Большие проблемы маленького человека
Наверное, редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают тревоги. Как примут малыша в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитательницей? Не будет ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке. Эти тревоги и волнения имеют под собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.
Если трехлетний ребенок, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания, имеет довольно широкий опыт общения со взрослыми и испытывает потребность в детском обществе, то полутора-двухлетний малыш менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда в течение полугода), и дальнейшее развитие малыша.
В настоящее время разрабатывается система медицинской и педагогической помощи детям, поступающим в ясли. В нее включается работа с родителями по укреплению физического здоровья детей, увязыванию домашнего режима дня с условиями новой среды. Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в ясельную группу, создавать для него особый эмоциональный комфорт и, если потребуется, проводить медикаментозную коррекцию его состояния.
Как правило, рекомендации такого рода связаны в основном с профилактикой заболеваемости детей и снижением их эмоционального дискомфорта, которые наиболее ярко заметны в период адаптации. Безусловно, указанные приемы важны и необходимы, однако они облегчают уже возникшее тяжелое состояние детей, но не затрагивают причин, порождающих его. Вместе с тем ясно, что гораздо важнее организовать уход за детьми и воспитание таким образом, чтобы свести к минимуму осложнения адаптационного периода. В настоящее время не подлежит сомнению тот факт, что причина осложнения физического и психического состояния малышей имеет прежде всего психологическую природу и находится в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Это признают и медики, и педагоги, и психологи.
Конечно, физическое состояние ребенка от рождения до поступления в детское учреждение, некоторые врожденные особенности его психики, наконец, даже течение беременности матери так или иначе сказываются на ходе его развития, однако эти факторы не имеют фатального значения и могут быть скорректированы в процессе воспитания. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только обеспечивать необходимый физический уход за малышом, но и способствовать наиболее полному развитию его психики. А так как психическое развитие ребенка изначально построено на определенных закономерностях взаимодействия его со взрослыми, необходимо знать эти закономерности и использовать их в практике семейного воспитания, чтобы создать условия для благополучного включения малыша в новую социальную среду. В каком бы возрасте вы не отдавали своего ребенка в детское учреждение, готовить его к этому моменту нужно с самого рождения.
Остановимся подробнее на том, что происходит с ребенком в период адаптации к детскому учреждению.
Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния малыша. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите: малыш отказывается от еды, она может вызывать у него тошноту; в часы отдыха ребенок продолжает плакать.
Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется активность малыша и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушают реактивность организма, приводят к частым болезням. Известно, что наиболее сложно адаптация проходит у детей второго года жизни. Все негативные проявления выражены в этом возрасте более ярко, чем у малышей, пришедших в ясли после двух лет, а период восстановления растягивается иногда на два-три месяца. На второй год жизни приходится наибольшее количество заболеваний. Результаты исследований показали, что труднее всего восстанавливаются игровая деятельность и взаимоотношения с детьми.
Вероятно, описанные нами симптомы огорчат многих родителей, которые собираются отдать своего ребенка в ясли: семье предстоит встретиться с немалыми трудностями. Да, адаптация к новым условиям жизни неизбежна: будут слезы, капризы и простуды, но нужно помнить, что мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным. Практика показывает, что адаптационный период протекает по-разному и многие дети достаточно быстро привыкают к новой социальной среде.
Познакомимся поближе с двумя детьми, одновременно пришедшими в ясельную группу детского сада, и внимательно присмотримся к их поведению.
Ира поступила в группу в возрасте 1 года 3 месяцев. На протяжении первых 14 дней у девочки преобладало ярко выраженное отрицательное эмоциональное состояние. Игрушки практически не интересовали ее. Ира брала их в руки только по инициативе воспитателя, действия с ними были кратковременными, примитивными: она стучала ими об пол, брала в рот или просто сидела, прижав к груди и глядя на взрослого. Девочка стремилась вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Неудовлетворение этой потребности вызывало горький плач и воспоминания о матери. Когда воспитатель ласково разговаривал с ней, гладил ее по головке, она крепко прижималась к нему, замирала и могла долгое время находиться в таком состоянии, не интересуясь окружающими. Попытки воспитателя высврбодиться или отвлечь внимание девочки на игрушки, вызывали у нее бурный протест, плач. Оставшись в одиночестве, девочка подходила к барьерчику манежа и следила за действиями взрослого. Если педагог предлагал ей игрушки, реагировала отрицательно: отталкивала их, бросала. Через две недели Ира заболела. Вернувшись в ясли, продолжала вести себя по-прежнему. Девочка сторонилась детей, при их приближении начинала плакать или отходила в сторону. Самостоятельность в действиях с предметами была слабой. Попы-ток вступить со взрослыми в совместную игру практически не наблюдалось. Приход в группу посторонних взрослых вызывал у Иры любопытство, но, если кто-либо из них пытался играть с девочкой, она пугалась, начинала плакать и искать взглядом своего воспитателя. Таким образом, основной потребностью Иры была потребность в эмоциональном общении с близкими или знакомыми взрослыми.
