Ва взросл ы х о н сло м ан, поскольк у они регулярно участвую т


12 4 • Глава 3 .Каталог баек

в праздничных м ероприятиях , где л ю д и едя т н е дл я того, чтоб ы насы титься , а дл я того, чтобы получит ь удовольствие ил и «за­ есть» стресс.

Ч тоб ы у ребенка этот м еханиз м ф ункционирова л и обеспечи­ вал здоров ы й обра з жи з ни , родител и н е дол жн ы «впихивать » в него пи щ у . Ещ е не б ы л о ни одног о случая, когда бы ребено к отка­ зался от еды совсем и потому у м е р от голода. Э то воз можн о только дл я подростков , да и то под воздействие м С М И ил и окру ж а ющ и х лю дей. Н о если у ребенка плохой апппетит , то он не дол ж е н «ку- сочничать» , то есть добират ь еду кон ф ета ми , булочками в проме­ ж утке м еж ду приемами пи щ и . Н е съел ничего за завтраком — бу­ дет ж дат ь до обеда. Н е поел за обедом — будет ж дать до ужина. Аппетит б ы стро восстановится.

Д иапазо н применени я байки : обсуждение с родителями систе­ мы кормления дошкольников.

№ 87. Байка «Я доверял мужчинам — и обманулся, я не доверял женщинам — и оказался прав»

Эт о выражени е принадлежи т К. Г. Юнг у [43]. Возможно , эт о не со ­ все м точно е ощущени е маленьког о мальчика , переданно е повидав ­ ши м жизн ь старцем . К. Юн г был очен ь мал , когд а ег о мат ь заболела , а потом у вынужден а был а уехат ь и оставит ь ег о на попечени е отца . Он воспринима л эт о ее исчезновени е (даж е чере з 80 лет!!! ) как пре ­ дательство .

С те х по р он не доверя л все м женщинам .

М ораль : са мы й первый оп ы т об щ ени я с близкими накладыва ­ ет прочный отпечаток на всю оставш у ю с я жи з н ь человека .

К омментарий : мы уж е отмечали, что в первые два года у ре­ бенка ф ормиру ю тс я отно ш ени я с его близкими , которы е будут принят ы за эталонн ы е , когда челове к начне т строит ь свою даль­ ней ш у ю жи з нь .

И м енн о поэтому перерыв в об щ ени и с м атерью представляетс я са мы м опасн ы м ф акторо м , котор ы й может изменит ь отно ш ени е человека к цело й группе лю дей.

Д иапазо н применени я байки : консультация будущих и моло­ дых родителей.

Каталог баек • 12 5

№ 88. Байка «V меня есть право смотреть телевизор»

В одно м детско м сад у в старше й групп е был введе н новы й кур с

«Прав а ребенка» . Чере з ден ь посл е первог о заняти я к психолог у детског о сад а выстроилас ь очеред ь и з родителей , которы е н е зна ­ ли , чт о можн о ответит ь ребенку , есл и вечером , когд а он и отправ ­ ляю т ег о спать , о н отвечает : « У мен я ест ь прав о смотрет ь телеви ­ зор» . Родител и н е был и проти в занятий . Он и догадывались , чт о в ответ е ест ь какой-т о подвох , н о н е знали , как выйти и з ситуации . Оказалось , чт о психоло г детског о сада , а такж е воспитатель , кото ­ ра я вел а занятия , такж е н е знал и ответ а н а это т вопрос . Пришлос ь вызывать специалиста , которы й был удивле н затруднениями . О н предложи л просто е решение : «Есл и у ребенк а ест ь прав о смотрет ь телевизор , т о у нег о должн а быт ь обязанност ь утро м самом у вста ­ вать и собиратьс я в детски й сад . Есл и же ег о буди т и отводи т в дет ­ ски й са д мама , т о у не е ест ь прав о решать , когд а ребено к долже н ложитьс я в постель» .

М ораль : каж дое прав о предполагае т соответствующ ую обязан­ ность.

К омментарий : многие родител и полагаю т, что несут полну ю ответственност ь за ребенка , отказы ва я при этом себе в прав е на требова ни я по отно ш ени ю к нему . Есть простое правил о распре­ деления обязанносте й и пра в в семье: каж дое прав о предполагае т обязанность . У кого больш е обязанностей, у того и больш е прав . К ак тольк о ребенок хочет завоеват ь новое право, он берет на себя дополнительну ю обязанность .

