Психологические типы К.Г. Юнга.
К.Г. Юнг долгое время является учеником З. Фрейда, впоследствии отходит от концепции психоанализа и создает свою теорию, названную им аналитической психологией.
Юнг описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также он придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.
Главное расхождение между Фрейдом и Юнгом касается природы либидо. Фрейд видел в либидо сексуальную энергию, а Юнг – творческую жизненную энергию, которая может способствовать личностному росту.
В личности Юнг усматривал 3 взаимодействующие структуры:
- Эго (всё, что человек осознает)
-личное бессознательное (хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, мысли, чувства)
-коллективное бессознательное (состоит из архаичных (изначальных) элементов ли архетипов).
Архетип – универсальный образ или символ, содержащийся в коллективном бессознательном, предполагающий определенные чувства и мысли относительно данного объекта или ситуации. В архетипах заключен опыт человечества.
Наиболее значимые архетипы:
- Персона - социальные роли, предписанная личности обществом или внутренними потребностями, «публичное» лицо человека, маска, надеваемая в ответ на социальные требования, и она противоположна ее истинной сущности.
- Тень (темная, животная сторона личности, то, что человек скрывает)
- Анима (феминные качества мужчины) и Анимус (маскулинные качества женщины) - это архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую половую идентичность. Оба архетипа присутствуют в одной личности: архетип своего пола формирует половую идентичность и ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму, а архетип противоположного пола в этой же личности обусловливает наличие тех черт характера, поведения и т. п., которые свойственны этому полу.
- Самость - центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает эти системы и архетипы вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность.
Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации (экстраверсия и интроверсия) и психологические функции (мышление и чувства – рациональные функции, ощущения и интуиция - иррациональные). Отсюда Юнг вывел 8 типов личности, комбинируя ориентацию и функцию.
Экстравертный тип.«Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему миру и событиям, стремлением иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, тенденцией демонстрировать самого себя: вся его психическая жизнь разыгрывается снаружи, непосредственно, как реакция на окружающую среду. Самым ранним признаком экстраверсии у ребенка является его быстрое приспособление к окружающей среде, повышенный интерес к предметам, все неизвестное и рискованное его манит. Мысли, стереотипы поведения экстраверта реально определяются внешними объективными условиями, а внутренняя жизнь занимает второе место после внешней необходимости». Самая частая форма невроза у экстравертного типа - истерия - это постоянное стремление делать себя интересным и обращать внимание на себя, добиваясь своего любой ценой.
Интровертный тип.Отличительной чертой интроверсии является ориентация на внутренние личностные факторы, на внутренний мир. Все основывается на собственных решениях, собственных мыслях и чувствах, и это важнее для интроверта, чем другие люди и внешние обстоятельства. Такой человек предпочитает держаться в стороне от внешних событий, не любит скопления людей, общается по мере необходимости. Интроверсия так же нормальна, как и экстраверсия, хотя обе являются относительной нормой. Если экстраверт видит интроверта асоциальным, эгоистичным, неспособным адаптироваться к реальному миру, то интроверт осуждает экстраверта как пустого, лишенного внутренней глубины.
Рассматривая вопрос о развитии личности, Юнг особо выделяет движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Для описания происходящего на протяжении всей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он использовал термин «индивидуация». Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает человеку достичь самореализации (немногие достигают этого уровня).
Коррекция поведения возможна через изучение и изменение архетипов и комплексов личности.