Чтобы ребенок увлеченно чем-то занимался, займитесь этим сами»

В о все х учебника х п о психологи и воспитани я можн о найт и в то м ил и ино м вариант е эт у директиву .

М ораль : дет и копиру ю т поведени е взросл ы х , котор ы е в до­ ш кольно м период е явля ю тс я дл я ни х непререкаем ым автори­ тето м .

К омментарий : у меня нет информации , кто первый придума л эту фразу. Но соверш енно очевидно, что все умные родители в конеч­ ном итоге приходят к ней. Глупо предполагать, что ребенок начнет бегать по утрам, если родитель до 12 часов не может встать с кровати. Б ессмы сленно думать, что он будет учить язы ки, если родителю не интересно их знать.

Личност ь ребенка вы страивается, как и в библейско й исто­ рии , по образ у и подобию взрослого. Н абл ю да я за увлеченн ы м взросл ым , он сам становитс я увлеченн ым , вбира я те ценностные

13 8 • Глава 3 .Каталог баек

представления, которы е разделяе т настав ник . Ви д я упорств о взрослого, он и сам будет упра жн ят ь свою волю , довод я начатое дел о д о конца . И мприн ти н г направляе т ребенка н а воспроизве ­ дени е поведения родителя . Люб я , дет и в м акси м ально й степени копиру ю т этот эталон.

Д иапазон применения байки:консультация будущих родите­ лей, молодых родителей, тех, кто обращается по поводу развития творческих способностей у детей.

№ 103. Байка «Пилигримы »

Эт о стихотворени е И . Бродског о [11]: Мим о ристалищ , капищ ,

мим о храмо в и баров , мим о шикарны х кладбищ , мим о больши х базаров , мир а и гор я мимо ,

мим о Мекки и Рима , сини м солнце м палимы , иду т п о земл е пилигримы . Увечн ы они , горбаты , голодны,полуодеты ,

глаз а их полн ы заката, сердц а и х полн ы рассвета . З а ним и пою т пустыни , вспыхиваю т зарницы , звезд ы горя т на д ними ,

и хрипл о кричат им птицы : чт о ми р останетс я прежним , да , останетс я прежним , ослепительн о снежным ,

и сомнительн о нежным , ми р останетс я лживым , ми р останетс я вечным, може т быть, постижимым , но все-таки бесконечным .

Каталог баек • 13 9

И, значит , не буде т толк а от веры в себ я да в Бога .

...И , значит, осталис ь тольк о иллюзи я и дорога .

И быть на д земле й закатам ,

и быть на д земле й рассветам . Удобрит ь е е солдатам . Одобрит ь е е поэтам .

М ораль:ва жн о не то, к чему челове к стре ми лся , а то, ка к он прожи л свою жи з нь .

Комментарий:родители могут заставит ь ребенка верит ь в Бога, могут научить надеяться на свои сил ы . Важно, чтобы иллю зии, которы е он и предложа т детям в виде сценария и представления о само м себе, позволял и ему м акси м ально реализовы вать свои воз­ можности, а не закр ы вали его от мира.

Д иапазо н применения байки:тренинг личностного роста у подростков, консультации родителей относительно воспитания детей.

№ 104. Байка «Компетенция и почему ее требуют?»

В 2002 г. бы л проведе н эксперимент , в которо м участвовал и 32 стра ­ ны, в то м числ е Россия . Цель ю эксперимент а был о оценит ь знани я подростко в в школа х разны х стран . Чтоб ы создат ь равноценны й экзаменационны й материал , соответствующи й знаниям , предла ­ гаемы м в школе , в каждо й стран е четыр е независимы х эксперт а брал и оди н и то т ж е материал , которы й он и зате м адаптировал и к возможностя м дете й свое й страны . Росси я в это м исследова ­ ни и оказалас ь н а 28-м месте , хот я м ы постоянн о говори м о том , чт о у на с само е лучше е образование . Н а перво м мест е оказалас ь Финляндия . В че м состоял а проблем а наши х детей ? Он и хорош о воспроизводил и теоретически й материа л и з учебника , н о совсе м н е умел и применят ь ег о к жизненны м ситуациям . Возможност ь использоват ь полученны е данны е как ра з и называетс я компетен ­ цией .

М ораль:э фф ективност ь освоения з нани я — это н е хоро ш а я память , а воз можно ст ь применят ь вы ученно е н а практике .