Д иапазо н применени я байки : ее нужно рассказывать всем группам родителей, воспитателям, учителям и всем детям.

№ 89. Байка «Чувство вины и наказание»

В свои х воспоминания х К. Юн г писал : «И действительно , я всегд а чувствова л себ я виноватым , сознава л все сво и явные и скрыты е не ­ достатки . В сил у этог о я был особенн о чувствителе н к порицаниям : все он и в основно м попадал и в цель . Не соверша я на само м дел е того , в че м мен я обвиняли , я знал , чт о мо г бы эт о сделать . Я даж е записыва л сво е алиб и на случай , есл и мен я в чем-либ о заподозрят . Был о куд а легче , когд а я действительн о соверша л дурны е поступки .

12 6 • Глава 3 .Каталог баек

Тогд а я по крайне й мер е знал , в че м мо я вина». «Когд а мо я мать од - | нажд ы сказала : "Ты всегд а был хороши м мальчиком" , — я прост о не

в состояни и был понят ь это . Я хороши й мальчик ? Эт о невероятно !

Я всегд а казалс я себ е существо м порочны м и неполноценным » [43].

М ораль : чрезмерное чувство вины ограничивае т возможности че­ ловека и искажае т его восприятие не только себя, но и мира в целом.

К омментарий : чувство вин ы — одна и з социальн ы х (то ест ь воспитанн ы х об щ ество м ) э моций . Он о появилос ь довольно позд­ но в развитии человека .

« В сознани и Н овог о вре м ен и в ы с ш и м критерие м нравстве н - і но го поведени я являетс я внутренне е согласие с са ми м собой, его соответствие са мо стоятельно доб ы т ы м личн ы м убе ж дения м , свобод а в ы бор а и ответственност ь за этот в ы бор , ответственност ь

з а измен у эти м убе ж дения м рад и вне ш не й необходимости » [ 18 ] . С этой позици и вин а — чувство, которое переживае т челове к в сил у того, чт о наруш и л правило, с ф ормулированно е и м самим .

« К ритерии эт и в эпох у Ц ицерона даж е ещ е не начинал и склады­ ваться; классической античност и они неведомы. Римляни н I в. до н. э. з на л обязательств а перед государство м , перед родом, группой, перед сем ьей, ее положение м и достояние м , и в той мере, в како й поведение его отвечало их интересам, он о заслу жи вал о одобре­ ния... В числ о ценностей, заве щ анн ы х Е вропе антично й культу­ рой в целом и Ц ицероно м в частности, совест ь не входила » [18].

Ч увств о вин ы насаждается христианство м . 3 . Ф рей д полагал, что он о необходимо дл я воспитания в ребенке нравстве нности. Н о этот тезис спорен. В лю бом случае чрезмерное чувство вин ы невротизируе т ребенка . И м енн о поэтому в настоя щ е е вре м я вы­

з ы вани е чувств а вин ы в некотор ы х страна х предлагается рассмат­ риват ь ка к насили е над личность ю .

Д иапазо н применени я байки : обсуждение с родителями мето­ дов наказания и поощрения ребенка.

№ 90. Байка «Ребенок как свидетель»

Д . Майер с [21] описывае т следующи й эксперимент , проведенны й в США . В детски й са д прише л неки й челове к и спроси л детей , не помня т ли он и таког о случая , чтоб ы их пале ц попа л в мышеловку ?

Каталог баек • 12 7

Н и оди н ребено к н е смо г вспомнит ь тако й случай . И эт о вполн е объ ­ яснимо , поскольк у бы л выбран тако й вопрос , чтоб ы вероятност ь по ­ ложительног о ответ а н а нег о был а минимальна . Это т челове к при ­ ходи л в то т детски й са д ра з в недел ю н а протяжени и десят и недел ь и все врем я задава л оди н и то т же вопрос . На десяты й ра з все дет и в красках рассказал и о том , как их пале ц попа л в мышеловку , как он и с мамо й поехал и к врачу, как выгляде л врач и чт о говорил .

Очевидно , чт о дет и солгали , — постоянн о повторяющийс я вопро с приве л к тому , чт о он и «припомнили » то , чег о в реальност и не было .

Есл и родител и постоянн о подозреваю т ребенк а в чем-то , т о о н на ­ чинае т ощущат ь в себ е возможност ь совершит ь это . И обязательн о совершит .

Мораль:чем больш е родитель доверяет ребенку, тем больш е ве­ роятность, что он будет соответствоват ь представлениям родителя.

