Этап 2. «Волшебная страна чувств и эмоций»
(5-11 лет)
Занятие 1. «Знакомство с волшебной страной»
Цель занятия: 1.Создать атмосферу безопасности и психологического комфорта. 2. Развивать умение регулировать свои эмоции.
.Ход занятия:
Приветствие.
Ведущий совместно с ребенком совершает ритуал входа в Сказочную страну. Для этого он просит ребенка положить руки на песок, закрыть глаза и представить, что он переносится в Сказочную страну. Ребенок и ведущий садятся на ковер, вокруг песочницы. Ведущий начинает рассказывать сказку: например, «В этой песочнице, есть удивительная страна. Давай создадим ее вместе. Есть там река (ребенок в песочнице создает реку), есть и горы (ребенок создает горы), есть темные дремучие леса (ребенок в песочнице сажают леса) и залитые солнцем луга (ребенок разравнивает площадку для луга и сажает цветы), есть топкие коварные болота (ребенок создает болота). Посмотрите, как быстро у нас появилась Сказочная страна на месте пустыни! Мы создали ее своими руками, мы творцы этой страны, ведь подобная страна есть в душе каждого из нас. Правит этой страной Король (ведущий достает фигурку Короля и показывает ребенку, пуская ее по кругу). У него есть множество слуг и придворных. Король мудр и добр. Он умеет увидеть в каждом самое лучшее. Он дает слугам ту работу, которая у них получается лучше всего, и оценивает ее по достоинству.
— Как ты думаешь, где живет Король? Конечно же, во дворце!
Чтобы создать дворец, мы станем архитекторами. Господин Архитектор, сейчас мы возьмем картонные карточки, цветные карандаши, фломастеры и нарисуем дворец Короля.
Итак, дворец Короля готов. Давай выберем место для него. А теперь введем Короля во дворец, оказывая ему соответствующие почести.
— Итак, создана Сказочная страна, мы познакомились с ее Королем, Архитектор построил для него дворец, Король был торжественно введен во дворец. Мы же с тобой получили бесценный опыт радости от совместной работы, принятия важных решений. Все это нам пригодится в нашей жизни. Давай возьмем с собой этот опыт из нашей Сказочной страны. Для этого протяни руки над страной. Почувствуй тепло, которое идет к нам из Сказочной страны. Возьми это тепло в свои ладошки (кисти рук описывают полукруг, как будто в ладонях появился шар). В твоих руках золотистый шар, в котором находится бесценный опыт. Поднеси шар к своему сердцу. Так он останется с нами (все действия производятся ребенком совместно с ведущим). А теперь пришло время возвращаться назад.
Выполняется ритуал «выхода» из Сказочной страны.
После занятия ребенок может сам разобрать песочную страну, поставить использованные фигурки на место.
ЗАНЯТИЯ СО ВТОРОГО ПО ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ: ЗНАКОМСТВО СО СЛУГАМИ-ЧУВСТВАМИ
Информация для ведущего
Со второго занятия начинаем цикл «Знакомство со слугами-чувствами». Важно донести до ребенка, что чувства являются именно СЛУГАМИ Короля, который символизирует наше Я. Алгоритм знакомства со слугой-чувством может быть следующим:
1. Имя (например, знакомимся со слугой по имени Радость).
2. Выбор фигурки или рисование образа слуги-чувства (Как же выглядит этот слуга?)
3. Обсуждение фигурок или рисунков. Акцент делается на том, что все образы разные и мы все разные, в этом наша исключительность и непохожесть друг на друга. Именно поэтому людям, которые сознают свою непохожесть и принимают исключительность другого, никогда не бывает скучно вместе.
4. Знакомство со слугой-чувством с опорой на все модальности. Зрительный образ слуги-чувства мы уже имеем (в виде фигурки или рисунка). Поэтому мы подключаем к знакомству остальные модальности:
- слуховой анализатор (какие звуки сопровождают появление этого слуги, когда он приходит; какая музыка звучит, когда появляется этот слуга; как он говорит, какой у него голос: высокий? низкий? тихий? громкий?);
- обонятельный анализатор (чем пахнет слуга: приятный запах или нет, что это за запах);
- вкусовой анализатор (какой вкус приносит с собой слуга: горечь, сладость, кислоту, соленость, модификации вкусов);
- тактильно-кинестетический анализатор (каково прикосновение этого слуги, какие он совершает движения, какие танцы он танцует).
5. Выбираем место для строительства дома (поляна, долина, берег |реки, болото и пр.). Обосновываем выбор места (почему именно здесь поселился этот слуга Короля).
