Типологический подход в описании личности, первые и современные подходы к выделению типов.

Типологии (классификации) является общенаучным методом познания мира. В рамках психологии типологический подход предполагает понимание личности как целостного образования, не сводится к комбинации отдельных черт. Обобщение осуществляется на основе группировки испытуемых. Если в группе людей стабильно наблюдается сочетание определенных признаков, его рассматривают как "типичное" - симптомокомплекс. Каждого человека, которому эти признаки присущи, начинают причислять к определенной группе. Характеристикой человека при этом служит название соответствующего типа (например, истероид), а содержание типа раскрывают через описание типичного, усредненного представителя. Наиболее известными являются типологические описания личности Юнга, Леонгарда и других психологов, преимущественно ориентированные на практические потребности.

Типологии - экономичный способ познания, способен обеспечить понятный результат, однако их недостатком является пренебрежение особым, индивидуальным в каждом человеке, ведь все то, что не касается симптомокомплекса, остается за пределами рассмотрения. При таком подходе в личности выделяют типичное, но, вполне возможно, не самое существенное.

Классификации (типологии) подразделяют на эмпирические и теоретические (научные).

Эмпирические типологии основаны на наблюдениях исследователей, наделенных интуицией, способностью выделять существенные признаки, имеющиеся в основе каждого типа. Признаки могут быть как однородными, так и разнородными: например, особенности строения тела, обмена веществ и темперамента. Статистически, как правило, эмпирические типологии не проверяли.

Научная классификация должна соответствовать следующим требованиям:

1) ее классы имеют вычерпывать все множество объектов, которые классифицируют. Например, для классификации характеров недостаточно признаки "нервозность": спокойные люди не попадут ни в класса, поскольку понятие "нервозность" может быть применено только к беспокойным, неуравновешенных людей;

2) каждый объект может попасть только в один класс. Например, если нужно разделить всех людей на психически больных и здоровых, заранее надо договориться о том, куда отнести промежуточные типы (невротиков, людей в пограничном состоянии), иначе они могут попасть в оба класса;

3) каждый новый подразделение объектов в классификации следует выделять на основе лишь одного признака. Например, сначала делить людей по возрасту, а затем - по состоянию здоровья, но не по обоим признакам сразу. Невыполнение тоже приводит к путанице.

В дифференциальной психологии разграничивают понятия первичная классификация и типология. Первичная классификация - перечень явлений, характеризующихся общей видовым признаком. Например, классификация эмоций видов внимания или памяти, признаков агрессивности и тому подобное. То есть классификация в дифференциальной психологии является первичным способом разделения признаков на группы без выделения структурных оснований или, как исключение, при наличии слабоструктурированной основания.

Типология - выделение типов, идентификация совокупностей (кластеров) признаков, составляющих сущность этих типов, на четкой основе. В современных научных типологиях, как правило, представлен один кластер (симптомокомплекс) признаков, которые в зависимости от степени выражен-ности каждого из них, характера связи между ними и устойчивости "сцепления" ("слитности") образуют окончательный перечень типов.

Научным основанием для разработки типологической проблематики в психологии можно считать работы И. Павлова и исследователей его школы, посвященные изучению типологических свойств нервной системы (типов высшей нервной деятельности) у животных и человека.

Основные исследования типологии в дифференциальной психологии развивались по аналитическим и синтетическим подходами. Аналитический подход основывается на анализе количественных характеристик определенных свойств (вес, рост, острота зрения, чувствительность, пластичность, скорость запоминания и т.д.). Синтетический подход связан с группировкой субъектов по типам на основе одной или нескольких классификационных признаков - строения тела, темпераментальные организации и т.д. - вплоть до типов личности.

При исследовании личности и характера с точки зрения типологического подхода необходимо учитывать следующие обстоятельства:

а) используя понятие "тип", нужно различать контексты, в зависимости от которых тип может обозначать как определенные комплексы свойств, так и характерный образец, картину поведения;

б) развивая учение о свойствах нервной системы как базовые характеристики, является основой типологии, не следует считать, что все частичные психологические типологии в экспериментальной и концептуальной основе должны опираться на анализ этих свойств, которые не могут быть первопричиной всего многообразия содержания психической деятельности.

Соотношение физиологических и психологических структур в типологии человека - важный предмет исследования дифференциальной психологии.

Тесно связан с разработкой типологической тематики номотетический подход в психологи, призван выявлять универсальные черты и паттерны системы взаимосвязанных психологических признаков, присущие всем людям. Его должно дополнять идиографического аспект изучения индивидуальности (который нельзя противопоставлять номотетических), сосредоточен на анализе неповторимой и уникальной внутренней структуры субъекта.

Наши рекомендации