Комментарий:в настоя щ е е вре м я доказано, что челове к не вспо минает, а реконструируе т соб ы тия . Э т о означает , что пр и каж дом припоминани и он не воспроизводит в сознании точ ну ю картинк у прои ш ед ш его, а достраивае т ее, использу я информа ­ цию, котору ю о н узна л уж е посл е соб ы тия . И м енн о поэтому посл е каж дого посе щ ени я человеком детског о сада дети все ярч е и ярч е представлял и себе то, чего не б ы ло. М но гие взрослы е, если им ре­ гуляр н о серьезно говорит ь о том, чт о он и взял и такую -то книж­ ку у собеседника , посл е пятог о раз а начну т со мн еваться в себе и даж е начну т «припо мин ать» , ка к они это делали. И м енн о поэтому чем м лад ш е ребенок, тем осторожн ее родител и дол жн ы в ы яснят ь обстоятельств а тех ил и иных соб ы тий, никогда н е опис ы ва я того, о чем спра ш ива ю т у детей. И нач е они легко встроят содер ж ани е вопрос а в свой ответ. Так, многие дети по рассказа м родителе й

«знаю т» о свое м детстве.

К огда мы утверж даем , что чем больш е родител ь доверяе т ре­ бенку, тем боль ш е вероятности, что он будет соответствоват ь представления м родителя, то имее м в виду полно е доверие . Ро­ дител ь мож е т доверят ь на словах, а в душ е сильно со мн еваться. Ребено к чувствуе т душ у родителя, о н стре ми тс я соответствоват ь тому, что происходит в ней, а не слова м .

Д иапазон применения байки:консультация родителей отно­ сительно психологических особенностей детского возраста, мето­ дов наказания и поощрения.

128 • Глава 3 .Каталог баек

№ 91. Байка «Леворукий ребенок»

Психоло г сообщае т родителю : «Ва ш ребено к — леворукий» . — «Что вы, он у мен я нормальный» , — отвечае т родитель .

М ораль : леворукост ь — такое ж е качество, как и праворукость .

Он и н е сравнива ю тс я по принцип у «хоро ш о — плохо» .

К омментарий : до сих пор сущ ествует множество источников , где говоритс я о леворукост и как о патологии. Э то очень стары е и в настоя щ и й момент опровергнуты е представления. Н ов ы е данн ы е свидетельствую т о том, что есть две причины леворукости: наследст­ венна я и патологическая. Н аследственна я леворукост ь возникае т у ребенка, в семье которог о есть леворукие родственники. Патологи­ ческа я леворукост ь может б ы ть следствием внутриутробной трав­ м ы ил и трав м ы при рож дении. Генетически обусловленна я левору­ кость не являетс я болезнь ю и не связана с патологически ми про­ явлениями . Боле е того, многочисле нные исследования не доказали связ и леворукост и с какими-т о психологически ми особенностями человека. И звест но , что П авлов бы л леворуки м . Н о другой великий русский фи зиоло г — Б ехтерев — бы л праворуким. Н аполеон бы л леворуким и при этом был, безусловно, вы дающ имс я полководцем, но его победил праворукий К утузов. Е динственн ы м различие м в развитии леворуких и праворуких детей являетс я различна я ско­ рост ь созревания тех ил и иных структур мозга. Н екотор ы е структу­ ры мозга леворуких детей созреваю т медленнее , но с возрастом эти различия м еж ду детьми исчезают. С тоит предложит ь родителям леворуких детей вспомнить, как они справлялис ь в детстве со сво­ им и проблемами, и помочь детям, передав им этот опыт. П сихолог долж ен настаиват ь на запрет е на переучивание ребенка, поскольку в 80 % случаев это влечет ф ормирование невротических реакций (ночные страхи, энурез , заика ни е и т. д .).

Д иапазо н применени я байки : беседы с воспитателями, учите­ лями начальных классов, родителями леворуких детей.

№ 92. Байка «Стремление к совершенству»

«Остави м эт о человеку : пытатьс я быт ь тем , че м о н н е является , имет ь идеалы , которы е н е могу т быт ь достигнуты , стремитьс я

Каталог баек • 12 9

к совершенству , чтоб ы спастис ь о т критики , открыват ь дорог у к бесконечно й умственно й пытке» , — эт о слов а Ф . Пёрлз а и з ег о автобиографическо й книг и «Внутр и и вне помойног о ведра » [30].