6. Создаем архитектурный проект дома слуги-чувства.
7. Строим дом для слуги-чувства.
8. Проговариваем и проигрываем приход слуги-чувства к Королю. Собираем все вербальные, невербальные, поведенческие проявления Короля при посещении его слугой-чувством.
9. Вводим понятия Меры (что будет с Королем и королевством, если слуга-чувство забудет о своем доме и слишком надолго задержится во дворце). Потеря Меры — потеря эмоционального баланса. Проговариваем, как нам служит слуга-чувство, в каких ситуациях оно приносит пользу, в каких — вред.
10. Проговариваем, как распознать слугу-чувство у себя.
Занятие 2. «Знакомство со слугой по имени Интерес»
Цели занятия: развитие воображения, развитие любознательности, креативности.
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну. Ребенок восстанавливает Сказочную страну. У Короля — немало придворных. Но есть среди них слуги особенные, называемые Чувствами. Пришло время познакомиться с ними поближе. Это слуги по имени Радость, Удовольствие, Грусть, Злость, Страх, Обида, Вина, Стыд, Жалость, Удивление и Интерес.
— Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Интерес.
Слугу и друга Интерес
С волненьем ждет Король,
Когда тот входит во дворец,
Всё оживает в нем!
«Интересно, интересно, даже очень интересно, что это тут у вас происходит...» С такими или очень похожими словами появляется Интерес в королевских покоях.
А как появляется Интерес? Быть может, он вползает, осторожно и медленно, как черепаха; или влетает, как вездесущий говорящий попугай, или же врывается так стремительно, как спущенная с поводка охотничья борзая?
Как же это происходит? Какая музыка звучит при его появлении? Медленная, тихая и спокойная, или громкая, бодрая, радостная, а может быть, и тревожная?
Давай на минутку закроем глаза и постараемся представить себе, что же происходит во дворце Короля, когда к нему приходит слуга по имени Интерес. Замечательно! А теперь, пожалуйста, покажи, как входит Интерес в гости к Королю.
Удивительно, что этот слуга по имени Интерес может быть разным. Почему, как ты думаешь? Конечно, конечно, ты, как всегда, прав: мы все — разные и интересы у нас тоже отличаются друг от друга.
А какие запахи приносит во дворец слуга по имени Интерес. Быть может, это затхлые запахи старых заброшенных домов и вещей? Или не изученных доселе миров и чужеземных стран?
Какие блюда принесет Интерес на пробу Королю? Жареную картошку, вареные яйца или нечто невиданное и не опробованное еще нами? Давай пофантазируем на эту тему, если хочешь, можешь прямо сейчас составить рецепт Интересного блюда. Преподнеси свое воображаемое изысканнейшее Интересное блюдо Королю от имени его слуги Интереса.
И вот зажжены свечи в трапезной Короля, звучит музыка, Король с Интересом беседуют за столом. Давай послушаем, о чем они говорят.
Удивлен Король, очарован рассказами своего слуги Интереса. И говорит ему: «Как тебе удается везде побывать, многое узнать и запомнить, да еще и рассказать обо всем этом так ярко, красочно и увлекательно!»
«Владею я одним секретом, который тебе, Король, так и быть раскрою. Прежде всего научись с Интересом относиться к самому себе, научись слушать себя, верить себе, доверять себе, слушаться себя. Конечно, сразу все не получится, но для начала постарайся с большим Интересом слушать себя».
— Давай и мы поиграем в эту увлекательную игру. Садись поудобнее, закрой глаза. Сделай глубокий вдох и медленный выдох. Прислушайся к себе.
Слушай биенье своего сердца. Теперь послушай, как движется грудь при дыхании. А что происходит в животе? Послушай ноги. Сначала левую, затем правую: коленку, пальцы, пятку. Не расстраивайся, если не получится услышать сразу, если тебя отвлекает шум на улице или в комнате, постарайся снова начать слушать себя. У тебя все получится!
«Что же Вы услышали, о мой Король?» — спрашивает Интерес. Король услышал, как бьется его сердце, как движется грудь и трепещут крылья носа при дыхании, как подрагивают веки... А что услышал ты? Что почувствовал?
Молодец! Умница! Как интересно все то, что происходит у нас внутри!
