекомендации стали более научно обоснованными, конкретными, объективировались в виде своеобразных технологий.
Вместе с тем современное психологическое знание о войне, бое, боевой деятельности войск, к сожалению, отличается фрагментарностью, разрозненностью, несет на себе отпечаток различных научных школ и авторских интересов. Провозглашенный в отечественной военной психологии личностно-социально-деятельностный подход больше провозглашается, чем реализуется в конкретных исследованиях. По-прежнему поведение человека, его детерминация рассматриваются линейно, без учета влияния на него социальных, эргономических, экологических и иных факторов в их диалектической взаимосвязи.
В связи с этим возникает острая необходимость в разработке целостной теоретической концепции психологического обеспечения боевых действий войск. Теоретическую основу такой концепции должно составлять четкое, целостное научное представление об объекте и предмете психологического вмешательства в боевую деятельность и вытекающих из него путях и способах психологического вспомоществования участникам военных событий.