Оксана начала посещать ясли в возрасте 1 года 8 месяцев. С первого дня она не проявила особо выраженной тревоги и беспокойства, хотя состояние некоторой скованности наблюдалось у нее в течение нескольких дней. Девочка волновалась, когда в группу приходили чужие родители за детьми или воспитатель выходил из комнаты. Оксана часто просила взрослого отвести ее к маме, выжидательно смотрела на дверь. Потребность в эмоциональном контакте со взрослым выражалась сдержанно: девочка с удовольствием принимала его ласку, но сразу же начинала показывать на игрушки. На предложение взрослого поиграть вместе откликалась радостно, забывая о своей тревоге.
Поведение Оксаны в игре отличалось самостоятельностью: она укладывала куклу спать, разговаривала с ней, пела песенки. Девочка стремилась к сотрудничеству со взрослым: обращалась за помощью, предлагала игрушки. Такое поведение сочеталось с желанием получить ласку, похвалу.
С самого начала девочка отличалась доброжелательным отношением к ровесникам. Она сама подходила к ним, с удовольствием наблюдала за их действиями, играла рядом со своей или общей игрушкой. Иногда Оксана заглядывала в глаза другого ребенка, пыталась что-то сказать ему. Присутствие незнакомого взрослого не вызывало отрицательного влияния на эмоциональное состояние девочки. Она быстро осваивалась, протягивала взрослому игрушки и, увидев расположение к ней, стремилась продолжать игру. Разлука с мамой огорчала Оксану, однако девочка быстро отвлекалась на игру. Родителей она встречала радостно, но без экзальтации.
Что бросается в глаза прежде всего в приведенных примерах? Первое — это состояние дискомфорта у Иры и достаточно благополучное самочувствие Оксаны. Второе — гипертрофированная тяга Иры к взрослому и спокойное, доброжелательное отношение к нему Оксаны. Третье — страх Иры перед незнакомыми людьми, нежелание вступать с ними в контакт и открытость к взрослым Оксаны. Четвертое — нарушения в игровой деятельности у Иры и полноценная игра Оксаны. И наконец, настороженное отношение к сверстникам Иры и расположенность к ним Оксаны.
Таким образом, нарушения в поведении первой девочки наблюдаются по линии социальных связей и предметной деятельности. В случае благополучно протекающей адаптации у Оксаны эмоциональный тонус ребенка выглядит вполне нормальным. В чем же причина разного переживания детьми новой ситуации и контрастного поведения в ней?
Вспомним, что в раннем возрасте у малыша формируются новые отношения со взрослым: на смену эмоциональному приходит деловое общение.
Чем отличается эмоциональный контакт от делового, практического? Прежде всего тем, что эмоциональные отношения -это отношения избирательные. Они строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми.
Если младенец первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относится к любому взрослому и достаточно самых простых знаков внимания, чтобы он отозвался на них радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек, то уже со второго полугодия жизни малыши начинают четко различать своих и чужих. Примерно в 8 месяцев у детей возникает страх или неудовольствие при виде незнакомых людей. Ребенок сторонится их, прижимается к матери, иногда плачет. Расставание с матерью, которое раньше происходило почти безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон.
Родители должны серьезно отнестись к появлению этих симптомов. Ведь если ребенок привыкнет общаться только с матерью, у него будут трудности в установлении контактов с другими людьми. По сравнению с эмоциональным общением, имеющим интимную, личностную основу, практическое взаимодействие не связано с привычкой к определенному человеку. Ведь в данном случае оба партнера действуют с предметом, который притягивает малыша к себе и заставляет забыть о том, что взрослый, находящийся рядом, ему мало знаком. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если у него имеются средства налаживать деловые контакты, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребенка в более широкую социальную среду и благополучного самочувствия в ней. Но путь этот не всегда прост, и чтобы его пройти, требуется довольно много времени. Необходимо и внимание со стороны взрослых.
