Три личностных измерения Ганса Айзенка
Британский психолог Ганс Айзенк разработал модель личности на основе всего трех универсальных характеристик:
- Интроверсия либо экстраверсия. Интроверсия подразумевает направленность внимания на внутренние переживания личности, в то время как экстраверсия заставляет человека сосредотачивать своё внимание на внешнем мире — на других людях и окружающей их среде. Так, человек с высокой степенью интроверсии может быть тихим и сдержанным, в то время как экстраверт может быть общительным и дружелюбным.
- Нейротизм либо эмоциональная стабильность. Этот аспект теории Айзенка противопоставляет нервность уравновешенности. Нейротизмом считается склонность индивида к эмоциональной неустойчивости, тревоге, беспокойной реакции на раздражитель, а стабильность относится к тенденции в некоторых ситуациях оставаться невозмутимым и спокойным.
- Психотизм. Позже, после изучения лиц, страдающих психическими заболеваниями, Ганс Айзенк добавил в свою теорию новое свойство личности, которое он назвал психотизмом. Лица, обладавшие этим свойством, как правило, с большим трудом принимают реальность и взаимодействуют с ней; они могут быть враждебно настроены по отношению к другим, в них нет чуткости или сострадания, это хорошие манипуляторы.
Теория пяти факторов «Большая пятерка».
«Большая пятёрка»
Теории Кэттелла и Айзенка стали предметом серьёзного исследования, которое натолкнуло некоторых теоретиков на мысль о том, что Кэттелл в своей теории рассматривает слишком много черт, в то время как Айзенк сосредоточен на слишком малом их количестве. В результате появилась новая теория личностных черт, которую также часто называют теорией «Большой пятёрки». Это пятифакторная модель личности, которая включает пять основных признаков личности, которые взаимодействуют друг с другом, формируя личность человека. Хотя исследователи часто расходятся во мнениях по поводу точных названий для каждого признака, наиболее часто их определяют следующим образом:
- открытость опыту;
- добросовестность;
- экстраверсия;
- доброжелательность ;
- нейротизм.
Теория характера Э. Фромма.
В связи с широкой постановкой проблем личности и поиском путей их решения Э.Фромм пришел к выводу о значимости теории социального характера и выявлении ᴇᴦο определенных типов. Здесь он продолжает традицию всего неофрейдизма и постфрейдизма, выдвигая концепцию социального характера на видное место в своем творчестве. Перед этим мы видели, как это же самое делали и А.Адлер, и К. Юнг, и К.Хорни. У каждого из них был, конечно же, свой подход к рассмотрению этой проблемы, свои основания для типологизации характера. Нам же важно отметить наличие самого подхода к проблеме.
Социальный характер у Э.Фромма - ϶ᴛᴏ форма связи между психикой индивида и социальной структурой общества. Он отличает социальный характер, являющийся ядром общества, от индивидуального характера. Разница состоит в том, что индивидуальный характер присущ людям в рамках одной культуры, тогда как социальный характер служит основанием для выявления отличий одной культуры от другой.
Характер – это, по Э.Фромму, форма кристаллизации психической энергии человека, которая позволяет использовать её как производительную силу в социальной жизни. В работе "Человек для себя" ученый пишет˸ "… фундаментальная основа характера мне видится … в специфического вида отношениях личности с миром. В процессе жизни человек вступает в отношения с миром 1) посредством овладения вещами и их ассимиляции и 2) посредством отношений с людьми (и с самим собой). Первое я называю процессом ассимиляции; второе – процессом социализации"[116]. Э.Фромм считает, что ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, и определяют суть ᴇᴦο характера. На базе такого подхода к характеру он дает следующую ᴇᴦο дефиницию˸ "характер можно определить как (относительно перманентную) форму, служащую проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и социализации"[117].
Рассмотрев характер на уровне психологии личности, Э.Фромм затем переходит к ᴇᴦο социологическому анализу. "Тот факт,- отмечает он, - что большинство членов некоего социального класса или культуры обладают сходством значимых элементов характера, и что можно говорить о "социальном характере", репрезентирующем суть склада характера, общую большинству членов данной культуры, указывает на степень участия в формировании характера социальных и культурных моделей".
Каждой ступени развития общества присущ свой социальный характер.
Размещено на реф.рф
Э.Фромм рассматривает свойственные современному ему этапу капитализма типы социального характера, связывая их с двумя ориентациями˸ неплодотворными и плодотворными. При этом основное внимание уделяется типам характера в связи с неплодотворной ориентацией, что в общем-то становится понятным с учетом негативного восприятия Э.Фроммом капиталистического общества, в котором он жил, и ᴇᴦο резко критическим анализом в целом ряде работ. Ключевыми типами социального характера неплодотворной ориентации являются˸ рецептивный (пассивный), эксплуататорский, стяжательский, рыночный. Рассмотрим подробнее каждый из них.