Руководителя территориального ОВД»
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КАДРАМИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)
Тема: «Психология коммуникативной компетентности
Глава 1. Теоретико - методологические подходы исследования коммуникативной компетентности руководителя территориального ОВД
Глава 2. Исследования коммуникативной компетентности руководителя территориального органа внутренних дел и пути ее формирования
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КАДРАМИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)
Тема: «Психология коммуникативной компетентности
руководителя территориального ОВД»
Выполнил:
Н.Л.Томилов
второй факультет, группа 2240
Научный руководитель:
доктор психологических наук,
доцент
полковник полиции
В.В. Вахнина
Рецензент:
___________________________
___________________________
___________________________
Допустить к защите:
Начальник кафедры _______________________________________________
________________________________________________________________
«___» _________ 2017 г. Оценка_____________________
Москва 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | ||
Глава 1 | Теоретико-методологические подходы исследования коммуникативной компетентности руководителя территориального ОВД | |
1.1 | Основные подходы к изучению проблемы коммуникативной компетентности руководителя территориального ОВД | |
1.2. | Понятие, содержание, характеристика и основные приемы коммуникативной компетентности руководителя ОВД | |
1.3. | Основные методы формирования коммуникативной компетентности руководителя ОВД | |
Глава 2 | Исследования коммуникативной компетентности руководителя территориального органа внутренних дел. | |
2.1. | Выявление коммуникационных проблем в управленческой деятельности руководителей ОВД. | |
2.2. | Коммуникативные барьеры деятельности руководителя ОВД | |
2.3. | Современные психотехнологии формирования коммуникативной компетентности руководителя территориального ОВД | |
Заключение | ||
Список использованной литературы | ||
Приложения |
Введение
Актуальность темы исследования. Диалог – это естественная среда человека. Общение представляет собой сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Без общения существование человеческого общества просто невозможно. С самого появления первого человека, оно стало причиной и залогом возникновения общества и цивилизации. С помощью общения человек не только реализовывал основные коммуникативные функции, но и обменивался между собой опытом, знаниями, а также приобретал много навыков и умений при помощи окружающих. Единственная настоящая роскошь современного общества – это роскошь человеческого общения, - так считал Антуан Сент - Экзюпери. Именно поэтому коммуникативные процессы между людьми, их влияние на построение взаимоотношений в семье, социальных группах, коллективах и обществе в целом так важны в современном мире и рассматриваются комплексно взаимосвязано друг с другом.
На сегодняшний день компетентностный подход все больше вызывает интерес у исследователей в рамках психологической, социальной, педагогической наук. Их работа основана на разработке групп, классов компетенций, которыми должен обладать человек, взаимодействуя в обществе, функционируя в определенной профессиональной деятельности. Кроме того, возникает необходимость в оценке возможности приобретения данных компетенций в высших учебных заведениях и при необходимости корректировке образовательных стандартов.
Из этого следует, что круг профессиональных деятельностей, затрагиваемых компетентностным подходом, многообразен. Не исключением является и деятельность в ОВД. В ряды необходимых компетенций, которыми должен обладать тот или иной сотрудник ОВД входит, помимо сугубо профессиональных, и социальная, коммуникативная компетентности. Наше исследование направлено на изучение именно коммуникативной компетентности, как профессионально-важного качества личности.
Проблеме изучения коммуникативной компетентности именно сотрудников ОВД уделялось внимание следующими представителями отечественной психологической науки: А.В. Батаршевым, С.П. Безносовым, В.Л. Васильевым, А.Т. Иваницким, Л.А. Петровской, А.М. Столяренко, Г.С. Трофимовой, А.Г. Шестаковым и др.
Так, Г.С. Трофимова коммуникативную компетентность рассматривала как способность, обусловленную опытом межличностного общения, уровнем развития, обученности и воспитанности, в основе которой лежат гуманистические качества личности и которая обеспечивает результативность деятельности общения. Л.А. Петровская также понимает компетентность в общении как способность, но акцент она делает на самом взаимодействии, выделяя главным установление и поддержание необходимых контактов с людьми.
Следует отметить повышение актуальности исследования коммуникативной компетентности у представителей ОВД также в связи с тем, что, на данный момент существует проблема эффективного взаимодействия сотрудников ОВД и физических лиц. Это проявляется в возникновении частых конфликтных ситуаций, разногласий, непониманий, попустительского либо властного отношения представителей ОВД к мирным гражданам, нередко нуждающихся в помощи. Поэтому возникает острая необходимость исследования данного феномена и поиска тех личностных качеств, взаимосвязь с которыми приводит к тому или иному уровню развития коммуникативной компетентности.
Объект исследования - управленческая деятельность руководителя ОВД.
Предмет исследования - содержание коммуникативной компетентности руководителя ОВД и психологические особенности ее формирования.
Цель исследования - раскрыть место и роль коммуникативной компетентности в структуре управленческой деятельности руководителя ОВД, ее основные составляющие и методы их формирования.
В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы коммуникативной компетентности участкового уполномоченного милиции на основе анализа научной литературы, относящейся к теме исследования.
2. Выявить сущность, структуру коммуникативной компетентности руководителя ОВД.
3. Определить коммуникативные факторы, влияющие на эффективность управленческой деятельности руководителя ОВД.
- проанализировать способы и средства коммуникации, позволяющие эффективно достигать профессиональные цели УУМ.
4. Выявить особенности процесса развития коммуникативной компетентности курсантов и слушателей -
Гипотеза исследования: выявление факторов, влияющих на коммуникативную компетентность руководителя ОВД, и их учет может повысить коммуникативный потенциал руководителя ОВД.
Для достижения целей эмпирического исследования были использованы следующие методы:
Методы сбора информации:
- анализ документов (нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность руководителя ОВД), научной литературы по проблемам общения, коммуникативной компетентности в управленческой деятельности;
- анкетирование руководителей ОВД;
- оценка социально-психологического климата в подразделениях.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе ГУВД Вологодской области. Было обследовано 123 руководителя ОВД различного должностного уровня.
Структура работы определяется логикой исследования, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, а также из приложений.