Затруднения, которые возникают у детей раннего возраста при общении с незнакомыми людьми, изменении привычной обстановки, проявляются иногда очень своеобразно. Психологи выявили особую форму поведения детей второго года жизни, которая наблюдается и в семье и в детском учреждении. Эта форма получила название амбивалентного поведения, она встречается достаточно часто - примерно у 35% детей. Это одна из первых форм конфликтного поведения ребенка, которая в дальнейшем может закрепиться и в дошкольном возрасте проявляться как робость, излишняя смущаемостъ и застенчивость, что также мешает установлению доверительных отношений с воспитателем. Вот почему важно вовремя разобраться в причинах негативных проявлений и устранить их. Амбивалентное поведение имеет также прямое отношение к интересующей нас проблеме адаптации. Что же такое амбивалентное поведение? Лучше всего продемонстрировать его на примере.
Маленький Сережа находится в ясельной группе, играет в манеже. В комнату входит незнакомый взрослый. Малыш замечает его и с любопытством разглядывает издали. На улыбку взрослого тоже отвечает улыбкой. По всему видно, что взрослый вызывает у него интерес и симпатию. Тогда взрослый обращается к мальчику: «Иди ко мне, Сереженька», Сережа, немного помедлив, начинает робко приближаться к нему, но на полпути останавливается, топчется на месте и вдруг поворачивается и уходит в дальний угол манежа, откуда пристально наблюдает за незнакомцем. Вторая и третья просьба взрослого вызывают ту же реакцию. Но стоило взрослому заняться своим делом, как Сережа незаметно оказался рядом. Малыш с любопытством разглядывал его.
Встречались ли вы с таким поведением? Казалось бы, в нем нет ничего такого, что может вызвать тревогу. Да, малыш немного робеет, ему непросто вступить в контакт со взрослым, но ведь в целом он положительно относится к нему. Может быть, не стоит обращать внимание на такие мелочи? Не будем спешить с выводами. Дальнейшие наблюдения обнаруживают ряд особенностей в поведении таких детей.
Во-первых, ребенок с амбивалентным поведением менее охотно взаимодействует со взрослым, чем сверстник с однозначно положительным отношением к нему. Так, просьбы взрослого, его поручения (убрать игрушки, положить на место одежду, помочь в чем-либо) он выполняет неохотно, а иногда и вовсе отказывается что-то делать. Во-вторых, ребенок, увлеченно играющий в присутствии близких людей, теряется при появлении незнакомых. Игра расстраивается, малыш начинает вести себя скованно, заторможенно.
Серьезные трудности испытывают эти дети и в ситуации переключения из одной сферы взаимодействий в другую. Так, при расставании с мамой в яслях малыш плачет, долго не может успо-коиться, а встреча с ней в конце дня бывает такой же бурной: ребенок бросается к ней, цепляется, как будто их хотят разлучить. Отношения же с воспитателем, как правило, при этом оказываются поверхностными. В течение дня ребенку недостает эмоционального тепла, в то время как его поведение свидетельствует о повышенной эмоциональной чувствительности и суженной сфере общений при выраженной избирательности в отношении родных. Как правило, характер взаимоотношений с таким ребенком в семье сводится в основном к эмоциональным контактам. Играют дома с ним мало, а если играют, то не активизируют его инициативу, самостоятельность. Среди детей с амбивалентным поведением особенно много избалованных и заласканных. Поэтому в детском учреждении, где воспитатели не могут уделять им столько же внимания, они чувствуют себя неуютно, одиноко.
Недостаточно высок и уровень развития игровой деятельности у детей с амбивалентным поведением. В основном это манипуляции с игрушками в одиночку или рядом со взрослым или сверстником. В семье игра ребенка не связана с общением. Взаимодействие с близкими осуществляется только на эмоциональном уровне, а играет малыш чаще всего один. Отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении затрудняют взаимоотношения ребенка со взрослыми, которые окружают его в детском учреждении. Ведь установить эмоциональный контакт с посторонним человеком, не являющимся объектом привязанности, трудно, да и воспитатели не всегда идут навстречу ребенку. А накопление неудач такого рода вызывает у него постоянную робость, опасение и одновременно с этим все большее желание общаться.
Таким образом, причиной конфликтного поведения детей является противоречие между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослым и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения — сотрудничества со взрослым. Переход в новую социальную среду обостряет это противоречие. Перед нами предстает картина поведения, соответствующая тому описанию, которое мы привели выше. Она характеризует ребенка в период адаптации к детскому учреждению. Так, незначительные на первый взгляд особенности его поведения оказываются помехой для благополучного привыкания к новой среде.
