Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
В результате проведения исследования, мы интерпретировали полученные данные в соответствии с ключом к методике и увидели, что группа испытуемых (В) работающих в основном на производстве, в среднем, получила 2,1 балла по организаторским способностям и 1,6 по коммуникативным способностям.
Однако группа (А), трудовая деятельность которых опирается на непосредственно коммуникативные навыки, набрала в среднем по организаторским способностям 2,3 балла и 3,6 балла по коммуникативным.
Полученные результаты для наглядности отражены в диаграммах (1.1 и 1.2)
Рисунок 1.1 Средняя оценка коммуникативных и организаторских умений группы В.
По рисунку 1.1 можно видеть, что группа испытуемых В, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.
Рисунок 1.2 Средняя оценка коммуникативных и организаторских умений группы А.
По рисунку 1.2, мы можем сделать вывод, что группа испытуемых А, получившая оценку 5 обладает высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей, участники группы испытывают потребность в общении и активно стремятся к нему, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, настойчивы в деятельности которая их привлекает.
Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод о том, что деятельность оказывает влияние на уровень коммуникативных и организационных склонностей.
2.3 Практические рекомендации совершенствования коммуникативных способностей для молодых людей
Сформулируйте проблему. Начните с формулирования проблемы коммуникации. Например: «Проблема: мой шеф всегда поручает самые интересные задания моим сослуживцам, я никогда не говорил об этом, потому что не умею выражать свои чувства».
2. Сформулируйте конкретную цель. Цель конкретна, если ее можно как то измерить и вы сможете сказать, когда она достигнута. Например, чтобы решить поставленную выше проблему, вы можете написать: «Цель: рассказать шефу о моих чувствах по поводу назначения заданий».
3. Определите конкретную процедуру достижения цели. Эта ступень очень важна, так как успешность поведенческих сдвигов требует, чтобы вы сформулировали цель в терминах конкретного поведения, которое вы можете адаптировать или изменить. Например: «Процедура: я буду тренироваться описывать свои чувства. 1) Я определю конкретное чувство, которое я испытываю. 2) Я точно опишу свои эмоции. 3) Я учту то, что вызвало эти чувства. 4) Я буду признавать эти чувства своими. 5) Я активизирую процедуру во время разговора с шефом».
4. Придумайте, как определить, что цель достигнута. Хорошая цель – это цель, которую можно измерить, и четвертый этап в вашей попытке формулирования цели состоит в составлении минимальных требований по определению индикаторов достижения цели. Например: «Тест достижения цели: цель считается достигнутой, если я опишу свои чувства шефу, когда он опять поступит таким образом». После того как вы выполните все четыре этапа процесса постановки цели, возможно, вам захочется, чтобы кто–то другой ознакомился с вашими обязательствами и стал вашим консультантом, наставником, помощником. Тогда вы сможете обсудить ваши успехи с кем-то еще. Лучше всего выбрать кого–то из вашего же класса, потому что ваши одноклассники лучше всего смогут вас понять и помочь.
Деятельность требующая постоянно входить в коммуникацию с другими людьми развивает коммуникативные способности, в отличии от той деятельности где коммуникация с другими людьми сведена к минимуму или имеет не прямой канал к примеру общение через интернет или другие средства связи.
Числу респондентов получившему оценку коммуникативных и организаторских способностей на среднем или нише его уровне рекомендуется повышать свои коммуникативные и организаторские навыки так как для специалистов этого профиля, данные способности являются ключевыми и определяют общую успешность деятельности. Для развития коммуникативных навыков, как для формирования привычки необходимо увеличить число контактов разного рода, взаимодействие с людьми разных сфер (продавец магазина, сосед и т.д.) стараться первым открывать коммуникацию, чтобы это стало привычным и не доставляло дискомфорта.
Заключение
В данном курсовом проекте были определены понятия коммуникативных и организаторских способностей, отражена степень влияния развития данных способностей на успешность жизнедеятельности личности в целом, а так-же некоторые методы развития данных способностей.
Коммуникативные и организаторские способности тесно взаимосвязаны, тем не менее, как мы увидели в проведенном мою исследовании они не редко идут врозь, у индивида может быть ярко выражена одна из них, в то время как другая, казалось бы, и вовсе отсутствует.
Организатор с высокими коммуникативными навыками представляется нам в роли лидера который способен сплотить и вести за собой людей.
Организатор без коммуникативных навыков будет скорее диктатором, суровым надзирателем, он будет отличным производственным механизмом, но из–за низкого развития коммуникативных навыков ему будет трудно строить взаимоотношения с людьми.
