Понятие характера и его формирование (Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, К. Леонгард, А.Е. Личко)

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования (Гиппенрейтер).

Характер – старый термин. «Печать» в переводе с греческого. Характер связывают с процессами воли. То, с помощью чего человек может управлять своим поведением. Характер – формально-динамические особенности поведения человека. Исследовался с помощью наблюдения. Ученик Аристотеля, Феофаст, описал 30 типов характера. Прием, которым пользовался – наблюдал поведение человека в различных ситуациях и пытался вычленить что-то устойчивое, комплекс поведенческих особенностей (характер труса, негодяя, вождя, героя).

Структурное определение (диагностический подход): характер – прижизненное проявление темперамента в определенной социальной среде. Это устойчивая система отношений. Характер есть у всех, как производная темперамента (личность в широком смысле слова).

Функциональное определение (личностный подход): характер – форма поведения, необходимая для сохранения имеющейся структуры мотивов. Основа – возникающие личностные проблемы. Свойства характера – возможные способы решения проблем.

Выготский: Характер – социальный чекан личности, отвердевшее, откристаллизовавшееся типическое поведение личности в борьбе за социальную позицию. Он есть отложение основной линии, бессознательного жизненного плана, единого жизненного направления всех психологических актов и функций.

Характер – не природное образование, он формируется в процессе жизни человека, в состоянии включенности человека в общественные социальные отношения. Характер – совокупность сформировавшихся в ходе жизни человека устойчивых способов поведения, соответствующих направленности его личности.

В российской психологииосновы учения о характере были заложены А.Ф. Лазурским, трактовавшим характер как совокупность устойчиво присущих человеку душевных наклонностей. Позже, в 50-е гг. XIX в. характер отождествлялся с индивидуально-своеобразным в личности в противоположность социально-типичному.

Новый всплеск интереса к проблеме характера возник в 80-е гг. XIX в., когда ряд авторов начал рассматривать его как подструктуру личности, опираясь на идеи Л. С. Выготского, противопоставившего традиционной идее характера, как неизменного типа, представление о нем, как о динамически развивающейся функционально целесообразной структуре, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации.

Согласно современным отечественным воззрениям, характер выступает как форма проявления личности в узком смысле слова (содержательной или смысловой сферы личности), как готовность человека осуществлять в более или менее типичных ситуациях при определенных условиях определенные фиксированные формы или способы поведения. Он выступает как защитная оболочка, опосредующая как воздействия внешней среды на личность (смягчая или обостряя их), так и воздействия личности на среду, придавая действиям субъекта те или иные инструментальные или экспрессивные свойства (напористость, мягкость, импульсивность, открытость, осторожность и др.).

Представления о характере в клинической психологии, в частности в контексте проблемы психопатий, развиваются в основном в традициях типологически ориентированной характерологии (П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко).

В социальной психологии используются также понятия социальногои национального характера.

Понятие социального характера, введенное Э. Фроммом, означает совокупность устойчивых личностных черт, присущих членам некоторой социальной группы и сложившихся в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы. Понятие национального характераозначает совокупность черт, характеризующих представителей одной нации или этнокультурной общности в отличие от другой. Проблемам национального характера было посвящено в 50—80-е гг. XIX в. большое количество экспериментальных исследований, в которых не удалось обнаружить значимых и устойчивых характерологических различий между нациями; тем самым проблема национального характера перешла в плоскость социально-психологических стереотипов.

Наши рекомендации