Нетрудно заметить, что неправильно организованное общение с ребенком является причиной задержки развития у него ведущей деятельности. Существует четкая закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. В случаях затруднений он пытается преодолеть их, проявляя выдумку и терпение. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их. Такие дети любят вместе со взрослым решать предметные задачки (например, открыть коробочку с секретом или придумать способ, чтобы достать далеко лежащую вещь). Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого. Высокий уровень развития предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослым создают у ребенка положительные эмоциональные ощущения во время пребывания в яслях и обеспечивают быструю адаптацию к ним. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами, которые осуществляются преимущественно на уровне манипуляций. Трудноадаптирующиеся дети не умеют сосредоточиваться на игре, малоинициативны в выборе игрушек, нелюбознательны. Малейшая трудность вызывает у них нежелание играть, капризы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты и предпочитают им эмоциональные. Из всего сказанного должно быть понятно, как правильно готовить малыша к поступлению в ясли. Наряду с гигиеническими мероприятиями по укреплению здоровья, приведением режима дня в соответствие с условиями детского учреждения, должна проводиться целенаправленная работа по формированию у ребенка соответствующей возрасту формы общения со взрослыми и развитию предметной деятельности.
Прежде всего вы должны установить, какие контакты предпочитает ребенок — эмоциональные или деловые. Преобладание первых свидетельствует о необходимости развития более прогрессивной формы общения. Это не значит, что нужно прекратить личностное общение с малышом и ограничиться лишь обучением его предметным действиям. Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения, основой его дальнейшего развития. Задача взрослого — создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности. Даже если малыш уже ходит в ясли и процесс адаптации проходит у него сложно, это не значит, что вы должны обеспечить ему один лишь эмоциональный комфорт. Задержка на уровне личностного взаимодействия растянет период привыкания. Нужно постоянно предлагать ребенку новый тип общения, который поможет ему увлечься предметным миром и овладеть способами взаимодействия с другими людьми. С ребенком второго и третьего года жизни можно разыгрывать увлекательные сюжеты: это игры в дочки-матери, с животными, машинками, кубиками и конструкторами. Каждое прочитанное малышу стихотворение можно превратить в игру-драматизацию. Вначале инициатива целиком будет принадлежать взрослому, а ребенок станет лишь внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным. В силу своей природной активности он обязательно присоединится к вашей игре. Вот тут-то вы и должны помочь ребенку выбрать нужные игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе. Не забывайте поощрять любые успехи малыша -и тогда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения.
Регулярные 10- 15-минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность малыша будет расти, и в конце концов он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит гипертрофированное стремление сидеть у вас на коленях.
Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать, что с игрушками следует обращаться бережно, а после окончания игры убирать их на место. Приучение к порядку лучше осуществлять тоже в игровой форме. Ваша фантазия и знание особенностей малыша помогут подобрать верный способ действий с ним в этом направлении.
Разумеется, необходимо обучать ребенка и умению пользоваться предметами обихода, постепенно приучать его к самообслуживанию. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях. Одни сидят безучастно на диванчике и ждут, пока воспитатель начнет надевать им теплые штанишки, сапожки и курточки, другие без напоминания открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают одежду и радостно бегут во двор. Такую же картину можно наблюдать и за обеденным столом, и в манеже, где дети играют. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют, вряд ли сделают ребенка довольным своим пребыванием в детском учреждении.
Выше мы говорили о сложностях, которые испытывают дети с недостаточно развитой формой делового общения в контактах с незнакомыми взрослыми. Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, наряду с занятиями в семье полезно поощрять его общение с другими людьми. Ваш малыш подрос, и вы, наверное, уже не ведете такой замкнутый образ жизни, как это было после его рождения. К вам приходят друзья, и вы сами ходите в гости, иногда берете с собой сына или дочку. Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать в ребенке доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.
За сравнительно небольшое время, примерно в течение месяца, поведение ребенка может измениться самым существенным образом. Он станет с удовольствием играть вместе со взрослым, охотно выполнять его просьбы, адекватно реагировать на похвалу и порицание. Малыш станет более инициативным во взаимоотношениях со взрослыми.
А теперь советуем вам проверить, готов ли ребенок к поступлению в дошкольное учреждение. Для этого ответьте на следующие вопросы:
1. Какое общение (эмоциональное или предметное) предпочитает малыш?
2. Как ведет себя ребенок при расставании с близкими и встрече после разлуки?
3. Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка (простые манипуляции, игровые действия)?
4. Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
5. Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения или просьбы: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?
