Тема: Педагогика как наука, педагогические составляющие медико-профилактической деятельности врача

Цель:введение студента в научное поле дисциплины педагогика как базовой для успешной социализации, профессионализации в специальности лечебное дело и мотивации к личностному и профессиональному росту; овладение основными категориями и методами педагогики.

Для формирования общекультурных и профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

- предмет, задачи и методы педагогики;

- основные педагогические категории: образование, воспитание, обучение, развитие, усвоение, научение, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогические технологии, педагогическая задача;

- психолого-педагогические основы саморазвития и самовоспитания.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

- анализировать педагогические ситуации.

В результате усвоения темы студент должен

владеть:

навыками логического и аргументированного анализа педагогических задач.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Педагогика – это наука о закономерностях обучения и воспитания.

Объект науки – та область действительности, которую изучает данная наука.

Предмет науки – особая точка зрения на объект.

Среди задач педагогики необходимо выделить следующие:

1. Изучение закономерностей в области обучения и воспитания.

2. Разработка и внедрение новых методов, форм, средств, систем обучения и воспитания.

3. Прогнозирование развития образования.

Базовыми категориями педагогики являются: воспитание, обучение, образование, развитие.

Воспитание, в широком социальном смысле, это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; в широком «педагогическом значении - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых; в узком педагогическом значении специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Обучение - специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание(«руководство учением») — организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования и учение - усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми.

Образование – как процесс — освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; как результат — достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система — совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Развитие— процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. Данный процесс обусловлен влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых, объективное, стихийное влияние среды) факторов.

Усвоениеявляется основным понятием всех теорий обучения (учения, учебной деятельности) вне зависимости от того, выделяется оно как самостоятельный процесс или отождествляется с учением. В самом общем виде усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, т.е. использования этих знаний в форме умения на основе этих знаний решать новые задачи.

Имеется несколько понятий, относящихся в приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это научение, учение, обучение.

Наиболее общим понятием является научение. Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта. В зарубежной психологии понятие «научение» часто употребляется как эквивалент «учения». В отечественной психологии и педагогике понятие «научение» раньше употреблялось только по отношению к животным, в последние годы стало применяться и к человеку. Научение включает в себя приобретение опыта во всех видах деятельности вне зависимости от его характера.

Функции педагогики:

- аналитическая:

•теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно – следственных связей процесса воспитания;

•анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта;

- прогностическая – обеспечение:

• научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания;

• эффективного управления;

- проективно – конструктивная:

• разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;

• внедрение результатов педагогических исследований в практику;

• научно – методическое обеспечение управления образовательными структурами.

Для педагогики роль стержневого понятия выполняет «педагогический процесс». Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой - выражает сущность этих явлений. Анализ понятия «педагогический процесс» поэтому выявляет существенные черты явлений образования как педагогического процесса в отличие от других родственных ему явлений.

В своем первом приближении к определению педагогический процесс — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Сущностной характеристикой педагогического процесса, поэтому являются целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические — формы, методы, приемы).

Содержание образования – важный элемент канонической семиэлементной педагогической системы, в состав которой входят: цель образования, содержание образования, средства, методы, формы, обучающие и обучаемые.

Содержание образования дает ответ на вопрос – чему учить? Другими словами, это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих, нравственно-эстетических и профессионально-этических идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения.

Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса характеризуют технологии образования (или педагогические технологии), в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология — это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа междисциплинарных и дисциплинарных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.

Именно педагогическая задача является единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Педагогическая задача — это материализованная образовательная ситуация (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Практические методы. Практические методы обучения, основаны на практической деятельности обучающихся. К практическим методам относятся упражнения (устные, письменные, графические и учебно-трудовые) лабораторные и практические работы. Классификация методов обучения Скаткина-Лернера в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала:

• объяснительно-иллюстративные,

• репродуктивные,

• проблемные,

• частично-поисковые (эвристические),

• исследовательские.

Суть методов отражена в следующей таблице:

Краткое содержание метода Деятельность обучающего Деятельность обучаемого
Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации.
Репродуктивный метод. Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий.
Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.).
Частично-поисковый метод или эвристический метод. Основное назначение метода — постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решении проблем Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.
Исследовательский метод. Основное содержание метода - обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Предъявление обучаемым новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий и т.д. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождения способов их решения и т.д.