140 • Глава 3 .Каталог баек

К омментарий:совре м енно е российско е образование пред­ полагает , чт о ребено к дол ж е н заучиват ь м ассу м атериала , н е опираяс ь н а экспери м ент . К оличеств о лабораторн ы х и иссле­ довательских рабо т катастро фи ческ и м ало . П р и этом в о мно ги х других страна х акцен т ставитс я н е н а охва т м акси м альн о боль­ ш ого объема информации , а н а воз можно ст и ребенк а находит ь информаци ю , у м ет ь е е применят ь в жи з ни , са мом у откр ы ват ь зако н ы и правила , поставив соответству ющ и й экспери м ент . Задач а родителей, хот я б ы д о тог о мом ента , пок а ребено к н е по ш е л в ш колу , состоит именн о в создании воз можно ст и само­ стоятельног о освоени я и м наиболе е ф унда м ентальн ы х з нани й свойст в природы.

Д иапазо н применения байки:беседы с воспитателями, учи­ телями начальных классов, консультирование родителей под­ ростков.

№ 105. Байка «Я никогда не наказываю своего ребенка»

Однажд ы я участвовал а в студенческо й конференции , на которо й был сдела н докла д «Воспитыват ь бе з наказания». Я решил а задат ь вопро с докладчиц е п о повод у того , чт о наказани е — эт о метод , пр и которо м у ребенк а из поведени я убираю т социальн о неприемлемы е элементы . Можн о л и н е пользоватьс я им ? И тогд а докладчиц а го ­ лосом , в которо м звуча л металл , сказала : «Я никогд а не наказываю своег о ребенка» . Услыша в это т жутки й голос , все поняли , как може т быть страшн о ребенку , мам а которог о думает , чт о не наказывает, когд а говори т с ни м ТАКИ М голосом . Никт о н е ста л задават ь больш е вопросов , в аудитори и повисл о молчание .

М ораль:то, чт о ду м ае т родител ь о свое м поведении по отно­ ш ени ю к ребенку , не обязательно так же восприни м аетс я и ре­ бенком.

К омментарий:в данно й истории мо лода я м а м а полагала , чт о нака за ни е мож е т б ы т ь тольк о фи зически м . Н о видо в нака за ни я очень много, а наиболе е сильн ы й и опасн ы й ви д нака за ни я — от­ вер ж ени е ребенка , которо е производитс я чере з голос, чере з уход о т ребенка , чере з соответству ющ и е мимик у и поведение роди -

Каталог баек • 14 1

теля. С тра х остатьс я в одиночеств е дл я человеческог о су щ ества может б ы т ь са мы м сильн ым . Н едаро м С окра т предпоче л в ыпи т ь и з ча ш и с цикуто й (яд ) альтернатив е — изгнанию и з Афин .

Н о эт о сделал взросл ый . М о жн о представит ь себе, ка к пугается ребенок перспектив е отверж ени я родителями, даж е есл и родите­ ли дум аю т, чт о не наказы ваю т ребенка . Э то пут ь взра щ ивани я за­ виси мого человека .

Е сть правил о наказа ния . С огласно ему, м ать, наказ ы ва я ребен­ ка, сначал а говорит ил и каким-т о образом дает понять , что она л ю би т ребенка , принимае т его и он — само е л ю бимо е ею су щ ество н а Земле . Зате м она говорит , чт о наказ ы вае т его за конкретн ы й поступок, подчеркива я либ о в этот момент, либ о позднее , когда она в спокойно м состоянии разговаривае т с ребенком и объясня­ ет ем у правил а взаи мо действия м еж ду л ю дь ми , что она отделяе т ребенка , котор ы й важ ен дл я нее всегда, от его поступка , котор ы й она ж елае т изменить .

Д иапазон применения байки:консультирование родителей относительно методов поощрения и наказания в семье.

№ 106. Байка «Антон Палыч Чехов однажды заметил...»

Эт о стих и Б. Ш. Окуджав ы [28]:

Анто н Палыч Чехо в однажд ы заметил ,

чт о умны й люби т учиться , а дура к — учить . Скольки х дурако в в свое й жизн и я встрети л — мн е давн о пор а уж е орде н получить .

Дурак и обожаю т собиратьс я в стаю .

Вперед и их главны й во все й красе .

В детств е я верил , чт о однажд ы встану, а дурако в нет у — улетел и все.

Ах , детски е сны мо и — какая ошибка , в каких облака х я по глупост и витал .

У природ ы на уста х коварная улыбка.. .

Видимо , чего-т о я не рассчитал .

14 2 • Глава 3 .Каталог баек

А умны й в одиночеств е гуляе т кругами , о н цени т одиночеств о превыш е всего . И ег о так прост о взять голым и руками , скор о и х повыловя т всех д о одного .

