Диагностика типа акцентуаций

На лабораторном занятии студентам предлагается определить у себя наличие и тип акцентуации характера по методике, которая была разработана Х.Смишеком в 1970 на основе концепции акцентуированных личностей К.Леонгарда. По форме она представляет собой опросник, состоящий из 88 вопросов и предполагающий два варианта ответов: «да» и «нет».

Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. Опросник может с успехом применяться как для исследования взрослых, так и для изучения школьников начиная с 14 лет.

Прилагаемая к опроснику инструкция может быть изменена, если возникает необходимость ее приспособления к особенностям контингента испытуемых. Инструкция должна быть максимально простой и соответствовать умственным возможностям испытуемых. В случае испытуемых подростков желательно подкрепить инструкцию 1-2 примерами.

После тестирования ответный бланк обрабатывается с помощью ключей. В результате получают показатели по каждому из типов акцентуаций ("сырые" баллы). Затем полученные показатели преобразуются с помощью соответствующих коэффициентов по формуле: "Сырые" баллы х коэффициент = Итоговый показатель".

Коэффициенты для каждого типа акцентуаций следующие:

1. Гипертимический – 3

2. Застревающий – 2

3. Педантичный – 2

4. Эмотивный – 3

5. Тревожный – 3

6. Циклотимный – 3

7. Возбудимый – 3

8. Дистимический – 3

9. Демонстративный – 2

10. Экзальтированный – 6



Результаты подсчета записываются в бланке фиксации результатов.

Сразу же может быть дана приблизительная оценка типа акцентуации. Если итоговый показатель превосходит 12 (максимальное значение - 24), то это считается признаком акцентуации по данному типу. Однако имеются данные, подтверждаемые также и нашими исследованиями, согласно которым критическое для диагностики типа значение лежит в пределах 14-16.

Далее результаты могут быть представлены графически. Для этого следует отложить полученные показатели в системе координат: тип акцентуации - значение показателя. Эта система координат уже представлена на бланке фиксации результатов. После соединения точек на графике получаем профиль личностных акцентуаций.

Следует учитывать, что опросник не имеет шкалы лжи, поэтому требуются дополнительные действия, чтобы получить достоверные результаты. На стадии инструктирования психологу требуется максимум внимательности и убеждения, чтобы заметить возможные отрицательные установки на исследование и создать атмосферу благожелательности и серьезного настроя на работу. Анализируя график на стадии оценки результатов, мы можем иногда заметить, что профиль акцентуаций сильно сдвинут вверх или вниз. В этом случае при определении типов акцентуации советуют не привязывать оценку к каким-то числовым значениям, а оцениватьформу профиля.

При составлении заключения могут быть использованы описательные поведенческие характеристики, приведенные ниже.

Инструкция

Просим вас ответить на приведенные вопросы. Помните, что правильных или неправильных ответов здесь нет. Поэтому отвечайте сразу, долго не задумываясь. Отвечать на вопросы следует только "да" или "нет". Просьба отвечать внимательно, но в быстром темпе.

Опросник Х.Смишека

1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что в кино, театре, во время беседы у вас на глазах

появляются слезы?

4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано как надо?

5. В детстве вы были столь же смелы и отчаянны, как все ваши сверстники?

6. Часто ли у вас резко меняется отношение к себе и общее настроение - от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни?

7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, в компании?

8. Бывает ли так, что вы находитесь беспричинно в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Быстро ли вы забываете нанесенную вам обиду?

13. Мягкосердечны ли вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели, что письмо полностью упало в ящик?

15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников?

16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой?

17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли вас ваши знакомые?

20. Часто ли у вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. Часто ли у вас несколько подавленное настроение?

22. Были ли у вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли вас, если дома занавесь или скатерть висят неровно, и вы сразу же стремитесь поправить их?

27. Боялись ли вы в детстве оставаться дома одни?

28. Часто ли у вас бывают беспричинные колебания настроения?

29. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?

30. Быстро ли вы начинаете сердиться или впадать в гнев?

31. Можете ли вы быть абсолютно беззаботно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас?