М ораль : задача родителе й н е создават ь и з ребенка кого-то, а помоч ь ем у раскр ы т ь самого себя.

К омментарий : многие родители, н е достигну в в жи з н и чего-то, побуждаю т собственн ы х детей реализовы ват ь свои невоплощ ен­ ные ж елания . Е сл и поставленн ые таким образом задачи ребенок не мож е т в ып олнить , то он в ы тес няе т из сознания неудачные по­ пытки . М ы уж е говорили, что чрезмерное в ы тес нени е ведет к не­ врозу. Задача родител я состоит в том, чтобы предоставлят ь ребен­ ку воз можно ст ь самому ставит ь цел и и помогат ь в их дости ж ении . Э та помо щ ь может закл ю чатьс я в ф ормировани и у растущ и х сын а ил и дочер и о щ у щ ения , что при л ю бо м исходе ситуации он и могут рассчиты ват ь на возвра щ ени е в дом родителей, откуда внов ь смо­ гут начать активну ю деятельность .

Д иапазо н применени я байки : консультация или групповая ра­ бота с родителями.

№ 93. Байка «Вот пороли же меня — и вырастили человеком»

Эт о типично е высказывание родителя , которы й используе т ремен ь дл я обучени я ребенка . В не м нет доказательст в того , действитель ­ н о л и говорящи й ста л человеком , н о он о свидетельствуе т о том , чт о о н хорош о усвои л родительски й урок : использоват ь агрессию , когд а ребено к совершае т ошибку .

М ораль : в детстве ребенок учитс я у родителе й тому, ка к вести себя в будущ ем со свои м и детьми , а с возрастом научается оправ­ д ы ват ь не гатив ны е стороны родительског о поведения .

К омментарий : ребенок н е мож е т учитьс я другим способо м , кроме как совер ш а я о ш ибки . О днак о родител ь показывае т ему, как реагируе т взросл ый , когда о ш ибк и делает другой человек: агрессие й ил и де мон страцие й правильног о навык а и обсужде­ ние м проблемы. Д оказано, чт о дети, которы х бил и ил и котор ы е наблю дали агрессивное поведение своих отцов по отно ш ени ю к м атеря м , в будущ ем вели себя двояки м образом. Е сли ребенок

130 • Глава 3 .Каталог баек

во вре м я родительской драк и становилс я на сторону одног о из ро­ дителей, то, в ы растая, он так ж е начина л бит ь свою ж ену . Е сл и он б ы л вн е их отно ш ений , то ча щ е всего он не использова л кулаки в своей сем ье. Е сл и отец использова л ремень только ка к угрозу, то, вероятне е всего, так ж е будет поступат ь в будущ ем и его сын . П р и ж естоких вида х нака за ни я воз можн ы разн ы е результаты , котор ы е завися т ещ е и от поведения м атери.

Те м н е м енее , в ы раста я и становяс ь сильн ым , с ы н мож е т на­ казат ь у ж е боле е слабог о своег о отца , повторя я его поведение . К риминальна я статистика за 2007 г . бесстрастно свидетельст ­ вуе т о то м , чт о боле е т ы сяч и дете й «заказали» свои х родителей. И эт о тольк о раскр ы т ы е преступления . Во з можно , тако й аргу­ м ен т мож е т подействоват ь н а част ь сли ш ко м са мо уверенн ы х родителей.

Д иапазо н применения байки:консультация родителей по по­ воду методов наказания и поощрения детей.

№ 94. Байка «Монетка за битье»

Наталь я Ильиничн а Са ц в свои х воспоминания х [7] приводи т тако й эпизод . Однажды , когд а он а был а ребенком , дружо к п о игра м е е побил . Е й был о ужасн о обидно , и он а побежал а домо й жаловатьс я отцу . Оте ц взял ее за руку , и он и отправилис ь на квартиру , гд е жи л это т мальчик . Девочк а уж е торжествовала , предвкуша я побед у на д обидчиком . Каков о ж е был о е е удивление , когд а е е оте ц протяну л мальчик у монет у и сказал , чт о кажды й раз , когд а он буде т бит ь дочь , о н буде т дават ь ем у таку ю ж е монету , пок а он а сам а н е научитс я з а себ я заступаться .

А пере д сно м оте ц сказа л дочери : «Не годитс я тебе , мо я ученица , жа ­ ловаться ! В жизн и буде т мног о трудностей . Учис ь и х преодолевать , а не хныкать. Учис ь боротьс я и побеждать!» .

