Чем отличается общение со сверстником от общения со взрослым

Первая отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Если со взрослым ребенок обычно разговаривает более или менее спо­койно, без лишних экспрессии, то разговоры со сверстниками, как правило, сопровождаются резкими интонациями, криком, крив­ляньем, смехом и т. д. В общении дошкольников наблюдается почти в 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении ре­бенка и взрослого. Причем эти экспрессии выражают самые разные состояния — от ярко выраженного негодования («Ты чего берешь?!») до бурной радости («Смотри, что получилось!»). Эта повышенная эмоциональность отражает особую свободу, раско­ванность, так характерную для общения детей друг с другом.

Вторая особенность контактов дошкольников состоит в нестан­дартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Общаясь со взрослым, даже самый маленький ребенок придерживается определенных норм высказываний, общеприня­тых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочета­ния слов и звуков, фразы: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга, придумывают новые названия знакомым предметам.

Как ни странно, такое кривлянье имеет большой психологи­ческий смысл. Если взрослый дает ребенку культурные нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного творчества, для проявления инди­видуальности. Самобытное, творческое начало ребенка раньше всего и лучше всего проявляется именно в общении со сверстни­ком, когда ничто не сковывает и не тормозит активности, ничто не дает жестких образцов «как надо» и когда можно, не стесняясь, попробовать себя — на что я способен. И не случайно те виды деятельности, которые требуют проявления творческого нача­ла — игра, фантазирование и т. д.,— значительно чаще происходят вместе со сверстником. Но об этом мы поговорим дальше.

А сейчас о третьей отличительной особенности общения до­школьников. Она заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах со сверстником ребенку значительно важнее высказаться самому, чем вы­слушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера.

Совсем по-другому ребенок воспринимает взрослого. Его ини­циативу и предложения малыш чаще всего поддерживает. Ребе­нок старается ответить на вопросы взрослого, продолжить нача­тый разговор, более или менее внимательно слушает рассказы и сообщения. Общаясь со взрослым, дошкольник скорее предпочита­ет слушать, чем говорить сам.

Четвертая отличительная особенность общения дошкольни­ков состоит в том, что оно значительна богаче по своему назна­чению, функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более многообразны, чем если бы партнером был взрослый. Взрослый все время говорит, что хорошо, что плохо, как надо и как не надо делать, или рассказывает что-либо, т. е. ребенок от него ждет либо оценки своих действий, либо новой информации. Общение со сверстником значительно богаче: здесь и управление действиями партнера (показать, как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязы­вание собственных образцов (заставить его сделать именно так), и совместная игра (вместе решить, как мы будем играть), и посто­янное сравнивание с собой (я так могу, а ты?).

Общаясь со сверстником, ребенок может притворяться (т. е. де­лать вид), выражать обиду (нарочно не отвечать, не замечать), фантазировать (придумывать что-то необыкновенное, нереаль­ное). Такое разнообразие отношений детей порождает разнообра­зие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что и взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ре­бенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником — выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормаль­ного развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети. Кроме того, многим вещам сверстник может научить гораздо лучше. Например, умению правильно говорить.

Наши рекомендации