Чтобы ребенок увлеченно чем-то занимался, займитесь этим сами»
В о все х учебника х п о психологи и воспитани я можн о найт и в то м ил и ино м вариант е эт у директиву .
М ораль : дет и копиру ю т поведени е взросл ы х , котор ы е в до ш кольно м период е явля ю тс я дл я ни х непререкаем ым автори тето м .
К омментарий : у меня нет информации , кто первый придума л эту фразу. Но соверш енно очевидно, что все умные родители в конеч ном итоге приходят к ней. Глупо предполагать, что ребенок начнет бегать по утрам, если родитель до 12 часов не может встать с кровати. Б ессмы сленно думать, что он будет учить язы ки, если родителю не интересно их знать.
Личност ь ребенка вы страивается, как и в библейско й исто рии , по образ у и подобию взрослого. Н абл ю да я за увлеченн ы м взросл ым , он сам становитс я увлеченн ым , вбира я те ценностные
13 8 • Глава 3 .Каталог баек
представления, которы е разделяе т настав ник . Ви д я упорств о взрослого, он и сам будет упра жн ят ь свою волю , довод я начатое дел о д о конца . И мприн ти н г направляе т ребенка н а воспроизве дени е поведения родителя . Люб я , дет и в м акси м ально й степени копиру ю т этот эталон.
Д иапазон применения байки:консультация будущих родите лей, молодых родителей, тех, кто обращается по поводу развития творческих способностей у детей.
№ 103. Байка «Пилигримы »
Эт о стихотворени е И . Бродског о [11]: Мим о ристалищ , капищ ,
мим о храмо в и баров , мим о шикарны х кладбищ , мим о больши х базаров , мир а и гор я мимо ,
мим о Мекки и Рима , сини м солнце м палимы , иду т п о земл е пилигримы . Увечн ы они , горбаты , голодны,полуодеты ,
глаз а их полн ы заката, сердц а и х полн ы рассвета . З а ним и пою т пустыни , вспыхиваю т зарницы , звезд ы горя т на д ними ,
и хрипл о кричат им птицы : чт о ми р останетс я прежним , да , останетс я прежним , ослепительн о снежным ,
и сомнительн о нежным , ми р останетс я лживым , ми р останетс я вечным, може т быть, постижимым , но все-таки бесконечным .
Каталог баек • 13 9
И, значит , не буде т толк а от веры в себ я да в Бога .
...И , значит, осталис ь тольк о иллюзи я и дорога .
И быть на д земле й закатам ,
и быть на д земле й рассветам . Удобрит ь е е солдатам . Одобрит ь е е поэтам .
М ораль:ва жн о не то, к чему челове к стре ми лся , а то, ка к он прожи л свою жи з нь .
Комментарий:родители могут заставит ь ребенка верит ь в Бога, могут научить надеяться на свои сил ы . Важно, чтобы иллю зии, которы е он и предложа т детям в виде сценария и представления о само м себе, позволял и ему м акси м ально реализовы вать свои воз можности, а не закр ы вали его от мира.
Д иапазо н применения байки:тренинг личностного роста у подростков, консультации родителей относительно воспитания детей.
№ 104. Байка «Компетенция и почему ее требуют?»
В 2002 г. бы л проведе н эксперимент , в которо м участвовал и 32 стра ны, в то м числ е Россия . Цель ю эксперимент а был о оценит ь знани я подростко в в школа х разны х стран . Чтоб ы создат ь равноценны й экзаменационны й материал , соответствующи й знаниям , предла гаемы м в школе , в каждо й стран е четыр е независимы х эксперт а брал и оди н и то т ж е материал , которы й он и зате м адаптировал и к возможностя м дете й свое й страны . Росси я в это м исследова ни и оказалас ь н а 28-м месте , хот я м ы постоянн о говори м о том , чт о у на с само е лучше е образование . Н а перво м мест е оказалас ь Финляндия . В че м состоял а проблем а наши х детей ? Он и хорош о воспроизводил и теоретически й материа л и з учебника , н о совсе м н е умел и применят ь ег о к жизненны м ситуациям . Возможност ь использоват ь полученны е данны е как ра з и называетс я компетен цией .
М ораль:э фф ективност ь освоения з нани я — это н е хоро ш а я память , а воз можно ст ь применят ь вы ученно е н а практике .