Таким образом, согласно этой классификации методы обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности, осуществляемой учащимися при усвоении различных видов содержания материала и характером деятельности учителя, организующего эту разнообразную деятельность студентов.

РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Задание 1:

1) Назовите и раскройте содержание функций педагогики.

2) В чём заключается суть образования как социального феномена?

3) Раскройте суть образования как педагогического процесса.

4) Перечислите и раскройте основные категории педагогики.

5) Сформулируйте основные принципы государственной политики в области образования.

6) Перечислите права преподавателей и студентов высшего медицинского учебного заведения.

7) Какие обязанности в высшем медицинском учебном заведенииопределены для преподавателей и студентов?

Задание 2. Допишите понятия:

1) Педагогика – наука …

2) Воспитание (в широком значение) – …

Задание 3. Исходя из известных Вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития наук о человеке. Значение каких наук возрастёт? Какие новые научные дисциплины могут появиться?

Задание 4. Напишите 3-5 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Задание 5. Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

• Педагогика в современном мире.

• Связь педагогики с философией, психологией, социологией, медициной и другими науками.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Контрольные вопросы:

1. Определите предмет педагогики как науки.

2.

2. Какие функции выполняет педагогическая наука?

3. Какие виды педагогического знания существуют?

4. Назовите основные категории педагогической науки и дайте им общую характеристику.

5. Как соотносятся основные педагогические категории?

6. Как связана педагогика с другими науками?

7. Какое место занимает педагогика в системе человекознания?

Тестовые задания:

1. Укажите верный вариант ответа:

1) Кто из учёных является автором следующего определения содержания образования:

Содержание образования – это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося: усвоением опыта предшествующих поколений, воспитанием типологических качеств личности, умственным и физическим развитием человека.

а) Краевский В.В. в) Сластёнин В.А.

б) Леднёв В.С.

2) Образование как социальное явление — это относительно самостоятельная система, функцией которой являются обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение опреде­ленными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

а) верно б) неверно

3) Из перечисленных компонентов: 1) формирующий, 2) организаторский, 3) познавательный, 4) социальный, 5) проектировочный - компонентами педагогической деятельности являются:

а) 1, 2 и 4 в) 2, 3 и 4

б) 2, 3 и 5 г) 3, 4 и 5

4) Из предложенных понятий, выберите функции педагогики: 1) объяснительная; 2) теоретическая; 3) проективная; 4) преобразовательная; 5) технологическая.

а) 1 и 4 б) 2 и 3

в) 3 и 5 г) 2 и 5

5) Укажите педагогические концепции, существующие на современном этапе:

а) непрерывного образования; в) технологизации;

б) интеграции; г) все ответы верны

6) Педагогическая система — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

а) верно б) неверно

7) Какой из функций педагогики, соответствуют следующие уровни: проективный, преобразовательный, рефлексивный;

а) теоретическая функция в) нет верного ответа

б) технологическая функция

2. Дополните систему критериев отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский).

1) целостность отражения в … образования;

2) высокая … и … значимость содержания изучаемого материала;

соответствие объёма содержания … учащихся;

3) соответствие содержания образования имеющейся … и … образовательного учреждения;

3.Установите соответствие.

А.Объект 1.Совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения.

Б. Предмет 2. Иследование педагогической системы,

явлений, процессов воспитания,

образования, развития и формирования

личности, коллектива.

4. Установите иерархию следующих определений педагогики, начиная с самого общего и заканчивая самым частным. Проставьте соответствующие цифры напротив определений:

1) педагогика – искусство воспитателя воздействовать на воспитанника с целью формирования его мировоззрения;

2) педагогика – наука о воспитании;

3) педагогика – часть общественной культуры;

4) педагогика – наука о воспитании и обучении подрастающего поколения;

5) педагогика – наука о проблемах образования и обучения людей;

5. Укажите группу, наиболее полно отражающую основные категории педагогики:

а) • среда б) • знания в) • воспитание г) • созревание

• наследственность • умения • обучение • система

• воспитание • навыки • образование • социализация

Ключ к тестовым заданиям

1. Укажите верный вариант ответа:

1) в;

2) а;

3) б;

4) в;

5) г;

6) б;

7) б.

2. Дополните систему критериев отбора содержания образования:

1) содержании;

2) теоретическая и практическая; возможностям;

3) учебно-методическая и материальная базы.