Когд а ж их всех повыловя т — наступи т эпоха , котору ю не выдумат ь и не описать.. .

С умны м — хлопотно , с дурако м — плохо .

Нужн о что-т о среднее . Д а гд е ж ег о взять?

Дурако м быть выгодно , д а очен ь н е хочется , умны м — очен ь хочется , да кончитс я битьем.. . У природ ы на уста х коварные пророчества .

Но , може т быть, когда-нибуд ь к среднем у придем .

М ораль:все та же — нет в мир е соверш енства .

Комментарий:ка к бы н и планирова л родител ь предназначе ­ ни е своег о ребенка , он не сможет уберечь его от труд ностей. Лю­ бой ярки й челове к будет в ы з ы ват ь сопротивление общ ества. Ч е м оригинальне е будет ребенок, а потом и взросл ый , тем интереснее , но и труд нее, будет его жи з нь .

Д иапазон применения байки:консультирование родителей по проблемам воспитания, тренинг личностного роста у подростков.

№ 107. Байка «Ребенок и творчество»

Типична я сцен а в детско м саду : мать приходи т з а ребенком . О н под ­ бегае т к не й с рисунко м и торжественн о показывает . Мат ь ленив о смотри т н а рисуно к и говорит : «Ты ж е вчер а уж е эт о рисовал . Оде ­ вайся быстрее» . Комкае т рисунок , кладе т в карман и ждет , когд а ре ­ бено к оденется .

М ораль:творчеств о нуждается в поо щ рени и и увядае т под ле­ нивым м а мины м взглядо м .

К омментарий:в разн ы х байка х у ж е б ы л и представлены дв е позици и о б отно ш ени и к творчеств у детей. П оскольк у очевид­ но , чт о человеку , создав ш е м у неч т о новое , придетс я в жи з н и преодолеват ь мно г о труд нос тей , т о неко тор ы е специалист ы предполагаю т , чт о таки м детя м н е стои т изли ш н е помогат ь — он и дол жн ы с детств а научи тьс я преодолеват ь препятствия .

Каталог баек • 14 3

Е ст ь и друга я точк а зре ния : помогат ь творческо м у человек у нужн о всегда, поскольк у творческий потенциа л и пробивные способност и н е иду т рук а о б руку , и част о инициатив а погибае т о т равноду ш и я об щ ества .

Во з можно , в подростково м возраст е в зависи мо ст и от того, наскольк о устойчи в ребенок , э фф ективн ы об а подхода . Н о дл я до ш кольник а доказанн ы м являетс я ли ш ь одн а позиция : талант­ лив ым и мо гу т б ы т ь мно ги е дети, н о творчески м и л ю дь м и ста­ новя тс я ли ш ь т е и з них , котор ы х м атер и ил и т е л ю ди , котор ы е за нима ю т эт у позици ю , очен ь л ю бя т и дела м и котор ы х восхи­ щ а ю тся .

Н ача в рисовать , дет и оди н и тот ж е с юж е т «отрабат ы ва ю т » достаточно долго , создава я подря д абсол ю т н о идентичные ри­ сунки . Э т о тольк о со стороны ка ж ется , чт о ребено к делае т бес­ с мы сленну ю работу . Н о ва жн ост ь этих однотипн ы х каракул ь состоит в то м , чт о ребено к осваивае т предметный мир , соотно­ сит свои действи я с полученным результато м, он познае т воз­ можно ст и каранда ш а и бумаги, собственной руки . М оз г н е мо­ ж е т вдру г обрест и навык , каж до е действие требуе т длительног о оттачивания .

Д иапазо н применени я байки : в рамках консультирования, ког­ да мать чрезмерно критикует своего ребенка и предъявляет к нему высокие требования.

№ 108. Байка «Прометей прикованный»

У Эсхил а в «Промете е прикованном » [40] ест ь замечательны е строки , смыс л которы х вечен:

Ах , как легк о тому , кто в безопасности , Увещеват ь и поучат ь попавшег о

В беду .

Молю , мол ю вас, будьт е сострадательны , Бед у чужу ю видя . Вед ь бе з устал и

Кочуе т злополучь е о т одни х к другим .

М ораль : не стоит осуж дать другог о родителя , когда его ребе­ нок капризничае т в об щ ественном месте.