140 • Глава 3 .Каталог баек
К омментарий:совре м енно е российско е образование пред полагает , чт о ребено к дол ж е н заучиват ь м ассу м атериала , н е опираяс ь н а экспери м ент . К оличеств о лабораторн ы х и иссле довательских рабо т катастро фи ческ и м ало . П р и этом в о мно ги х других страна х акцен т ставитс я н е н а охва т м акси м альн о боль ш ого объема информации , а н а воз можно ст и ребенк а находит ь информаци ю , у м ет ь е е применят ь в жи з ни , са мом у откр ы ват ь зако н ы и правила , поставив соответству ющ и й экспери м ент . Задач а родителей, хот я б ы д о тог о мом ента , пок а ребено к н е по ш е л в ш колу , состоит именн о в создании воз можно ст и само стоятельног о освоени я и м наиболе е ф унда м ентальн ы х з нани й свойст в природы.
Д иапазо н применения байки:беседы с воспитателями, учи телями начальных классов, консультирование родителей под ростков.
№ 105. Байка «Я никогда не наказываю своего ребенка»
Однажд ы я участвовал а в студенческо й конференции , на которо й был сдела н докла д «Воспитыват ь бе з наказания». Я решил а задат ь вопро с докладчиц е п о повод у того , чт о наказани е — эт о метод , пр и которо м у ребенк а из поведени я убираю т социальн о неприемлемы е элементы . Можн о л и н е пользоватьс я им ? И тогд а докладчиц а го лосом , в которо м звуча л металл , сказала : «Я никогд а не наказываю своег о ребенка» . Услыша в это т жутки й голос , все поняли , как може т быть страшн о ребенку , мам а которог о думает , чт о не наказывает, когд а говори т с ни м ТАКИ М голосом . Никт о н е ста л задават ь больш е вопросов , в аудитори и повисл о молчание .
М ораль:то, чт о ду м ае т родител ь о свое м поведении по отно ш ени ю к ребенку , не обязательно так же восприни м аетс я и ре бенком.
К омментарий:в данно й истории мо лода я м а м а полагала , чт о нака за ни е мож е т б ы т ь тольк о фи зически м . Н о видо в нака за ни я очень много, а наиболе е сильн ы й и опасн ы й ви д нака за ни я — от вер ж ени е ребенка , которо е производитс я чере з голос, чере з уход о т ребенка , чере з соответству ющ и е мимик у и поведение роди -
Каталог баек • 14 1
теля. С тра х остатьс я в одиночеств е дл я человеческог о су щ ества может б ы т ь са мы м сильн ым . Н едаро м С окра т предпоче л в ыпи т ь и з ча ш и с цикуто й (яд ) альтернатив е — изгнанию и з Афин .
Н о эт о сделал взросл ый . М о жн о представит ь себе, ка к пугается ребенок перспектив е отверж ени я родителями, даж е есл и родите ли дум аю т, чт о не наказы ваю т ребенка . Э то пут ь взра щ ивани я за виси мого человека .
Е сть правил о наказа ния . С огласно ему, м ать, наказ ы ва я ребен ка, сначал а говорит ил и каким-т о образом дает понять , что она л ю би т ребенка , принимае т его и он — само е л ю бимо е ею су щ ество н а Земле . Зате м она говорит , чт о наказ ы вае т его за конкретн ы й поступок, подчеркива я либ о в этот момент, либ о позднее , когда она в спокойно м состоянии разговаривае т с ребенком и объясня ет ем у правил а взаи мо действия м еж ду л ю дь ми , что она отделяе т ребенка , котор ы й важ ен дл я нее всегда, от его поступка , котор ы й она ж елае т изменить .
Д иапазон применения байки:консультирование родителей относительно методов поощрения и наказания в семье.
№ 106. Байка «Антон Палыч Чехов однажды заметил...»
Эт о стих и Б. Ш. Окуджав ы [28]:
Анто н Палыч Чехо в однажд ы заметил ,
чт о умны й люби т учиться , а дура к — учить . Скольки х дурако в в свое й жизн и я встрети л — мн е давн о пор а уж е орде н получить .
Дурак и обожаю т собиратьс я в стаю .
Вперед и их главны й во все й красе .
В детств е я верил , чт о однажд ы встану, а дурако в нет у — улетел и все.
Ах , детски е сны мо и — какая ошибка , в каких облака х я по глупост и витал .
У природ ы на уста х коварная улыбка.. .
Видимо , чего-т о я не рассчитал .