33. Как вы думаете, получится ли из вас ведущий (конферансье) в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови? Вызывает ли это у вас неприятные ощущения?

36. Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью?

37. Склонны ли вы выступать на защиту тех лиц, по отношению к которым поступают несправедливо?

38. Страшно ли вам спускаться в темный подвал?

39. Предпочитаете ли вы такую работу, где действовать надо быстро,

но требования к качеству невысокие?

40. Общительны ли вы?

41. В школе вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли вы в детстве из дома?

43. Кажется ли вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта вы были до того расстроены,

что идти на работу казалось просто невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувства юмора?

46. Предпринимаете ли вы первые шаги к примирению, если вас кто-нибудь обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?

49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами и вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит?

53. У вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто впадает в глубокое отчаяние, испытав какое-либо разочарование?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступают слезы?

58. Часто ли бывает вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого или будущего дня все время крутятся в ваших мыслях?

59. В школе вы иногда подсказывали свои товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы ночью пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что, будучи в хорошем настроении перед сном, на следующий день вы встаете в подавленном настроении, длящемся несколько часов?

63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В молодости вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности (театр, танцы и т.п.), а может, участвуете и сейчас?

74. Вы оцениваете жизнь пессимистически, без ожидания радости?

75. Вас часто тянет путешествовать?

76. Может ли ваше настроение измениться так резко, что состояние радости сменяется вдруг угрюмым, подавленным настроением?

77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли вы горести других людей длительное время?

80. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу в тетради, если ставили в ней кляксу?

81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, опасаетесь, что можете выпасть из него?

84. В веселой компании вы обычно веселы?

85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Становитесь ли вы менее сдержанны и чувствуете ли себя более свободно, если примете алкоголь?

87. В беседе вы скупы на слова?

88. Если вам было бы необходимо играть на сцене, способны ли вы так войти в роль, чтобы позабыть о том, где граница игры?

Ключ к опроснику

Гипертимический тип: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

Застревающий тип: 2, 12, 15, 24, 34, 37, 46, 56, 59, 68, 78, 81.

Педантичный тип: 4, 14, 17, 26, 36, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

Эмотивный тип: 3, 13, 25, 35, 47, 57, 69, 79.

Тревожный тип: 5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

Циклотимный тип: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

Возбудимый тип: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Дистимический тип: 9, 21, 31, 43, 53, 65, 75, 87.

Демонстративный тип: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 51, 63, 66, 73, 85, 88.

Экзальтированный тип: 10, 32, 54, 76.

Описание типов акцентуаций

В приводимых ниже описаниях используется классификация акцентуаций, предложенная К.Леонгардом.

ГИПЕРТИМИЧЕСКИЙ ТИП. Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в при поднятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органично присущей им активности и деятельности.

ЗАСТРЕВАЮЩИЙ ТИП. Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей.

К этому есть основания: переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, хотя и в сочетании с вышесказанным.

ЭМОТИВНЫЙ ТИП. Главными особенностями эмотивной личности являются высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (как принято говорить, "глаза на мокром месте").

ПЕДАНТИЧНЫЙ ТИП. Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-то сделать долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоят нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, лишь в самых крайних случаях, и то с большим трудом. Любят свое производство, привычную работу, добросовестны в быту.

ТРЕВОЖНЫЙ ТИП. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

ЦИКЛОТИМИЧЕСКИЙ ТИП. Важнейшей особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимической фазе поведения радостные события вызывают у циклотимов не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП. Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом, поведении, в частности в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом его фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.

ВОЗБУДИМЫЙ ТИП. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.

ДИСТИМИЧЕСКИЙ ТИП. Дистимическая личность - антипод гипертимической. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно несвойственны.

ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТИП. Главной чертой экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении яркое внешнее выражение.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

I. Разведите характеристики темперамента, характера, способностей и

направленности личности.

1) Индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями ее успешного выполнения.

2) Совокупность свойств личности, закрепленных в привычках поведения.

3) Индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его деятельности и поведения.

4) Психическое свойство, которое не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но способствует успешному их приобретению.

5) Индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают отношение человека к окружающему миру.

2.Разведите черты характера и свойства темперамента.