М ораль:иногд а отсутствие ж алост и может б ы ть более эффек­ тив ны м обучением.

Комментарий:есть разны е способы обучения. Возможно , имен­ но отцы учат детей мужеству преодоления себя и обстоятельств. Вполне вероятно, сочетание м атеринской лю бви и отцовског о упорства позволяе т детям, которы м посчастливилос ь имет ь таких родителей, побеждать .

Каталог баек • 13 1

Д иапазо н применения байки:групповая работа с подростка­ ми, консультация родителей по поводу воспитания детей.

№ 95. Байка «Турецкий эксперимент»

Европейско е обществ о п о психологи и развити я присудил о преми ю В . Прейер а з а уникально е достижени е исследовательниц е и з Турци и Чигде м Когитчибаши . Эт а женщин а провел а тако й эксперимент . Он а и групп а ученых , котору ю он а возглавляла , давал и начально е образо ­ вани е матеря м и з беднейши х районо в города , у которы х был и дет и от 3 до 5 лет , и поощрял и их на обучени е детей . Чере з 22 год а он и сравнил и дете й эти х матере й и их соседок , которы е не участвовал и в обучении . У все х обученны х матере й дет и окончил и средню ю школу , многи е получил и высше е образовани е и имел и боле е престижну ю работу , че м дет и необучавшихс я матерей .

М ораль:чем в ыш е образовательны й уровень м атери (в преде­ лах средне й ш кол ы ) , тем выш е дости ж ени я ее ребенка .

Комментарий:представления м атери о з нани и ка к о ценност и передается ребенку , и он с больш е й вероятность ю луч ш е учитс я и, следовательно, стре ми тс я реализоват ь себя в областях, где з нани я необходимы.

Д иапазо н применения байки:консультации будущих и моло­ дых родителей.

№ 96. Байка «Трудно сказать, стала ли скрипка моим инструментом по воле родителей

Или же в силу дара свыше»

Креме р Г., выдающийс я музыкант , сказал эт у фразу , размышля я о том , кто делае т выбор будуще й професси и ребенка , есл и это т вы­ бо р бывае т сдела н тогда , когд а ребено к слишко м мал [17]. О н пишет :

«Так ил и иначе , — выбо р был сделан . Вопро с — был ли он доброволь ­ ным? В т у пор у мн е горазд о больш е хотелос ь стат ь пожарником , тру ­ бочисто м ил и официантом , подающи м в ресторан е десерты . Чт о те ­ пер ь вспоминать.. . Чтоб ы воплотит ь сво ю мечт у — мчатьс я по город у н а пожарно й машине , тушит ь огонь , спасат ь люде й о т верно й смер ­ ти , — пришлос ь удовлетворитьс я самодельно й бумажно й каской... "Вс е эт о — ребячество" , — говорил и взрослые , которы м был о вид ­ нее. Стоящи й перед о мно й выбор представлялс я им единственным .

132 • Глава 3 .Каталог баек

Мо я перва я попытк а взять в рук и скрипк у и извлеч ь из не е звук и был а начало м воплощени я их мечты... Скрипк а стал а и главным , и мучительны м мотиво м моег о становления , именн о благодар я ей я научилс я превращат ь в музык у и одиночество , и мечты, и душевны е раны, и юмор . В не й я искал сво й звук, сво й голос , точне е говоря , сво ю музыку» .

М ораль:не всегда вы бор, сделанн ы й родителем, а не ребенком, вредит ребенку .

Комментарий:многие родители, ж ела я счастья своим детям , начинаю т обучат ь и х вещ ам, необходимость за нима тьс я котор ым и труд н о понят ь м аленько м у ребенку . Д о сих пор многие родител и и даж е специалист ы оспариваю т подобный подход. О ди н полага­ ет, чт о ребено к сам дол ж е н в ы бират ь профессию . Н о ш естилетний ребенок н е мож е т вы брат ь скрипк у само стоятельно, поскольк у играт ь на не й нужн о часами, а дл я него это весьм а тя ж ело е заня­ тие. Все дети вокру г веселятся и делаю т что-то интересное , ког­ да он в ын у ж де н за нима тьс я труд ны м и непонят ны м пок а дело м . Ребенок , котор ы й начне т обучаться игре на скрипк е посл е 10 лет, никогда не достигне т вы сот. А попытк и взрослог о человека зани­ м аться м уз ы ко й могут в ы з ы ват ь сочувствие у окруж а ющ их . Э т о означает , чт о в спорт е и м уз ы к е вы бо р делается не ребенком, а ро­ дителем . Н аскольк о аргу м ентированн ы м психолог мож е т считат ь в ы бо р родителя ?