14 2 • Глава 3 .Каталог баек
А умны й в одиночеств е гуляе т кругами , о н цени т одиночеств о превыш е всего . И ег о так прост о взять голым и руками , скор о и х повыловя т всех д о одного .
Когд а ж их всех повыловя т — наступи т эпоха , котору ю не выдумат ь и не описать.. .
С умны м — хлопотно , с дурако м — плохо .
Нужн о что-т о среднее . Д а гд е ж ег о взять?
Дурако м быть выгодно , д а очен ь н е хочется , умны м — очен ь хочется , да кончитс я битьем.. . У природ ы на уста х коварные пророчества .
Но , може т быть, когда-нибуд ь к среднем у придем .
М ораль:все та же — нет в мир е соверш енства .
Комментарий:ка к бы н и планирова л родител ь предназначе ни е своег о ребенка , он не сможет уберечь его от труд ностей. Лю бой ярки й челове к будет в ы з ы ват ь сопротивление общ ества. Ч е м оригинальне е будет ребенок, а потом и взросл ый , тем интереснее , но и труд нее, будет его жи з нь .
Д иапазон применения байки:консультирование родителей по проблемам воспитания, тренинг личностного роста у подростков.
№ 107. Байка «Ребенок и творчество»
Типична я сцен а в детско м саду : мать приходи т з а ребенком . О н под бегае т к не й с рисунко м и торжественн о показывает . Мат ь ленив о смотри т н а рисуно к и говорит : «Ты ж е вчер а уж е эт о рисовал . Оде вайся быстрее» . Комкае т рисунок , кладе т в карман и ждет , когд а ре бено к оденется .
М ораль:творчеств о нуждается в поо щ рени и и увядае т под ле нивым м а мины м взглядо м .
К омментарий:в разн ы х байка х у ж е б ы л и представлены дв е позици и о б отно ш ени и к творчеств у детей. П оскольк у очевид но , чт о человеку , создав ш е м у неч т о новое , придетс я в жи з н и преодолеват ь мно г о труд нос тей , т о неко тор ы е специалист ы предполагаю т , чт о таки м детя м н е стои т изли ш н е помогат ь — он и дол жн ы с детств а научи тьс я преодолеват ь препятствия .
Каталог баек • 14 3
Е ст ь и друга я точк а зре ния : помогат ь творческо м у человек у нужн о всегда, поскольк у творческий потенциа л и пробивные способност и н е иду т рук а о б руку , и част о инициатив а погибае т о т равноду ш и я об щ ества .
Во з можно , в подростково м возраст е в зависи мо ст и от того, наскольк о устойчи в ребенок , э фф ективн ы об а подхода . Н о дл я до ш кольник а доказанн ы м являетс я ли ш ь одн а позиция : талант лив ым и мо гу т б ы т ь мно ги е дети, н о творчески м и л ю дь м и ста новя тс я ли ш ь т е и з них , котор ы х м атер и ил и т е л ю ди , котор ы е за нима ю т эт у позици ю , очен ь л ю бя т и дела м и котор ы х восхи щ а ю тся .
Н ача в рисовать , дет и оди н и тот ж е с юж е т «отрабат ы ва ю т » достаточно долго , создава я подря д абсол ю т н о идентичные ри сунки . Э т о тольк о со стороны ка ж ется , чт о ребено к делае т бес с мы сленну ю работу . Н о ва жн ост ь этих однотипн ы х каракул ь состоит в то м , чт о ребено к осваивае т предметный мир , соотно сит свои действи я с полученным результато м, он познае т воз можно ст и каранда ш а и бумаги, собственной руки . М оз г н е мо ж е т вдру г обрест и навык , каж до е действие требуе т длительног о оттачивания .
Д иапазо н применени я байки : в рамках консультирования, ког да мать чрезмерно критикует своего ребенка и предъявляет к нему высокие требования.
№ 108. Байка «Прометей прикованный»
У Эсхил а в «Промете е прикованном » [40] ест ь замечательны е строки , смыс л которы х вечен:
Ах , как легк о тому , кто в безопасности , Увещеват ь и поучат ь попавшег о
В беду .
Молю , мол ю вас, будьт е сострадательны , Бед у чужу ю видя . Вед ь бе з устал и
Кочуе т злополучь е о т одни х к другим .
М ораль : не стоит осуж дать другог о родителя , когда его ребе нок капризничае т в об щ ественном месте.