14 4 • Глава 3 .Каталог баек

Комментарий:типич на я ситуация в наш е вре м я — ребенок плаче т в тра нспорт е ил и на улице . О бязательно найдутся л ю д и с осуж да ющ им и взгляда м и и с за м ечания м и о том, что «в наш е вре­ мя...» ил и «у на с дет и никогда не плакали» . Н есчастна я м ать, ко тора я не мож ет успокоит ь ребенка , под воздействие м этого нега­ тив но го облак а набрасывается н а ребенка , начина я его увещ евать, он плаче т ещ е пущ е, чувствуя, что м ать отдаляетс я от него. Есть масса причин, по котор ы м ребенок плачет : он может хотеть спать, у него что-то болит . И нет лю дей, у которы х ребенок бы никогда не плакал .

О чен ь приятно , когда окруж ающ и е настолько чувствительны , что понима ю т эт о и предоставляю т маме воз можност ь само й спра­ витьс я с ситуацией, не упрека я ее слова м и ил и взглядами . С ам а ж е м ам а в этих случаях дол жн а понимать , что чем больш е он а будет волноваться, чт о доставляе т с ребенком неудобства окру ж а ющ им , тем сильнее , чувству я это волнение , н о н е понима я его причину , будет плакат ь ее ребенок. Н у жн о либ о взят ь его н а руки, если он плаче т о т усталости, либ о воспит ы ват ь привычным способо м , н е реагиру я н а вне ш ни е косы е взгляды .

Д иапазон применения байки:консультирование молодых ро­ дителей.

№ 109. Байка «Детские прятки»

Наверное , все родители , имеющи е ребенк а о т год а д о 2 лет , играл и с ни м в прятки . Особенност ь это й игр ы с ребенко м данног о возраст а состои т в том , чт о малы ш всегд а прячетс я в одно м месте , да и искат ь мать са м предпочитае т в то м ж е месте , гд е тольк о чт о прятался . Бо ­ ле е того , предложени е другог о родителя , наблюдающег о з а игрой , поменят ь мест о обычн о вызывает протест . Поэтом у родител ь честн о считает , зате м долг о ходи т вокру г стола , громк о сообща я ребенку , гд е он ег о «ищет» , а потом , в соты й раз, как бы нечаянн о заглядывае т по д сто л и , дела я изумленно е выражени е лица , находи т та м ребенка , которог о переполняе т восторг .

М ораль:ребено к ф ормулируе т правил а игры в соответствии с собственн ы м представление м об устройств е мира.

Комментарий:игра я в прятки, ребенок до 3 лет ж елает, что­ бы его на ш ли , и ж дет этого. Э то поздне е з начимо й станет именн о

Каталог баек • 14 5

невозможност ь найти его. М аленький ребенок обладает свойст­ вом, которое Ж . П иаже назвал детским реализмом [31 ]. М ал ы ш на определенно м этапе развития не восприни м ает вещ и в их внут­ ренних отно ш ениях , а ли ш ь таки ми , какими они видятс я в непос­ редственном контакт е с ними . И м енн о поэтому он искренне по­ лагает, что Л ун а дви ж ется за ним и играет с ни м в прятки . Вспом­ ните, когда вы идете по дорог е ясн ы м лунн ы м вечером, Л ун а как бы дви ж етс я за вами. О днак о всяки й взросл ы й челове к научил­ ся не верит ь своим глазам. О н точ но помни т усвоенну ю в ш кол е картину мира, согласно которой Л ун а — огромн ы й холодн ы й ш ар в бесконечном космосе , которы й вращ ается вокруг ещ е больш его ш ара — Земли , на которой и стоит человек, видя щ ий , чт о Л ун а пе­ ремещ ается вслед за ним. Э то дополнительное знани е позволяе т ему сделат ь вывод, что если Л ун а и дви ж ется, то явн о не за ним, а искл ю чительно по своим лунн ы м зако нам . Он а безразлична не только к нему , но и к человеку вообщ е, так же ка к и к л ю бому дру­ гому объект у во В селенной.

М ал ы ш ещ е не был в ш кол е и не приоб щ илс я к кни жн о й муд­ рости. Н епосредственное восприятие о н принимае т за реальност ь и полность ю уверен, что Л ун а следит именн о за ним . Те н и гор н а Л ун е создаю т илл ю зи ю лица , которое ребенок легко интер­ претируе т ка к улы бающ ееся личн о ему. У него да ж е есть точ но е (с его точки зре ния ) доказательство собственной правоты. М о жн о закр ы т ь глаза — и Л ун а исчезнет , можн о их откры ть, и она — на тебе! — с мо три т и благодуш но улы бается. М ам а может долг о гово­ рит ь о бесконечност и В селенной, о темном, твердом образовании, несущ ем ся с огромной скорость ю по кругу в холодном космосе . Ребено к точ н о знает, что Л ун а — очень теплая, потому чт о ж елтая, и ласкова я — она не ругается, но всегда готова молча играт ь с ним, когда взросл ы е о чем-то долг о и нудно говорят .