Ты слышал и чувствовал, как работает сердце, а знаешь ли ты, почему оно именно так стучит и вообще зачем оно? Почему движутся грудь и диафрагма (знаешь это слово?) при дыхании и что будет, если эти движения изменятся или прекратятся? О, как много вопросов! А где можно найти ответы на эти вопросы? (Спросить у мамы, у врачей, а может, у учителей, А можно книгу с полки взять, раскрыть ее и почитать!) «А в каких книгах говорится об этом?» — спросил Король у Интереса. «Пожалуйста, читайте на здоровье, Ваше Величество!» — сказал Интерес и подвел Короля к библиотечной полке, на которой стояли книги:
- Анатомический атлас
- Р. Роттенберг «Расти здоровым»
..
Для чего пригодятся тебе в жизни знания и умения слушать и слышать себя? Как ты думаешь?
Когда Король и ты вместе с ним научились с огромным Интересом слушать и чувствовать себя, узнали о себе так много нового, Интерес продолжил свои увлекательные игры. Но об этом мы узнаем на следующем занятии.
Дополнительный материал:
Мы снова с тобой в гостях у Интереса. Давай восстановим сказочную страну и замок Короля. А как ты думаешь, дом слуги Интереса остался таким же или он может измениться? Давай построим его и послушаем, чему учит Интерес Короля.
Он учил Короля слушать и внимательно наблюдать за собеседниками.
Прислушиваться, присматриваться, притрагиваться к обыкновенным предметам и явлениям и искать много интересного и удивительного в том, что кажется привычным и обыденным. Особенно любил Король игру под названием «Загадочные узоры». Сыграем вместе с Королем.
«Знаете ли вы, мой Король, что нас повсюду окружают удивительные и загадочные узоры. Они не видны лишь незаинтересованному взгляду, а их таинственные истории не слышны лишь незаинтересованному уху.
Приглядитесь. Вот загадочное пятно на паркете. Как оно похоже на маленького динозаврика! Это пасть, а это чудный гребень-хохолок. Что тут делает динозаврик? Как тут оказался? Расскажите его историю».
Король с увлечением принялся за игру. И мы тоже.
Устройся поудобнее на диване, кровати или на ковре. Можно лечь на спину. Посмотри на потолок. Что ты видишь? Лампу. А еще? Вглядись повнимательней. Трещинки, пятна, неровности...
Рассмотри их внимательно. Что они вам напоминают? На что похожи?
Как они попали на потолок? Или кто их туда поместил? Что они делают ночью, когда весь дом спит, а что днем, когда в доме шумно и много людей. Смелей! Не бойся фантазировать! Это же так интересно! Поделитесь своими фантазиями.
«Ах, как интересно! Ах, как увлекательно!» — восклицает Интерес. «А давайте...» — начал было Интерес, но смолк, потому что увидел, а точнее, почувствовал, как устал Король.
Как ты думаешь, какие качества Интереса помогли ему почувствовать состояние Короля?
Конечно же, ты прав. Наблюдательность и то неизменное качество, которым обладают все слуги Короля, — качество Меры.
Покидает Короля Интерес, отправляется в свой дом, чтобы в скором времени снова навестить Короля.
Благодарен Король Интересу. Как ты думаешь, за что?
А в знак нашей благодарности можно спеть песенку об Интересе. Например: ИНТЕРЕС
Конечно, интересно
Всё то, что неизвестно!
Ритуал выхода из сказки и прощание.
Занятие 3. Тема «Путешествие в страну Удивления»
Цели занятия: формирование положительных эмоций, интереса, развитие воображения.
Ход занятия:
Совершается ритуал входа в сказку.
Сегодня мы с тобой отправляемся в гости к слуге Удивлению. Он близкий родственник слуги Интереса. Как ты думаешь, как реагирует Король, когда к нему приходит Удивление? А когда это происходит?
Послушай рассказ.(Ведущий читает рассказ Н.Носова «Живая шляпа»)После этого ребенок сам рассказывает о ситуациях, которые вызвали у него удивление.
Есть удивительные места, и сегодня мы туда отправимся. Это цирк. Давай построим его на песке и отправим туда Короля. Что его удивило? Акробаты? Клоуны? Фокусник? Ну, конечно, фокусник. Давай попробуем удивить Короля, показав ему фокус. Ведущий и ребенок по очереди показывают фокусы (заранее готовятся необычные игрушки с фокусом).
Давай нарисуем рисунок под названием «Чудеса».
Прощание, ритуал выхода из сказки.
Занятие 4. Тема «Путешествие в страну Радости»
Цели: Развитие позитивных эмоций, развитие навыков саморегуляции
Исполняется ритуал входа в Сказочную страну. Ведущий говорит: «Давай восстановим Сказочную страну, поставим дворец, поселим туда Короля.