Здес ь можн о предложит ь такое реш ение . Е сли ребенок делае т успехи, то можн о предположить , что, кроме родительской воли, здесь име ю т м ест о способност и и ж елани е самого ребенка . В этом случае, безусловно, родител и дол жн ы вклад ы ват ь сил ы в его за­ ня тия . Е сл и успех и не з начитель ны , н а средне м уровне , то несом­ ненно , что у ребенк а нет ж елания , а потому , возможно , нет и со­ ответствующ и х качеств, необходимых дл я данно й деятельности. М ы знаем, чт о само е сло жн о е — оценит ь способности, поскольк у он и н е могут б ы т ь проявлены без ж елани я ребенка . П р и отсутст­ ви и ж елани я можн о отработат ь навык ребенка д о определенног о момента, и тогда он, став взросл ым , сможет продолжит ь это заня­ тие ка к л ю битель .

Д иапазо н применения байки:обсуждение с родителями разви­ тия творческих способностей ребенка.



№ 97. Байка «Чтение и понимание»

Каталог баек • 13 3

Во т как М. Цветаев а описывае т сво е прочтени е в 8 ле т «Евгени я Оне ­ гина» Пушкин а [41].

«Мо я перва я любовна я сцен а был а нелюбовная : о н н е люби л (эт о я поняла) , потом у и не сел , любил а она , потом у и встала , он и ни ми ­ нут ы н е был и вместе , ничег о вмест е н е делали , делал и совершен ­ н о обратное : о н говорил , он а молчала , о н н е любил , он а любила , о н ушел , он а осталась , так чт о есл и поднят ь занаве с — он а одн а стоит , а може т быть , опят ь сидит , потом у чт о стоял а он а тольк о потому , чт о он стоял , а пото м рухнул а и так буде т сидет ь вечно. Татьян а на то й скамейк е сиди т вечно. Эт а перва я мо я любовна я сцен а предопреде ­ лил а все мо и последующие , вс ю страст ь в о мн е несчастной , невза ­ имной , невозможно й любви . Я с то й само й минут ы не захотел а быть счастливо й и эти м себ я на не-любов ь — обрекла . В том-т о и все дел о было , чт о он ее не любил , и тольк о потом у он а ег о — так, и тольк о дл я тог о его , а не другог о в любов ь выбрала , чт о втайн е знала , чт о он ее н е сможе т любить . (Эт о я сейча с говорю , н о знал а уж е тогда , тогд а знала , а сейча с научилас ь говорить. ) У люде й с эти м роковы м даро м несчастно й — единолично й — все й на себ я взято й — любв и — прям о гени й н а неподходящи е предметы» .

М ораль : литература , котора я задевает ребенка , предопределя­ ет его ва жн ей ш и е поступки в жи з ни .

Комментарий:чт о дол ж е н читат ь ребенок в детстве? Н асколь­ к о родител ь дол ж е н управлят ь процессом его чтения ? Во зможно , самы й точ ны й ответ на этот вопро с дает М . Ц ветаева в малень­ ком эссе « М о й П у ш кин» . Он а стала читат ь « Е вгения Он егина » в 8 лет, когда все полагали, что она не способна понят ь взрослу ю ли­ тературу. Н а пример е Ц ветаевой м ы знаем, что у литературы нет возраста. Д а, она н е понял а это произведение так, ка к его принят о понимат ь в ш коле . Н о классика , кроме содер ж ания , имее т поэти­ ческий яз ы к , котор ы й ф ормируе т вкус. Бол е е того, произведение само ведет к построению образов . Ребенк у не стоит задават ь воп­ росы о том , чт о он поня л в произведении, — он будет рассказы ват ь то, чт о хочет взросл ый , а это разруш и т поэтический мир , создан­ ны й его вообра ж ение м .

Д иапазон применения байки:беседы с воспитателями, учите­ лями начальных классов, консультирование родителей по поводу развития творческих способностей детей.

13 4 • Глава 3 .Каталог баек

№ 98. Байка «Неужел и музыкантом может стать только травмированный человек?»