М г новенно е восприятие ребенок считает истинным, посколь­ ку не отделяе т себя от мира. Ем у достаточно закр ы т ь глаза, чтобы дум ать, чт о его никто не видит . А затем радостно распахнут ь их и приоб щ итьс я к миру, наивно полагая, что именн о в этот момент окру ж а ющ и е вновь видя т его.

В реализме выражается парадокс детской мысли: с одной сторо­ ны, ребенок бли ж е к непосредственному наблюдению, с другой — он

14 6 • Глава 3 .Каталог баек

одновременно и боле е отдален от этой реальности. С лучайн ы е от­ но ш ени я в мир е при этом способе его восприятия принима ю тс я за причинные .

М ал ыш и долг о играю т не в прятки, как дум ает взросл ый , а в

«от ы скалки» . И м ва жн о не спрятаться, а б ы т ь найденными . Имен­ но поэтому они испытыва ю т столько восторга, когда взросл ы й в которы й раз находит их н а том ж е само м месте. Он и ведь ещ е н е знаю т, чт о взросл ы й их видит . Закр ы ва я глаза и прячас ь ка ж д ы й раз под один и тот ж е стол, м ал ы ш полагает , что взросл ы й будет искат ь его по всем у миру, а не прямо пойде т к известному ем у месту. П оэтому так трево жн о о жи дани е и столько радости, когда взросл ы й все-таки находит потаенное место. П онимани е зако но в фи зик и о том, чт о свет распространяетс я по прямо й линии , при­ дет к ребенку с оп ы то м , когда он вдруг сам догадается, что если он видит кого-то, то и этот кто-то то ж е видит его.

Д иапазон применения байки:консультирование молодых ро­ дителей относительно возможностей восприятия дошкольников.

№ 110. Байка «Исправить детский рисунок»

Картинк а в детско м саду : ребено к рисуе т человека . Эт о странны й че ­ ловек : у нег о огромна я голова , составляюща я едино е цело е с телом , о т которог о горизонтальн о отходя т дв е палки , обозначающи е руки , и вниз иду т ещ е две , обозначающи е ноги . Воспитател ь начинае т под ­ правлят ь рисунок , чтобы о н получилс я боле е похожи м н а реальног о человека . Рисуно к действительн о становитс я боле е понятным, н о ре ­ бенк у он не нравится , и он отказывается показывать ег о родителям .

М ораль:в рисунк е ребенок не столько стреми тся к соответст­ ви ю реальности, скольк о к изображению своег о представления этой реальности.

Комментарий:ребенок строит свой рисуно к как интеллекту­ альну ю мо дель мира, а не как его зри мы й аналог . О н рисуе т не то, что видит , а то, чт о знает. Э то з нани е в рисунк е он обобщ ает до си м волическог о описания , доступног о ему на этом уровне разви­ тия . Н о дл я взрослог о ва жн а вне ш ня я похожест ь рисунк а ребенк а н а то, что он изображает . П редлага я ребенку тех ник у повы ш ени я точ ности изображения , взросл ы е обедняю т детское рисование ,

Каталог баек • 14 7

ли ш а я его « мироустроительной» ф ункции , а детское творчест­ во — внутренне й са мо стоятельности. Во зможно , весь до ш кольн ы й период взросл ы й дол ж е н работат ь н е с тех нико й рисунка , котора я с м енится , ка к только ребенок перейде т н а другой интеллектуаль ­ ны й уровень , а с личность ю ребенка , воз можностя м и его воспри­ яти я и обоб щ ени я результатов этого восприятия .

П одобн ы е о ш ибк и взросл ы е соверш аю т регулярно. П о дорог е домо й из детског о сада, ж ела я б ы ть вни м ательн ым и к м алыш у, они спра ш ива ю т ребёнка о том, что б ы л о в детском саду. Ем у не­ чего ответит ь на это, так как в данн ы й момент дви ж ени я по доро­

ге он о ш ело м ле н потоком соб ы тий, совер ш а ющ ихс я вокру г него. Все эт о так разительно отличаетс я от того, с чем он сталкивалс я в тече ни е дня , чт о ем у хочется приоб щ итьс я к этом у. Е сл и бы взросл ы й говорил с ним об этих си юм инутных соб ы тиях , то на­ учил бы его видеть . А вечером перед сном, когда нет вне ш ни х отвлекающ и х мом ентов , ил и за сов м естн ы м ужином, где все рас­ сказы ваю т о своих делах, ребенок гордо, как и другие «боль ш ие», мог бы припомнить , что происходил о тогда, когда взросл ы х не б ы л о рядо м с ним . П ы таяс ь ж е ответит ь на вопрос м атери по до­ роге домой , под отвлекающ и й акко мп ане м ен т вне ш него мира, он обучается не за м ечат ь его, а з начимыми постепенно будет считат ь требуе мы е от него взросл ым и мы сленн ы е конструкции о пережи­ ваниях , котор ы х н е испытывает .