14 4 • Глава 3 .Каталог баек
Комментарий:типич на я ситуация в наш е вре м я — ребенок плаче т в тра нспорт е ил и на улице . О бязательно найдутся л ю д и с осуж да ющ им и взгляда м и и с за м ечания м и о том, что «в наш е вре мя...» ил и «у на с дет и никогда не плакали» . Н есчастна я м ать, ко тора я не мож ет успокоит ь ребенка , под воздействие м этого нега тив но го облак а набрасывается н а ребенка , начина я его увещ евать, он плаче т ещ е пущ е, чувствуя, что м ать отдаляетс я от него. Есть масса причин, по котор ы м ребенок плачет : он может хотеть спать, у него что-то болит . И нет лю дей, у которы х ребенок бы никогда не плакал .
О чен ь приятно , когда окруж ающ и е настолько чувствительны , что понима ю т эт о и предоставляю т маме воз можност ь само й спра витьс я с ситуацией, не упрека я ее слова м и ил и взглядами . С ам а ж е м ам а в этих случаях дол жн а понимать , что чем больш е он а будет волноваться, чт о доставляе т с ребенком неудобства окру ж а ющ им , тем сильнее , чувству я это волнение , н о н е понима я его причину , будет плакат ь ее ребенок. Н у жн о либ о взят ь его н а руки, если он плаче т о т усталости, либ о воспит ы ват ь привычным способо м , н е реагиру я н а вне ш ни е косы е взгляды .
Д иапазон применения байки:консультирование молодых ро дителей.
№ 109. Байка «Детские прятки»
Наверное , все родители , имеющи е ребенк а о т год а д о 2 лет , играл и с ни м в прятки . Особенност ь это й игр ы с ребенко м данног о возраст а состои т в том , чт о малы ш всегд а прячетс я в одно м месте , да и искат ь мать са м предпочитае т в то м ж е месте , гд е тольк о чт о прятался . Бо ле е того , предложени е другог о родителя , наблюдающег о з а игрой , поменят ь мест о обычн о вызывает протест . Поэтом у родител ь честн о считает , зате м долг о ходи т вокру г стола , громк о сообща я ребенку , гд е он ег о «ищет» , а потом , в соты й раз, как бы нечаянн о заглядывае т по д сто л и , дела я изумленно е выражени е лица , находи т та м ребенка , которог о переполняе т восторг .
М ораль:ребено к ф ормулируе т правил а игры в соответствии с собственн ы м представление м об устройств е мира.
Комментарий:игра я в прятки, ребенок до 3 лет ж елает, что бы его на ш ли , и ж дет этого. Э то поздне е з начимо й станет именн о
Каталог баек • 14 5
невозможност ь найти его. М аленький ребенок обладает свойст вом, которое Ж . П иаже назвал детским реализмом [31 ]. М ал ы ш на определенно м этапе развития не восприни м ает вещ и в их внут ренних отно ш ениях , а ли ш ь таки ми , какими они видятс я в непос редственном контакт е с ними . И м енн о поэтому он искренне по лагает, что Л ун а дви ж ется за ним и играет с ни м в прятки . Вспом ните, когда вы идете по дорог е ясн ы м лунн ы м вечером, Л ун а как бы дви ж етс я за вами. О днак о всяки й взросл ы й челове к научил ся не верит ь своим глазам. О н точ но помни т усвоенну ю в ш кол е картину мира, согласно которой Л ун а — огромн ы й холодн ы й ш ар в бесконечном космосе , которы й вращ ается вокруг ещ е больш его ш ара — Земли , на которой и стоит человек, видя щ ий , чт о Л ун а пе ремещ ается вслед за ним. Э то дополнительное знани е позволяе т ему сделат ь вывод, что если Л ун а и дви ж ется, то явн о не за ним, а искл ю чительно по своим лунн ы м зако нам . Он а безразлична не только к нему , но и к человеку вообщ е, так же ка к и к л ю бому дру гому объект у во В селенной.
М ал ы ш ещ е не был в ш кол е и не приоб щ илс я к кни жн о й муд рости. Н епосредственное восприятие о н принимае т за реальност ь и полность ю уверен, что Л ун а следит именн о за ним . Те н и гор н а Л ун е создаю т илл ю зи ю лица , которое ребенок легко интер претируе т ка к улы бающ ееся личн о ему. У него да ж е есть точ но е (с его точки зре ния ) доказательство собственной правоты. М о жн о закр ы т ь глаза — и Л ун а исчезнет , можн о их откры ть, и она — на тебе! — с мо три т и благодуш но улы бается. М ам а может долг о гово рит ь о бесконечност и В селенной, о темном, твердом образовании, несущ ем ся с огромной скорость ю по кругу в холодном космосе . Ребено к точ н о знает, что Л ун а — очень теплая, потому чт о ж елтая, и ласкова я — она не ругается, но всегда готова молча играт ь с ним, когда взросл ы е о чем-то долг о и нудно говорят .