Скрипа ч Г. Креме р зада л это т вопро с и не смог сам на нег о ответит ь в свое м телевизионно м интервью . Он рассказывал , как поощряю т маленьки х детей , чтоб ы он и часам и занималис ь игро й н а музыкаль ­ ных инструментах . Например , педаго г в начал е урок а може т сказат ь ребенку , чт о в шкафу , возможно , лежи т шоколадк а дл я него , н о он а останетс я там , есл и малы ш н е буде т хорош о заниматься . В конц е ж е урок а то т ж е педаго г спокойн о може т сказать, чт о шоколадк и нет , так как ребено к занималс я недостаточн о хорошо .

М ораль:неужел и м узы кантом может стать только травмиро­ ванн ы й человек?

Комментарий:м ал ыш и сли ш ко м л ю бя т своих родителе й и при­ вязаны к ним . Он и готовы делат ь мно ги е ве щ и н е потому , чт о понима ю т и х с мы сл , а потому чт о эт о нрави тс я м а м е ил и папе . Во зможн о ли обойтис ь без обмана , стремя с ь достичь доверия с ре­ бенком? У твер ж да ю т, что так обучалс я н е м ене е велики й музы­ кан т Рих тер . Е го первым учителе м б ы л а м ать, а потому обучение и строилос ь н а доверии . Н о все другие м уз ы кант ы в той ил и ино й м ере испытывал и н а себе подобно е трав мир у ющ е е воздействие , которое , с точк и зре ни я преподавателя, мо тивировал о ребенк а н а работу .

К а к м ы у ж е говорили, С кинне р утверж дал, что наказа ни е не­ э фф ективно . Н о С кинне р н е воспита л н и одног о м узы канта .

Д иапазон применения байки:обсуждение этой тяжелой ди­ леммы с родителями, мечтающими о пути славы для своих детей, возможно, уменьшит их амбиции.

№ 99. Байка «Совет отца: "Чтобы победить, нужно в десять раз быть лучше подготовленным, чем другие" »

То т же Г. Креме р в интервь ю рассказывал , как однажд ы пожаловал ­ с я отц у н а несправедливост ь суде й н а концерте , которы е присуди ­ л и перво е мест о ребенку , игравшем у нескольк о хуже . Однак о отец , вмест о тог о чтоб ы посочувствоват ь мальчику , сказал : «Чтобы побе ­ дить , нужн о в десят ь раз быть лучш е подготовленным , че м другие» .

Каталог бае к • 13 5

М ораль:н е стоит обвинят ь других в несправедливости, луч ш е больш е работат ь над собой.

Комментарий:особенност ь совре м енн ы х соревнований всех уровне й и дл я всех дисципли н такова, что труд н о рассчиты ват ь н а объективност ь судейског о ре ш ения . И если все вре м я ду м ат ь об этом, то можн о погрязнут ь в чувстве обиды , которое н е являетс я конструктивн ым . Гораздо важн ее б ы т ь готов ы м к победе настоль­ ко, чтобы да ж е те, кт о не хочет ее признавать , в ын у ж дены б ы л и сделат ь это . Бол е е продуктивно готовит ь ребенк а к труд ностя м , чем к необоснованн ым о жи дания м .

Д иапазон применения байки:тренинг личностного роста у подростков, консультации родителей относительно воспитания детей.

№ 100. Байка «Нужн о ли выпивать с ребенком, чтобы научить его правильно пить

И не напиваться?»

Это т удивительны й вопро с был поставле н в исследовании , о кото ­ ро м сообщалос ь н а конференци и Европейског о обществ а психоло ­ ги и здоровья . Автор ы проверял и гипотезу , согласн о которо й роди ­ тел и должн ы дом а пит ь вмест е с подростками , чтоб ы он и научилис ь правильн о употреблят ь алкоголь . Исследовани е был о проведен о с соблюдение м всех правил . Был а больша я выборка родителей , при ­ че м тольк о тех , у ког о одном у подростк у был о 13 лет , а другом у 15 лет . Оказалось , чт о т е подростки , которы е пил и вмест е с родителями , по ­ то м пил и н е тольк о дома , н о и в о многи х други х местах . Количеств о употребляемог о им и алкогол я был о больше , че м у тех , кто никогд а не пи л с родителями .

М ораль:родител и н е дол жн ы де мон стрироват ь детям негатив­ ны й пример , поскольк у и х поведение всегда останется эталоном дл я них .