6. Как малыш реагирует на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого, подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка? Есть ли в его поведении элементы конфликтности?
7. Каким образом ребенок налаживает контакты с разными взрослыми?
8. Как ребенок относится к сверстникам? Выражает ли он радость, внимание к ним, активен ли в игре, как реагирует на инициативу других?
Если ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-то делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, вы можете не тревожиться о том, что у него возникнут трудности при поступлении в ясли. Он готов к новым изменениям в своей жизни.
ВОЗРАСТ СТРОПТИВОСТИ
Третий год жизни ребенка... Кажется, совсем недавно перед вами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь ваш ребе-нок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает, и, конечно же, борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста — еще один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого. На новом витке развития вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: возраст упрямства, строптивости, кризис самостоятельности, кризис независимости и т. д. Этот кризис часто выражен ярче, чем кризис одного года, и доставляет хлопот, может быть, даже больше, чем предыдущий. По-видимому, это связано с тем, что к концу раннего детства ребенок намного самостоятельнее, чем раньше, менее зависим от взрослого, имеет достаточно устойчивую самооценку, позволяющую отстаивать свои права. Об этом мы поговорим подробнее чуть позже. А сейчас посмотрим, что отличает ребенка в период кризиса 3 лет.
Отличает же его целый набор симптомов поведения, который в психологии получил название «семизвездие симптомов».
Первый симптом — ярко выраженное проявление негативизма. Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Причем такое стремление проявляется как будто даже против воли самого ребенка и часто в ущерб его собственным интересам. В него как бы вселяется постороннее существо, заставляющее перечить окружающим и в словах и в поступках. Суть негативизма заключается в том, что ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. Вот одно из наблюдений.
Мама предлагает Стасику идти гулять, начинает одевать его. «Не хочу гулять!» — заявляет ребенок, который раньше стремглав мчался одеваться при первом же упоминании о прогулке. «Не хочешь, не надо»,- пожимает плечами мама и прекращает одевать сына. «Гулять, гулять!» — требует малыш. Но как только его начинают одевать, снова повторяет свое: «Не хочу гулять!» Ребенок не обнаруживает явного нежелания гулять, но предложение взрослого вызывает у него упорную негативную реакцию. На следующий день все входит в норму, малыш не сопротивляется предложениям мамы, но спустя несколько дней вдруг категори-чески отказывается от прогулки, не позволяет себя одевать, начинает плакать.
При резкой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. «Это платье белое»,- сообщает ребенку мама, и получает вопреки всякой очевидности ответ: «Нет, оно
* Этот и следующий разделы написаны по материалам исследований Т. И. Гуськовой.
черное». Причина такого поведения кроется, по мнению психологов, в социальных отношениях ребенка и взрослого. Негативизм- это отношение не к предметной ситуации, а к человеку. Есть еще один момент, отличающий этот симптом. Ребенок, действуя наперекор взрослому, поступает и наперекор собственным ощущениям, впечатлениям и желаниям. Помните, мы говорили о ситуативности поведения малышей в раннем возрасте, об их зависимости от поля восприятия? В случае негативизма мы видим противоположную тенденцию — действовать вопреки очевидности.
Второй симптом кризиса трех лет — это упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Малыш может долго и упорно отказываться идти домой с прогулки исключительно потому, что он не желает изменить свое решение.
Третий симптом связан с проявлениями строптивости. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет. Нежелание идти рядом с мамой за ручку, капризы по любому поводу -выражение этого симптома.
Следующий, четвертый симптом — своеволие: ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.
Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей. Первый из них — это бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. Другой симптом — обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать называть мать или отца бранными словами, которых ранее никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. И наконец, в семьях с единственным ребенком встречается стремление последнего к деспотическому подавлению окружающих: вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики и слезы. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, а иногда и в агрессии к младшему ребенку, требованиях постоянного внимания к себе.
Специалисты по детской психологии, описывающие эти основные симптомы кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «я». В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.
Некоторые психологи считают, что само явление кризиса ненормально, связывают его с несвоевременностью перехода ребенка от предыдущего этапа развития к последующему, полагают, что при правильном воспитании кризис не является неизбежным. Другие ученые, наоборот, видят в кризисе неизбежность и находят в нем положительные стороны, поскольку, по их мнению, через негативное противопоставление себя окружающему ребенок лучше осознает свои возможности, границы своего «я», овладевает своей эмоциональной и волевой сферой, усваивает правила через нарушение запретов.