М г новенно е восприятие ребенок считает истинным, посколь ку не отделяе т себя от мира. Ем у достаточно закр ы т ь глаза, чтобы дум ать, чт о его никто не видит . А затем радостно распахнут ь их и приоб щ итьс я к миру, наивно полагая, что именн о в этот момент окру ж а ющ и е вновь видя т его.
В реализме выражается парадокс детской мысли: с одной сторо ны, ребенок бли ж е к непосредственному наблюдению, с другой — он
14 6 • Глава 3 .Каталог баек
одновременно и боле е отдален от этой реальности. С лучайн ы е от но ш ени я в мир е при этом способе его восприятия принима ю тс я за причинные .
М ал ыш и долг о играю т не в прятки, как дум ает взросл ый , а в
«от ы скалки» . И м ва жн о не спрятаться, а б ы т ь найденными . Имен но поэтому они испытыва ю т столько восторга, когда взросл ы й в которы й раз находит их н а том ж е само м месте. Он и ведь ещ е н е знаю т, чт о взросл ы й их видит . Закр ы ва я глаза и прячас ь ка ж д ы й раз под один и тот ж е стол, м ал ы ш полагает , что взросл ы й будет искат ь его по всем у миру, а не прямо пойде т к известному ем у месту. П оэтому так трево жн о о жи дани е и столько радости, когда взросл ы й все-таки находит потаенное место. П онимани е зако но в фи зик и о том, чт о свет распространяетс я по прямо й линии , при дет к ребенку с оп ы то м , когда он вдруг сам догадается, что если он видит кого-то, то и этот кто-то то ж е видит его.
Д иапазон применения байки:консультирование молодых ро дителей относительно возможностей восприятия дошкольников.
№ 110. Байка «Исправить детский рисунок»
Картинк а в детско м саду : ребено к рисуе т человека . Эт о странны й че ловек : у нег о огромна я голова , составляюща я едино е цело е с телом , о т которог о горизонтальн о отходя т дв е палки , обозначающи е руки , и вниз иду т ещ е две , обозначающи е ноги . Воспитател ь начинае т под правлят ь рисунок , чтобы о н получилс я боле е похожи м н а реальног о человека . Рисуно к действительн о становитс я боле е понятным, н о ре бенк у он не нравится , и он отказывается показывать ег о родителям .
М ораль:в рисунк е ребенок не столько стреми тся к соответст ви ю реальности, скольк о к изображению своег о представления этой реальности.
Комментарий:ребенок строит свой рисуно к как интеллекту альну ю мо дель мира, а не как его зри мы й аналог . О н рисуе т не то, что видит , а то, чт о знает. Э то з нани е в рисунк е он обобщ ает до си м волическог о описания , доступног о ему на этом уровне разви тия . Н о дл я взрослог о ва жн а вне ш ня я похожест ь рисунк а ребенк а н а то, что он изображает . П редлага я ребенку тех ник у повы ш ени я точ ности изображения , взросл ы е обедняю т детское рисование ,
Каталог баек • 14 7
ли ш а я его « мироустроительной» ф ункции , а детское творчест во — внутренне й са мо стоятельности. Во зможно , весь до ш кольн ы й период взросл ы й дол ж е н работат ь н е с тех нико й рисунка , котора я с м енится , ка к только ребенок перейде т н а другой интеллектуаль ны й уровень , а с личность ю ребенка , воз можностя м и его воспри яти я и обоб щ ени я результатов этого восприятия .