Д иапазо н применени я байки : консультирование молодых ро­ дителей относительно возможностей восприятия маленького ре­ бенка.

№ 111. Байка «Личное пространство»

Типична я сценка : мам а гуляе т с полуторагодовалы м ребенком . К не й походи т подруга , с которо й мам а начинае т с воодушевление м разговаривать . В это т момен т с ребенко м что-т о происходит : он веде т себ я так, как будт о хоче т разрушит ь эт о общение , кричит , капризничает , проситс я н а руки , хот я тольк о чт о увлеченн о игра л самостоятельно .

М ораль : у ребенк а есть лично е пространство, наруш ени е кото­ рого ведет к изменени ю его поведения .

14 8 • Глава 3. Каталог баек

Комментарий:в данно м случа е всю ситуацию можн о объяс­ ни ть следу ющ и м образом. У ребенка почт и до 2 лет лично е про­ странств о — эт о не только бли ж ай ш е е к нему пространство, но и его м ать. К ак тольк о чу ж а я тетя переходит невидиму ю демарка­ ционну ю лини ю , все его сущ ество заставляе т его отстаиват ь собст­ венное лично е пространство. О н плачет , кричи т ил и капризнича ­ ет. М а м а поступит неправильно , если будет говорит ь ему что-то. Н о если он а возьм ет его н а рук и ил и обнимет , он ока ж ется с не й вместе в неразделе нно м пространств е и б ы стре е успокоится , хот я тетя все ещ е будет м е ш ат ь ему.

То, чт о у детей этого возраст а больш о е лично е пространство, можн о увидеть , наблю да я за их игрой в песочнице . К аж ды й ре­ бенок сидит в своем углу, наблю дает за действия м и соседа, но не стре ми тс я непосредстве нн о с ни м об щ аться. Н о уж е к конц у второг о года жи з ни , и особенно с 3 до 5 лет, лично е пространс­ тво ребенка становитс я действительно только его личн ым , «осво­ бож дается от м атери» , ум ень ш ается, он легко об щ ается с други м и детьм и и подходит намного бли ж е к другим л ю дя м . К о вре м ен и поступления в ш кол у лично е пространств о у ребенка практически исчезает . Он очень близк о подходит и к сверстника м , и к воспи­ тател ю . Д о пубертат а (подростковог о возраста, период а половог о созревания ) эт о расстояние миним ально . Н о затем оно постепенно увеличивается, и чем старш е человек, тем труд нее ему завяз ы ват ь новые отно ш ения . Тепер ь о н ком ф ортн о чувствуе т себя ли ш ь н а расстоянии двух в ы тя ну т ы х рук. Ведь именн о рукопо ж атие фик­ сируе т у взросл ы х ту границу , за котору ю другой челове к не дол­ ж е н заходить . Роди тел ю необходимо учит ы ват ь з нани я о лично м пространств е ребенка .

Д иапазон применения байки:консультирование родителей, имеющих детей любого возраста.

чтобы ребенок увлеченно чем-то занимался, займитесь этим сами» - student2.ru Словарь

Архетип— понятие , предложенно е К. Г. Ю н го м . П о д ни м по­ нима ю тс я универсальн ы е вро ж денн ы е психические структур ы , составля ющ и е содер ж ани е коллективног о бессознательного. Он и явля ю тс я осново й об щ ечеловеческой си м волик и мифо в , сказок, худо ж ественн ы х текстов.

Вытеснение— ф орм а психологической за щ иты, выражающ ая­ ся в устранении из сознания неприемлемых влечений и пережи­ ваний.

Защитапсихологическа я — психологическа я систе м а регуля­ ции психик и человека , направленна я н а сняти е ил и у м ень ш ени е трево жн ости. П сихологическа я за щ ит а ограждает личност ь от негатив ны х э моци й и переживаний. П о Ф рейду , м еханиз м а м и за­ щ иты явля ю тся : регрессия, изоляция , проекция , идентификация , субли м ация , рационализация , отказ .