Исследования, проведенные в последние годы, позволили расширить представления о кризисе 3 лет. К этому явлению стали относиться не только как к трудному периоду детства, состоящему лишь в негативном отношении к взрослым, но и как к особому возрастному этапу, в котором происходит становление новых личностных качеств, перестройка личности ребенка. Говоря о кризисе первого года жизни, мы рассказывали о том, что за негативной симптоматикой часто скрывается положительная тенденция развития ребенка. Борясь против излишней опеки со стороны взрослых, ребенок стремится выйти в более широкий мир социальных отношений, отстаивает свои права на самостоятельность. То, что происходит к концу раннего возраста, является продолжением этой тенденции уже на новом витке развития.
Кризис 3 лет проявляется в трех сферах отношений ребенка. Это - отношение к предметному миру, к другим людям и к себе. В отношениях с предметами ребенок все больше стремится к самостоятельности, не терпит опеки взрослого. Так, Оля, девочка двух с половиной лет, одеваясь на прогулку, категорически отка-залась от помощи взрослого обуть ее, хотя сама не могла справиться со шнурками ботиночек. В ответ на действия воспитателя, который, невзирая на протесты девочки, обул ее, Оля со слезами на глазах заявила: «Все равно я твоими ботиночками гулять не буду, развяжу, завяжу сама и буду гулять своими».
Сюда же относится и острая аффективная реакция на критику в свой адрес, обида на самое невинное замечание. Еще один пример. Мама, придя за дочкой в детский сад, застала ее расстроенной и молчаливой. По дороге домой Саша вдруг остановилась и залилась горькими слезами. После долгих расспросов девочка сквозь рыдания рассказала маме, что воспитательница при всех детях отчитала ее за то, что она медленно одевается на прогулку. Всхлипывая и глотая слезы, Саша прокричала: «Ты ей скажи, этой своей воспитательнице, что я не копуша, вот!» Из разговора с воспитателем мама выяснила, что на замечание девочка внешне никак не отреагировала и продолжала одеваться так же медленно. Острая обида обнаружилась позднее. Так обычное замечание взрослого нанесло ей душевную травму.
Обостренная чувствительность к своему успеху часто выражается в излишней стыдливости, застенчивости, смущении. Так, Стасик, не сумев выполнить по просьбе мамы постройку из кубиков, засмущался, взял маму за руку, вывел ее из комнаты и вернулся, чтобы исправить свою ошибку «без свидетелей». Ребенка начинает тяготить его неумелость, неловкость, которые могут обнаружить другие люди. В то же время малейший успех может вызвать несоизмеримую с ним бурную радость, хвастовство. Трехлетняя Ира заявила своим родителям: «Я сегодня так устала! Я свою кроватку лучше всех заправила, меня еще Женя просил, я ему тоже заправила и еще другим детям. Я лучше всех заправляю». В дальнейшем выяснилось, что ничего подобного в действительности не было, но в этот день Иру впервые похвалили за аккуратно прибранную постель.
В этот период меняется и характер действий ребенка с предметами. Выполняя их, малыш все чаще руководствуется замыслом, представлением о конечном результате действия. Вмешательство взрослого, не понимающего, чего хочет ребенок, вызывает у малыша бурный протест, возмущение непонятливостью старшего. При этом ребенок часто толком не может объяснить, чего же он в конце концов пытается сделать. Ему бывает трудно перевести в слова свой замысел. Обращает на себя внимание чрезвычайная настой-чивость ребенка: он оказывается способным длительное время с удовольствием и упорством заниматься каким-то одним делом, отказываясь при этом от других, более привлекательных занятий и от помощи взрослых.
Стасик увлеченно строит из кубиков какое-то сооружение, что-то бормочет сам себе, приговаривает. Входит мама и зовет сына на прогулку, которую так любит малыш. Стасик вначале на минутку задумывается, как бы взвешивая предложение мамы, а затем говорит: «Не хочу гулять, на улице холодно, у-ух»,- и, подернув плечами, как будто от холода, снова погружается в игру.
Интересным феноменом, возникающим в этом возрасте, является игра с воображаемым объектом. Мы останавливались на этом, когда говорили о предметной игре. Детская фантазия проявляется не только в игре, но и в реальной житейской ситуации. Мы хотим обратить ваше внимание на это явление, так как оно, с одной стороны, свидетельствует о формирующемся воображении ребенка, что совершенно нормально, а с другой — может оказаться симптомом неблагополучия в развитии малыша. Рассмотрим несколько примеров.
Саша во время обеда попросила, чтобы немного еды остав