П одобн ы е о ш ибк и взросл ы е соверш аю т регулярно. П о дорог е домо й из детског о сада, ж ела я б ы ть вни м ательн ым и к м алыш у, они спра ш ива ю т ребёнка о том, что б ы л о в детском саду. Ем у не чего ответит ь на это, так как в данн ы й момент дви ж ени я по доро
ге он о ш ело м ле н потоком соб ы тий, совер ш а ющ ихс я вокру г него. Все эт о так разительно отличаетс я от того, с чем он сталкивалс я в тече ни е дня , чт о ем у хочется приоб щ итьс я к этом у. Е сл и бы взросл ы й говорил с ним об этих си юм инутных соб ы тиях , то на учил бы его видеть . А вечером перед сном, когда нет вне ш ни х отвлекающ и х мом ентов , ил и за сов м естн ы м ужином, где все рас сказы ваю т о своих делах, ребенок гордо, как и другие «боль ш ие», мог бы припомнить , что происходил о тогда, когда взросл ы х не б ы л о рядо м с ним . П ы таяс ь ж е ответит ь на вопрос м атери по до роге домой , под отвлекающ и й акко мп ане м ен т вне ш него мира, он обучается не за м ечат ь его, а з начимыми постепенно будет считат ь требуе мы е от него взросл ым и мы сленн ы е конструкции о пережи ваниях , котор ы х н е испытывает .
Д иапазо н применени я байки : консультирование молодых ро дителей относительно возможностей восприятия маленького ре бенка.
№ 111. Байка «Личное пространство»
Типична я сценка : мам а гуляе т с полуторагодовалы м ребенком . К не й походи т подруга , с которо й мам а начинае т с воодушевление м разговаривать . В это т момен т с ребенко м что-т о происходит : он веде т себ я так, как будт о хоче т разрушит ь эт о общение , кричит , капризничает , проситс я н а руки , хот я тольк о чт о увлеченн о игра л самостоятельно .
М ораль : у ребенк а есть лично е пространство, наруш ени е кото рого ведет к изменени ю его поведения .
14 8 • Глава 3. Каталог баек
Комментарий:в данно м случа е всю ситуацию можн о объяс ни ть следу ющ и м образом. У ребенка почт и до 2 лет лично е про странств о — эт о не только бли ж ай ш е е к нему пространство, но и его м ать. К ак тольк о чу ж а я тетя переходит невидиму ю демарка ционну ю лини ю , все его сущ ество заставляе т его отстаиват ь собст венное лично е пространство. О н плачет , кричи т ил и капризнича ет. М а м а поступит неправильно , если будет говорит ь ему что-то. Н о если он а возьм ет его н а рук и ил и обнимет , он ока ж ется с не й вместе в неразделе нно м пространств е и б ы стре е успокоится , хот я тетя все ещ е будет м е ш ат ь ему.
То, чт о у детей этого возраст а больш о е лично е пространство, можн о увидеть , наблю да я за их игрой в песочнице . К аж ды й ре бенок сидит в своем углу, наблю дает за действия м и соседа, но не стре ми тс я непосредстве нн о с ни м об щ аться. Н о уж е к конц у второг о года жи з ни , и особенно с 3 до 5 лет, лично е пространс тво ребенка становитс я действительно только его личн ым , «осво бож дается от м атери» , ум ень ш ается, он легко об щ ается с други м и детьм и и подходит намного бли ж е к другим л ю дя м . К о вре м ен и поступления в ш кол у лично е пространств о у ребенка практически исчезает . Он очень близк о подходит и к сверстника м , и к воспи тател ю . Д о пубертат а (подростковог о возраста, период а половог о созревания ) эт о расстояние миним ально . Н о затем оно постепенно увеличивается, и чем старш е человек, тем труд нее ему завяз ы ват ь новые отно ш ения . Тепер ь о н ком ф ортн о чувствуе т себя ли ш ь н а расстоянии двух в ы тя ну т ы х рук. Ведь именн о рукопо ж атие фик сируе т у взросл ы х ту границу , за котору ю другой челове к не дол ж е н заходить . Роди тел ю необходимо учит ы ват ь з нани я о лично м пространств е ребенка .
Д иапазон применения байки:консультирование родителей, имеющих детей любого возраста.
Словарь
Архетип— понятие , предложенно е К. Г. Ю н го м . П о д ни м по нима ю тс я универсальн ы е вро ж денн ы е психические структур ы , составля ющ и е содер ж ани е коллективног о бессознательного. Он и явля ю тс я осново й об щ ечеловеческой си м волик и мифо в , сказок, худо ж ественн ы х текстов.
Вытеснение— ф орм а психологической за щ иты, выражающ ая ся в устранении из сознания неприемлемых влечений и пережи ваний.
Защитапсихологическа я — психологическа я систе м а регуля ции психик и человека , направленна я н а сняти е ил и у м ень ш ени е трево жн ости. П сихологическа я за щ ит а ограждает личност ь от негатив ны х э моци й и переживаний. П о Ф рейду , м еханиз м а м и за щ иты явля ю тся : регрессия, изоляция , проекция , идентификация , субли м ация , рационализация , отказ .