И денти фи каци я — м еханиз м психологической за щ иты, заклю­ ча ющ ийс я в отож дествлении себя с другим человеком ил и груп­ пой лю дей.

Интеллект академический— воз можност ь и готов ность ребен­ ка осваиват ь ш кольну ю программу .

Интеллект социальный— у м ени е человека ориентироватьс я в общ естве, социальн ы х институтах , э фф ективно об щ аться.

И нтеллектэ моцион альн ы й — у м ени е человек а опис ы ват ь э моци и други х л ю дей , понимат ь собственн ы е переживани я и на з ы ват ь их , предсказыват ь развитие э моцион альн ы х ситуа­ ций .

К омпетенци я — воз можность, навык использования теорети­ ческог о м атериал а в разнообразны х жи з ненных ситуациях .

150 • Словарь

Копинг— у м ени е справлятьс я с тя ж ел ым и жи з ненным и ситуа­ циями .

М иф— лю бо е представление , которое разделяется определен­ ны м кругом лю дей, в которое он и безоговорочно верят .

Н аказание— некоторое действие , после которог о из поведения ребенка убира ю тс я социально неприемлемые действия.

П роекция— м еханиз м психологической за щ иты, пр и кото­ ром неприемлемые дл я индивид а представления приписываю т­ ся вне ш нем у мир у и восприни м а ю тс я ка к принадлежа щ и е дру­ гим л ю дя м .

Р ационализация— за щ итны й м еханиз м , закл ю ча ющ ийс я в поиск е социально приемлемо й основ ы дл я социально неприемле ­ мого поведения .

Р еализ м детский— способност ь ребенка на определенном эта­ пе развития не восприни м ат ь вещ и в их внутренних отно ш ениях , а ли ш ь таки ми , какими он и видятс я в непосредственно м контакт е с ними .

Символ— образно е в ы ра ж ени е интуитивно й идеи, котора я не мож е т б ы т ь с ф ормулирована непосредстве нно .

Сублимация— м еханиз м психологической за щ иты, пр и кото­ ром сексуальна я энергия превращ ается в энергию других видов .

чтобы ребенок увлеченно чем-то занимался, займитесь этим сами» - student2.ru Список литератур ы

1. Августин А. И сповед ь Бл а ж енног о Августина, епископа Гип- понского. - М .: AC T, 2006.

2. Апулей. Апология . М ета морфоз ы . Ф лорид ы . — М.: Н аука , 1960.

3. Афанасьев А. Н. П олно е издание народных русских сказок. — 6-е изд . Л . : Л ениздат , 1983.

4. Бальмонт К. С тихотворе ния , худо ж ественна я проза , статьи, очерки, письма . — М.: П равда, 1991.

5. Берн Э. И гр ы , в которы е играю т лю ди. Лю ди , которы е играю т в игры. — М.: Э ксмо , 2007.

6. Библия . К ни г и С вя щ енног о П исани я Ветхого и Н овог о заве­ та. К анонические . — М.: И зд-в о В сесою зного совет а Евангель­ ски х христиан-баптистов , 1968.

7. П рирод а ребенк а в зеркал е автобиогра фии : Учеб. пособие по педагогической антропологии / П о д ред. Б. М . Бим - Б ада , О. Е. К о ш елево й - М.: УРАО , 1998. - С .110 - 114 .

8. Бирлайн Дж. Ф . П араллельна я мифо логи я / П ер . с англ. — М.: К рон- П ресс , 1997.

9. Бо Цзюй-и. С праш ива ю у друга: Антология китайской поэзии: В 4 т. Т. 2. Д инастия Тан. V II- X вв. — М.: И зд-во худ. лит., 1957.

10. Бор М. М о я жи з н ь и взгляды . — М., 1973.

11. Бродский И . П илигимы // С тро ф ы века: Антология русской поэзии / С ост. Е. Е втуш енко. — М инск; М.: П оли ф акт , 1995.

12. Гари Р. О бе щ ани е на заре / П ер. с ф р . — СП б.: Азбука- К лассика, 2006.

13. Дали С . Тай на я жи зн ь Сальвадора Д али, написанна я им самим // И нос тра нна я литература . — 1991. — № 12.

15 2 • Список литературы

14. Доман Г., Доман Дж. К ак развиват ь интеллект ребенка / П ер .

с англ. - М.: AC T, 1999.

15. Жук В. С . С тих и на даче. - М.: AC T, 2007.

16. Кент Р. С ала мин а / П ер. с англ. — М : Географ гиз, 1962.