Активный коммуникатор без организаторских способностей, будет скорее этаким болтуном, от него мы увидим мало практической пользы, но такой человек будет душой компании, сможет легко выстраивать межличностные взаимоотношения.
Данная тема актуальна, так как исследования, проводимые в последние несколько лет показали, что практически для любого вида деятельности главное – владеть навыками вербальной и межличностной коммуникации. Если человек собирается сделать карьеру в какой–либо сфере бизнеса, промышленности, управления, образования или любой другой, коммуникационные и организаторские навыки будут необходимым условием его успеха.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. МГУ, 2008
2. Амельков А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А. А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2006. – 108 с.
3. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие / О. А. Баева. - 5-е изд., стер. – Москва: Новое знание, 2009. - 367
4. Бендас Т. В. Психология лидерства: [учебное пособие] / Т. В. Бендас. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2009. – 447 с.
5. Васильев, Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике: [учеб. пособие] / Н. Н. Васильев. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 282 с.
6. Вердербер Р. Психология общения / Р. Вердербер К. Вердербер; [пер. с англ. И. Андреевой [и др.]]. – 11-е междунар. изд. – Санкт–Петербург: прайм–ЕВРОЗНАК: Издательский дом Нева, 2008; Москва: ОЛМА–ПРЕСС, 2006. - 318 с.
7. Геберт, Д. Организационная психология. Человек и организация: [пер. с нем.] / Д. Геберт, Розенштиль Л. фон; [науч. ред.: П. К. Власов [и др.]. – Харьков: Гуманитарный Центр, 2006. – 621 с.
8. Дик, У. Эффективная коммуникация. Приемы и навыки: пер. с нем. / У. Дик; Улла Дик; [под общ. ред. А. А. Киселевой]. – Харьков: Гуманитарный центр, 2007. – 186 с.
9. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, 2009. – 576 c.
10. Имиджелогия: пособие: в 3 ч. Ч. 2: Беларусь и зарубежье: динамика современного имиджирования / [сост. С. В. Гудзик]; М–во образования РБ, УО "Белорус. гос. пед. ун–т им. Максима Танка". – Минск: БГПУ, 2007. – 120 с.
11. Кипнис М. Тренинг коммуникации / М. Кипнис; [худож. М. В. Коновалов]. – Минск: Ось–89, 2010. – 128 с.
12. Кипнис М. Тренинг лидерства / М. Кипнис; [худож. М. В. Коновалов]. – Минск: Ось–89, 2011. – 144 с. :
13. Коццолино М. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак / М. Коццолино; [пер. с итал. О. А. Шипиловой]. – Харьков: Гуманитарный центр, 2009. – 246 с.
14. Леонтьев, А. А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Психология" / А. А. Леонтьев. – 5-е изд., стер. – Москва: Смысл: Академия, 2008. – 365 с
15. Лепеш И. Н. Психология влияния: краткий курс лекций / И. Н. Лепеш; М-во образования РБ, УО "Могилевский гос. ун–т им. А. А. Кулешова". – Могилев: УО "МГУ им. А. А. Кулешова', 2011. – 60 с.
16. Мальханова И. А. Коммуникативный тренинг: [учебное пособие] / И. А. Мальханова. – Москва: Академический Проект, 2006. – 159 с.
17. Марасанов Г. И. Психология в организационном консультировании / Г. И. Марасанов. – Москва: Когито–Центр, 2009. – 368 с.
18. Поленова Т. П. Школа эффективного общения. Коммуникативные техники, которые всегда работают / Т. П. Поленова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 253 с.
19. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В. Г. Ромек. – Санкт–Петербург: Речь, 2006. – 175 с.
20. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М., Новое знание, 2006. - 367с.
21. Шкетик Е.В. Психология коммуникаций и организационное консультирование/ авт-сост. УО «ВГУ им. П. М. Машерова». – Витебск, 2010. – 268 с.
22. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 2006.
23. Мальханова И.А. Коммуникативный тренинг/ Москва: Академический Проект, 2006.
24. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по экон. спец. – 2–е изд. – Москва: Инфра–М, 2006. – 295 с. – (Высшее образование).
25. Чеховских М. И. Психология делового общения: учебное пособие. – 2–е изд., стер. – Минск : Новое знание, 2008. – 252 с.
26. Дебольский М. Психология делового общения, изд., стер. – Минск М., 2012. – 323 с.
27. Студенческая онлайн библиотека
[Электронный ресурс] / Москва, 2013. – Режим доступа http://studbooks.net Дата доступа: 25.04.2017.