Комментарий:подобный экспери м ен т мог б ы т ь проведе н только в Н идерландах , поскольку в Росси и и экспери м ен т прово­ дит ь не надо: объе м испытуемых — вся страна. Л егк о на соседях просчитат ь вариант ы . У нас только в одной Бо тки нско й больни­ це в М оскв е делаетс я в год столько операций по поводу некроза поджелудочно й ж елезы , в ы зва нно г о чрезмерн ым и возлияния ми ,

136 • Глава 3 .Каталог баек

скольк о в о все й Е вропе . Э т о подтверждае т ф акт , доказанн ы й в описанно м в ыш е экспери м енте : совм естное употребление ал­ когол я с детьм и ведет к тому, что подросток утрачивае т осторож­ ность и легко превы ш ае т норму .

Е сть простой метод предотвратит ь аддиктивное , то есть зави­ симое, поведение у детей: нужн о научит ь их справлятьс я с труд­ ностя м и и у м ет ь учитьс я и работать. Люб а я зависи мо сть, в том числ е от алкогол я ил и от наркотиков , возникае т в том случае, если внезапно крайне негатив но е состояние с м еняетс я интен­ сивн ы м положительным о щ у щ ение м . Н апри м ер , б ы л а проблема , в ыпи л немного — и заб ы л о ней. Е сл и родител ь научит ребенк а справлятьс я с проблемами, то тогда он и не вы зовут потребност и заливат ь чем-т о тя ж ело е состояние . Бол е е того, если родител и де мон стриру ю т ребенку , как социально приемлемыми м етода м и они сни м а ю т стресс (ст роя т дом , бегают, идут на спортивн ы е за­ ня тия) , то и ребено к научится этим э фф ективн ы м способа м сня­ ти я напряжения .

Д иапазо н применени я байки : консультация родителей отно­ сительно аддиктивного поведения подростков.

№ 101. Байка «Современные дети не читают»

Однажд ы у мен я гостил а мо я коллег а из США . Он а приехал а с девоч ­ кой 11 лет . Моем у сын у в то врем я такж е был о 11 лет . Девочк а прочи ­ тывал а в ден ь по книжке. Эт о вызвал о у мен я невероятну ю зависть , поскольк у мо й сын не чита л ничего . Я спросил а у девочки , читал а ли он а «Приключени я Том а Сойера » Марк а Твена . Оказалось , чт о нет. Тогд а я спросил а пр о Май н Рида . Отве т то т же . Оказалось , чт о он а н е читал а ничег о из того , чт о я сам а прочл а своем у сын у к этом у време ­ ни : всег о Жюл я Верна , Май н Рид а и т . д . Тогд а я , преисполнившис ь любопытством , спросила , а чт о же он а читает ? К моем у удивлению , оказалось , чт о эт о был и современны е американски е детски е книж­ ки, прежд е всег о детективы . Я купил а своем у сын у детски й детектив . О н тож е проче л ег о з а оди н день . Тогд а я задал а себ е вопрос : « А мн е нужно , чтоб ы мо й сын прочитыва л п о одном у детском у детектив у в день? » И на это м прекратилос ь соревновани е дву х систе м по при ­ общени ю дете й к чтению .

М ораль : прежд е чем предложит ь ребенку что-то, нужн о обду­ мать, зачем и кому это нужно .

Каталог баек • 13 7

К омментарий : когда-т о великий историк В. К л ю чевский сето­ вал, чт о совре м енна я мо лодеж ь много читае т и совсем перестала дум ать. К огда м ы сетуем, что совре м енна я мо лоде ж ь не читает , адекватны ли м ы в своих претензиях ? Во-первых, совре м енно е поколение родителе й много читало, так как это б ы л наиболе е рас­ пространенн ый способ получения информации . Теперь можн о скачат ь и з И н тер не т а практически л ю бу ю аудиозапис ь и слу ш ат ь новые и стар ы е книги . М о жн о прочитат ь их в И н тер не те .

Во-вторых, если на м нужно , чтобы дети прочл и то, что мы хо­ тим, то, воз можно , луч ш и й способ реализации наш его ж елани я — прочитат ь им эту кни ж к у самим . Н едаром в X IX в. так распростра­ нено б ы л о се м ейно е чтение , на котором ребенок не прост о слы­ ш ал содер ж ани е книги, но и з накомилс я с реакциями взросл ы х на него. П очему не вернут ь стары е традиции, если новое — хоро ш о заб ы тое старое ?

Д иапазо н применени я байки : консультация родителей отно­ сительно развития творческих способностей и мышления детей.

№ 102. Байка «Если вы хотите,

Наши рекомендации