1. Неуравновешенность.

2. Трудолюбие.

3. Чувство долга.

4. Ответственность.

5. Хорошая координация.

6. Аккуратность.

7. Впечатлительность.

8. Вежливость.

9. Низкая работоспособность.

10. Быстрое включение в работу.

11. Низкая адаптируемость.

12. Склонность к оперативной работе.

13. Высокая контактность.

14. Цикличность в настроении и деятельности.

15. Замкнутость.

16.Предпочтение одиночества большой шумной компании.

17. Ранимость.

18.Малоподвижность.

3. Определите вид способностей.

1) Способности, определяющие успех человека в разнообразных видах деятельности.

2) Способности, связанные с созданием предметов материальной и духовной культуры, производством новых идей, изобретений.

3) Способности, определяющие успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений и навыков

4. Процесс накопления опыта личностью путем преобразования внешних элементов предметной деятельности и общения во внутренний план, называется:

а) воспитание;

б) научение;

в) интериоризация;

г) экстериоризация;

д) социализация.

5.Важнейшими элементами психологической структуры личности являются:

а) способности;

б) направленность;

в) индивидуальные особенности форм психического отражения;

г) все ответы верны.

6.Личностные свойства, обусловленные, главным образом, социальными факторами это:

а) инстинкты;

б) механическая память;

в) ценностные отношения;

г) музыкальный слух;

д)зрительные свойства

7.Индивидуальность- это:

а) психическое свойство человека, определяющее его личный неповторимый тип поведения;

б) своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в различных сферах (интеллекте, темпераменте);

в) яркая, неповторимая личность, наделённая незаурядными способностями.

8.Специальными способностями называются те, которые связаны с:

а) условиями ведущих форм человеческой деятельности (общий интеллект, креативность);

б) психофизиологическими основами;

в) отдельными деятельностями (музыкальные, литературные, математические и.т.д.);

г) настойчивостью и личностными качествами в освоении той или иной деятельности.

9. Личность есть продукт интеграции общественных отношений, в которые вступает человек в своей предметной деятельности:

а) верно; б) неверно.

10. Личность есть относительно поздний продукт общественно- исторического и онтогенетического развития:

а) верно; б) неверно.

11. Человека как индивида характеризуют:

а) средний рост;

б) эмоциональность;

в) подвижность;

г) все ответы верны.

12. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами- это:

а) воспитанность;

б) авторитет;

в) задатки;

г) равнодушие;

д) все ответы неверны.

13. Самооценка есть оценка личностью себя, своих возможностей, качеств личности и места в системе межличностных отношений:

а) верно; б) неверно.

14. Психологической основой личностной рефлексии является способность мысленно встать на позицию другого, чтобы понять свои поступки, мысли, чувства:

а) верно; б) неверно.

15. Рассматрвая психическую структуру человека, Фрейд показал, что «Оно» руководствуется принципом удовольствия, а «Я»- принципом реальности:

а) верно; б) неверно.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Рассмотрите личность как систему.

2. Какие свойства человека можно отнести к свойствам личности?

3. Соотношение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность».

4. Почему не существует однозначного определения личности? Проведите сравнительный анализ различных определений.

5. Вклад различных теорий личности в современное понимание личности.

Литература

Основная:

1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл; Академия, 2004.

2. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002.

4. Капрара Дж., Севон Д. Психология личности. – СПб.: Питер, 2003.

5. Клонигер С. Теории личности: познание человека. – СПб.: Питер, 2004.

6. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: ЭКСМО, 2003.

7. Лукацкий АМ.А., Остренкова М.Е. Психология: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

8. Психология личности в трудах зарубежных психологов / сост. И общ.ред.А.А. Реана. – СПб.: Питер, 2000

9. Психология ХХI века: учяебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПЕР СЭ, 2003.

Дополнительная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1998.

2. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х т. - М., 1993.

3. Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1998.

4. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев. 1981.

5. Немов Р.С. Психология: В 2-х т. - М., 1994.

6. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И.Рогов. - М., 1998.

7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб, 1999.

8. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - Ростов-н/Д. 1999.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Наши рекомендации