И денти фи каци я — м еханиз м психологической за щ иты, заклю ча ющ ийс я в отож дествлении себя с другим человеком ил и груп пой лю дей.
Интеллект академический— воз можност ь и готов ность ребен ка осваиват ь ш кольну ю программу .
Интеллект социальный— у м ени е человека ориентироватьс я в общ естве, социальн ы х институтах , э фф ективно об щ аться.
И нтеллектэ моцион альн ы й — у м ени е человек а опис ы ват ь э моци и други х л ю дей , понимат ь собственн ы е переживани я и на з ы ват ь их , предсказыват ь развитие э моцион альн ы х ситуа ций .
К омпетенци я — воз можность, навык использования теорети ческог о м атериал а в разнообразны х жи з ненных ситуациях .
150 • Словарь
Копинг— у м ени е справлятьс я с тя ж ел ым и жи з ненным и ситуа циями .
М иф— лю бо е представление , которое разделяется определен ны м кругом лю дей, в которое он и безоговорочно верят .
Н аказание— некоторое действие , после которог о из поведения ребенка убира ю тс я социально неприемлемые действия.
П роекция— м еханиз м психологической за щ иты, пр и кото ром неприемлемые дл я индивид а представления приписываю т ся вне ш нем у мир у и восприни м а ю тс я ка к принадлежа щ и е дру гим л ю дя м .
Р ационализация— за щ итны й м еханиз м , закл ю ча ющ ийс я в поиск е социально приемлемо й основ ы дл я социально неприемле мого поведения .
Р еализ м детский— способност ь ребенка на определенном эта пе развития не восприни м ат ь вещ и в их внутренних отно ш ениях , а ли ш ь таки ми , какими он и видятс я в непосредственно м контакт е с ними .
Символ— образно е в ы ра ж ени е интуитивно й идеи, котора я не мож е т б ы т ь с ф ормулирована непосредстве нно .
Сублимация— м еханиз м психологической за щ иты, пр и кото ром сексуальна я энергия превращ ается в энергию других видов .
Список литератур ы
1. Августин А. И сповед ь Бл а ж енног о Августина, епископа Гип- понского. - М .: AC T, 2006.
2. Апулей. Апология . М ета морфоз ы . Ф лорид ы . — М.: Н аука , 1960.
3. Афанасьев А. Н. П олно е издание народных русских сказок. — 6-е изд . Л . : Л ениздат , 1983.
4. Бальмонт К. С тихотворе ния , худо ж ественна я проза , статьи, очерки, письма . — М.: П равда, 1991.
5. Берн Э. И гр ы , в которы е играю т лю ди. Лю ди , которы е играю т в игры. — М.: Э ксмо , 2007.
6. Библия . К ни г и С вя щ енног о П исани я Ветхого и Н овог о заве та. К анонические . — М.: И зд-в о В сесою зного совет а Евангель ски х христиан-баптистов , 1968.
7. П рирод а ребенк а в зеркал е автобиогра фии : Учеб. пособие по педагогической антропологии / П о д ред. Б. М . Бим - Б ада , О. Е. К о ш елево й - М.: УРАО , 1998. - С .110 - 114 .
8. Бирлайн Дж. Ф . П араллельна я мифо логи я / П ер . с англ. — М.: К рон- П ресс , 1997.
9. Бо Цзюй-и. С праш ива ю у друга: Антология китайской поэзии: В 4 т. Т. 2. Д инастия Тан. V II- X вв. — М.: И зд-во худ. лит., 1957.
10. Бор М. М о я жи з н ь и взгляды . — М., 1973.
11. Бродский И . П илигимы // С тро ф ы века: Антология русской поэзии / С ост. Е. Е втуш енко. — М инск; М.: П оли ф акт , 1995.
12. Гари Р. О бе щ ани е на заре / П ер. с ф р . — СП б.: Азбука- К лассика, 2006.
13. Дали С . Тай на я жи зн ь Сальвадора Д али, написанна я им самим // И нос тра нна я литература . — 1991. — № 12.
15 2 • Список литературы
14. Доман Г., Доман Дж. К ак развиват ь интеллект ребенка / П ер .
с англ. - М.: AC T, 1999.
15. Жук В. С . С тих и на даче. - М.: AC T, 2007.
16. Кент Р. С ала мин а / П ер. с англ. — М : Географ гиз, 1962.