3. Установите соответствие:

А-2; Б-1.

4. Установите иерархию определений:

1) 5; 2) 4; 3) 1; 4) 3; 5) 2.

5. Укажите группу, отражающую основные категории педагогики: в

Ситуационные задания:

Задание 1.

На занятии учащиеся воспринимают учебную информацию, усваивают наиболее важные моменты в обобщенном виде, закрепляют изученное путем повторения нового материала, применяют изученное в ходе выполнения упражнений или анализа жизненных ситуаций.

1. Определите метод обучения, использованный преподавателем.

2. В каких случаях этот метод наиболее эффективен?

Эталон ответа:

1. Репродуктивный метод.

2. Эффективно применение в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет описание способов практических действий, является сложным или принципиально новым для того, чтобы учащиеся могли осуществить самостоятельный поиск знаний.

Задача 2.

Учитель на занятии организует размышления учеников над поставленной задачей, предлагает доказать справедливость выдвинутого варианта решения задачи. Если гипотеза учеников верна, то просит сделать из нее выводы о приобретенных новых знаниях. При ошибочности предположений предлагает найти ошибку, ставит уточняющую задачу или конкретизирует ее. Обобщает полученное учениками решение задачи, предлагает упражнения по применению новых знаний на практике.

1.Определите метод обучения, использованный преподавателем.

2.В чем значение этого метода?

Эталон ответа:

1. Проблемно-поисковый метод.

2. Этот метод способствует развитию навыков творческой учебно-познавательной деятельности, способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.

Задача 3.

Учитель на занятии вначале сообщает общее положение, закон, а затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные задачи. 1.Определите метод обучения в соответствии с логикой раскрытия содержания темы.

2.Укажите его преимущества.

Эталон ответа:

1. Дедуктивный метод.

2. Он способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление.

Задача 4.

На лекции преподаватель дает студентам задание: слушать внимательно лекцию и находить и записывать неточности и возникающие ошибки, которые преподаватель допускает намеренно. В конце лекции преподаватель обсуждает со студентами все зафиксированные ими ошибки.

1.Определите метод обучения.

2.К какой группе методов он относится?

Эталон ответа:

1. Лекция-провокация.

2. Относится к группе методов стимулирования интереса к учению.

Задача 5.

В пьесе английского драматурга Вильяма Гибсона «Сотворившая чудо» рассказывается о слепоглухонемой Елене Келлер. Отправляя к маленькой Елене учительницу, директор знаменитой Перкинской школы для слепых и глухих детей Майкл Анн напутствует ее, сравнивая слепоглухонемого ребенка с сейфом, к которому надо подобрать ключ. Задача молодой учительницы Анны Сулливы, таким образом, вовсе не в том, чтобы наполнить сейф сокровищами человеческой психики – ей лишь надо дать им оттуда выход.

1.Как, по-вашему, ошибочно или верно такое суждение?

2.Что является решающим фактором в формировании психики

человека?

Эталон ответа:

1. Верно.

2. Гуманистический подход к личности, заключающийся в создании условий для полного самораскрытия личностного потенциала.

Литература

Основная:

1. Психология и педагогика. Практикум для студентов медицинских вузов / Составители: Амиров А.Ф., Коньшина Ю.Е. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО БГМУ Росздрава. – 2008. – 148 с.

2. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин / Учебно-методическое пособие. Авторы-составители: У.Т.Аллабердин, О.В. Кудашкина, А.Ф. Амиров. - Уфа: Изд-во ГОУ ВПО БГМУ Росздрава. - 2007. - 158 с.

3. Бордовская, Нина Валентиновна Педагогика: учеб.пособие для вузов / Н.Бордовская, А.Реан [и др.] – СПб: Питер, 2009. – 299 с.

Дополнительная:

1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. – СПб: Питер, 2006. – 320 с.

2. Режим доступа: http://pedfak.adygnet.ru/files/

3. Режим доступа: http://bugabooks.com/book/180-pedagogicheskaya-psixologiya/41--1-obshhaya-xarakteristika-usvoeniya-podxody-k-opredeleniyu-usvoeniya.html

4. Режим доступа: http://www.bsu.ru/content/hec/aismontas/

5. Режим доступа: http://www.ipm-krsk.ru/src/lib/1705_1307418575.pdf

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Наши рекомендации