Социально-экономическое положение и индивидуальные различия.
Расовые различия издавна привлекают внимания исследователей. В определенные исторические периоды некоторые из исследований по данной тематике имели не чисто научные, а сугубо политические цели, когда ставилась задача доказать расовое превосходство одной группы населения над другой. Однако существует множество исследований, пытавшихся, учитывая этнические и расовые различия испытуемых, объективно зафиксировать индивидуальные особенности каждой выборки.
Основным показателем, который исследовался в психологии при изучении расовых различий, является интеллект или уровень умственного развития.
Принято считать, что лучше всего справляются с тестами дети, принадлежащие к монголоидной расе, несколько хуже – к европеоидной, значительно хуже – к негроидной и еще хуже – потомки американских индейцев. Одно время были попытки объяснить такие различия с точки зрения генетических различий между расами. Исходили они из того основания, что расы представляют собой группы людей, которые были на протяжении долгого времени географически разделены. Их изолированность друг от друга могла привести к генетическим различиям – повлиять на частоту встречаемости генов в популяциях различных рас. А частота встречаемости генов может и быть той причиной, которая обусловливает различия в интеллекте.
Прежде всего следует отметить, что наиболее последовательно изучались различия между двумя расами – европеоидной и негроидной. Исследования других рас являются фрагментарными и их данные не очень надежны.
При исследовании уровня интеллектуального развития на репрезентативных выборках (на которых в составе испытуемых пропорционально представлены все группы населения) всегда обнаруживаются различия между белыми и чернокожими людьми. Эти различия могут варьироваться в пределах одного стандартного отклонения (т.е. они не превышают 15 баллов по стандартным тестам интеллекта), но общий смысл этих различий не меняется: белые, в среднем, всегда имеют более высокий интеллект, чем люди с черным цветом кожи.
Пытаясь понять причины этого, исследователи обратили внимание на то, что различия по интеллекту примерно в одно стандартное отклонение часто наблюдаются между привилегированными и ограниченными в правах группами населения, независимо от их расовой принадлежности. Например, более низкий интеллект, по сравнению с другими группами населения, обнаруживается у представителей касты неприкасаемых в Индии.
Изменение официального статуса депривированных (лишенных прав) групп далеко не сразу приводит к изменению их положения в обществе – к более престижной деятельности, к повышению уровня образования, к изменению отношения окружающих и т.д. Из-за этого они в течение долгого времени могут продолжать отставать по интеллекту от более благополучных групп населения. Показательным в этом смысле является факт, выявленный Аткинсоном относительно одного из японских меньшинств – буракуми.
В Японии в течение многих веков буракуми были париями и могли заниматься только самой непрестижной и малооплачиваемой работой. В конце XIX в. они были официально уравнены в правах с остальными группами населения, но отношение окружающих к ним мало изменилось. Соответственно, сохранилось и отставание в уровне интеллекта. Однако, когда буракуми эмигрировали в США, их дети уже не отличались по интеллекту от других японских детей. В США буракуми не являются стигматизированной группой (группой, имеющей печать неполноценности), окружающие относятся к ним так же, как и к другим японцам, и следствием этого является выравнивание уровня интеллектуального развития.
Такие данные позволяют предположить, что расовые различия в интеллекте – это различия, которые в большинстве случаев оказываются следствием социальных причин: низкого социально-экономического уровня, многолетних ограничений в правах, сказывающихся в ценностях одной из рас, предрассудков и предубеждений окружающих.
Для проверки этого предположения проводились исследования Мерсером.
Группы белых и чернокожих испытуемых были уравнены по большому количеству показателей: по социально-экономическому статусу, по составу семьи, по особенностям отношений в семье, по духовным ценностям родителей, в частности, по отношению родителей к образованию. Расовых различий по интеллекту в таких случаях не обнаруживалось.
Определяющая роль условий развития для достижения того или иного уровня интеллекта была получена при исследовании приемных детей. В психологической литературе С.Сканом и Р.Веинбергом описаны случаи, когда белые родители, имеющие средний и высокий социально-экономический уровень, усыновляли чернокожих детей в первые месяцы их жизни. К моменту поступления в школу интеллект этих детей был выше среднего уровня и значительно превышал интеллект детей из черных семей, живущих в этом же регионе. Этот факт является прекрасной демонстрацией того, что цвет кожи определяет уровень развития лишь постольку, поскольку он связан с социально-экономическим уровнем семей, в которых растут дети. Когда ребенок попадает в благоприятные условия развития, его интеллект повышается независимо от того, к какой расе он принадлежит.