17. Кремер Г. О сколк и детства. — М., 1995.
18. Кнабе Г. С . П роблема Ц ицерона // Гримал ь П . Ц ицерон. — М.: М олода я гвардия, 1991.
19. Леви-Брюль Л. П ервоб ы тно е мыш ление . П сихология мышле ния . - М : И зд-во М ГУ, 1980.
20. Леутин В. П., Николаева Е. И. Ф ункциональна я аси мм етри я мозга: миф ы и действительность . — СП б .: Речь , 2005.
21. . МайерсД. С оциальна я психология . — СП б .: П райм-Еврознак , 2006.
22. Мэй Р. М у ж ество творить : О черк и психологии творчества / П ер. с англ. — Л ьвов : И нициа тива ; М.: И н -т общ егуманитар ны х исследований, 2001.
23. . Николаева Е. И. П сихо фи зиология : Учеб. дл я вузов . — М.: П Е Р СЕ , 2003 .
24. Николаева Е. И . О ди н из воз можны х путей ф ормировани я алексити ми и в детстве ( н а пример е специ фи к и воспитатель ны х воздействий в совре м енно й сем ье) // Ж урна л экспери м ентальной и клиническо й м едицин ы . — 2006. — № 1-2. — С . 156 - 167 .
25. Николаева Е. И. С равнительны й анализ представлений детей и их родителе й об особенностях поо щ рения и наказа ни я в семье // П сихология. Ж урна л вы сш ей ш кол ы эконо мики . — 2006. — Т. 3,
№ 2 . - С . 118 - 125 .
26. Николаенко Н. Н. Творчеств о и мозг. — СП б .: И н -т специаль ной педагогики и психологии, 2001.
27. Нойманн Э. П роисхождение и развитие сознания / П ер. с англ. — М.: Рефл-бук; К иев: Ваклер, 1998.
28. О куджава Б. Ч аепити е на Арбате. — М.: К орона-принт , 1998.
29. Перевезенцев С . В. В начале б ы л о слов о // h tt p : //fontz .r u / A rticles/ o the r/livestatf on ts
30. Перлз Ф . Вн утри и вне помойног о ведра / П ер. с англ. СП б .: 21 век, 1995.
Список литературы • 15 3
31. . Пиаже Ж., Инелъдер Б. Генезис эле м ентарн ы х логических структур. К ласси фи каци я и сериация / П ер . с ф р . — М.: И зд-во иностр . лит-р ы , 1963.
32. С ент-Экзюпери А. де. И збра нное . — М: Гудьял-П ресс, 1999. — С . 239-292 .
33. С еров В. К р ы латы е слова: Энциклопедия . — М.: Локид , 2003.
34. С третерн П. П латон за 90 минут / П ер. с англ. — М.: А стрель; AC T, 2005.
35. С третерн П. С арт р за 90 минут / П ер. с англ. — М.: А стрель; AC T, 2005.
36. Ф рейд 3. С обр . соч.: В 26 т. Т. 2. А втопортрет . - СП б .: ВЕ ИП , 2006.
37. Хегенхан Б., О лсон М. Теори и научения . — 6-е изд . — СП б .: П итер , 2004 .
38. ХармсД. Ц ир к Ш арда м . — СП б.: К ристалл, 1999.
39. Ходасевич В. С тихотворе ния . — М : Академический проект , 2001.
40. Дератани Н. Ф ., Тимофеева Н. А. Римска я литература // Х рестоматия по антично й литературе . В 2 т. Д л я в ы с ш и х учеб ны х заведе ний . Т. 2. — М : П росвещ ение , 1965.
41. . Цветаева М . И збра нны е произведения . — М.; Л .: С оветский писатель , 1965.
42. Чуковский К. И. С обр . соч.: В 6 т. Т. 1. — М.: Худож. лит., 1965.
43. Юнг К. Во спо мин ания , сновидения , разм ыш ления . — М инск : ОО О «Х арвест» , 2003.
44. Юнг К., Нойманн Э. П сихоанализ и искусство / П ер. с англ. — М.: Refl-book; К иев : В аклер, 1996. - С. 9-29 .
45. Nikolaeva Е. M ode l of family discipline influence on child's hea r t rat e / H ea lt h P syc hology Review. - 2007 - Suppl. 1. - P. 45 .
46. Imber-Black E., Roberts J. R ituals for ou r tim es. — N. Y.: H arpe r Pe rre nn ia l, 1993.