17. Кремер Г. О сколк и детства. — М., 1995.

18. Кнабе Г. С . П роблема Ц ицерона // Гримал ь П . Ц ицерон. — М.: М олода я гвардия, 1991.

19. Леви-Брюль Л. П ервоб ы тно е мыш ление . П сихология мышле­ ния . - М : И зд-во М ГУ, 1980.

20. Леутин В. П., Николаева Е. И. Ф ункциональна я аси мм етри я мозга: миф ы и действительность . — СП б .: Речь , 2005.

21. . МайерсД. С оциальна я психология . — СП б .: П райм-Еврознак , 2006.

22. Мэй Р. М у ж ество творить : О черк и психологии творчества / П ер. с англ. — Л ьвов : И нициа тива ; М.: И н -т общ егуманитар­ ны х исследований, 2001.

23. . Николаева Е. И. П сихо фи зиология : Учеб. дл я вузов . — М.: П Е Р СЕ , 2003 .

24. Николаева Е. И . О ди н из воз можны х путей ф ормировани я алексити ми и в детстве ( н а пример е специ фи к и воспитатель­ ны х воздействий в совре м енно й сем ье) // Ж урна л экспери­ м ентальной и клиническо й м едицин ы . — 2006. — № 1-2. — С . 156 - 167 .

25. Николаева Е. И. С равнительны й анализ представлений детей и их родителе й об особенностях поо щ рения и наказа ни я в семье // П сихология. Ж урна л вы сш ей ш кол ы эконо мики . — 2006. — Т. 3,

№ 2 . - С . 118 - 125 .

26. Николаенко Н. Н. Творчеств о и мозг. — СП б .: И н -т специаль­ ной педагогики и психологии, 2001.

27. Нойманн Э. П роисхождение и развитие сознания / П ер. с англ. — М.: Рефл-бук; К иев: Ваклер, 1998.

28. О куджава Б. Ч аепити е на Арбате. — М.: К орона-принт , 1998.

29. Перевезенцев С . В. В начале б ы л о слов о // h tt p : //fontz .r u / A rticles/ o the r/livestatf on ts

30. Перлз Ф . Вн утри и вне помойног о ведра / П ер. с англ. СП б .: 21 век, 1995.

Список литературы • 15 3

31. . Пиаже Ж., Инелъдер Б. Генезис эле м ентарн ы х логических структур. К ласси фи каци я и сериация / П ер . с ф р . — М.: И зд-во иностр . лит-р ы , 1963.

32. С ент-Экзюпери А. де. И збра нное . — М: Гудьял-П ресс, 1999. — С . 239-292 .

33. С еров В. К р ы латы е слова: Энциклопедия . — М.: Локид , 2003.

34. С третерн П. П латон за 90 минут / П ер. с англ. — М.: А стрель; AC T, 2005.

35. С третерн П. С арт р за 90 минут / П ер. с англ. — М.: А стрель; AC T, 2005.

36. Ф рейд 3. С обр . соч.: В 26 т. Т. 2. А втопортрет . - СП б .: ВЕ ИП , 2006.

37. Хегенхан Б., О лсон М. Теори и научения . — 6-е изд . — СП б .: П итер , 2004 .

38. ХармсД. Ц ир к Ш арда м . — СП б.: К ристалл, 1999.

39. Ходасевич В. С тихотворе ния . — М : Академический проект , 2001.

40. Дератани Н. Ф ., Тимофеева Н. А. Римска я литература // Х рестоматия по антично й литературе . В 2 т. Д л я в ы с ш и х учеб­ ны х заведе ний . Т. 2. — М : П росвещ ение , 1965.

41. . Цветаева М . И збра нны е произведения . — М.; Л .: С оветский писатель , 1965.

42. Чуковский К. И. С обр . соч.: В 6 т. Т. 1. — М.: Худож. лит., 1965.

43. Юнг К. Во спо мин ания , сновидения , разм ыш ления . — М инск : ОО О «Х арвест» , 2003.

44. Юнг К., Нойманн Э. П сихоанализ и искусство / П ер. с англ. — М.: Refl-book; К иев : В аклер, 1996. - С. 9-29 .

45. Nikolaeva Е. M ode l of family discipline influence on child's hea r t rat e / H ea lt h P syc hology Review. - 2007 - Suppl. 1. - P. 45 .

46. Imber-Black E., Roberts J. R ituals for ou r tim es. — N. Y.: H arpe r Pe rre nn ia l, 1993.

чтобы ребенок увлеченно чем-то занимался, займитесь этим сами» - student2.ru

Наши рекомендации