Давай поближе познакомимся со слугой Короля по имени Радость. Сможешь ли ты отличить этого слугу от прочих? Найди среди фигурок слугу по имени Радость. Давай поближе с ним познакомимся.
Комментарий. Знакомство может происходить следующим образом:
а) ведущий просит рассказать о фигурке: что любит есть, во что одевается, чем любит заниматься, какие любит песни, игры и танцы;
б) ведущий включает ритмичную музыку и просит ребенка показать, как танцует его персонаж;
— А теперь сделай проект дома для слуги по имени Радость.
Для «строительства» дома можно ребенку выдать конверт с вырезанными частями дома (варианты крыши, стен, фундамента, окон, дверей и пр.) и картонную карточку (6x6 см), на которой он создаёт дом для слуги по имени Радость.
— Где же мы поставим дом для слуги по имени Радость?
Когда дом будет поставлен, ведущий спрашивает:
— Как вы думаете, что происходит с Королем, когда к нему приходит слуга по имени Радость?
(Важно, чтобы ребенок перечислили как можно больше признаков вербального, невербального, поведенческого проявления радости.)
— Мы с вами знаем, что Король есть у каждого из нас в душе. Представьте, что к нам пришел слуга по имени Радость.
Здесь можно предложить ребятам начать психодинамические игры: танцевать; петь; подойти к зеркалу и разглядывать свою мимику.
— А какие звуки приносит с собой Радость? Какие запахи приносит с собой слуга по имени Радость? Что подают к столу, когда в гостях Радость? А через какое прикосновение можно подарить Радость близкому человеку? Часто ли слуга по имени Радость приходит к тебе в гости? Когда и как это происходит?
Наверное, слуга по имени Радость всегда желанный гость в любом доме. Но что будет с Королем, если слуга по имени Радость слишком долго задержится в гостях у повелителя?
Конечно, Король просто устанет! Да и дела в королевстве разладятся, если все время только смеяться, петь и веселиться. Но как же узнать слуге по имени Радость, когда пора идти домой?
Секрет королевских слуг в том, что они обладают очень важным качеством — МЕРОЙ. Они во всем знают Меру. Поэтому слуга по имени Радость знает, когда пора уходить. В этот момент важно показать ребенку фигурку, символизирующую Меру. В дальнейшем мы часто будем к ней обращаться. Как ты думаешь, знание Меры пригодится в жизни? А в каких случаях? Бывало ли с тобой такое, что ты забывал Меру?
— Итак, мы познакомились со слугой короля по имени Радость. Оказывается, у нас внутри тоже есть Король, у него тоже есть слуга по имени Радость.
Занятие 5. Тема «Путешествие в страну Грусти»
Цели: Развитие осознавания эмоций, знакомство с приемами психорегуляции
Ход занятия:
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну. Ребенок восстанавливает Сказочную страну с дворцом Короля и домом Радости. ,
— Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Грусть.
Вот навестила Короля
Слуга – подруга Грусть,
Что будет во дворце сейчас,
Сказать вам не берусь!
К дворцу Короля приближается слуга по имени Грусть. Льется музыка. Все громче и громче. Что же это за музыка? Есть ли в нашей фонотеке такая? Найди и включи эту музыку.— Расположись удобно (лучше лежа) на ковре. Закрой глаза. Сделай глубокий вдох, длительный выдох. Постарайся рассмотреть, как приходит к Королю слуга по имени Грусть. (Врывается в широко распахнутые двери или тихонько проскальзывает в щелочку, влетает в распахнувшееся окно или выползает из угла...) В образе какого животного или явления природы является Королю Грусть. (раненая ласточка, маленький сверчок или огромная серая слониха?..) Как она движется? (Легко, крылато, невесомо или тяжело ступая по паркетному полу?..) Какие звуки произносит слуга по имени Грусть? (Охает, ахает, станет, плачет, смеется, кричит и ругается, вообще молчит и лишь шмыгает носом...) Что говорит? Какие запахи приносит с собой? (Запахи нагретого солнцем пляжа или болотной воды, холодного осеннего дождя?..) Слушай музыку и проживи несколько минут в королевском дворце вместе с Королем и слугой по имени Грусть. А теперь сделай глубокий вдох и плавный, медленный выдох, открой глаза и расскажи о том, что ты видел.
— Но вернемся во дворец. В это время слуга по имени Грусть развязывает свою котомку и выкладывает на стол Короля приготовленные им угощения. Что же это за блюда? Какие они на вкус?
Вооружись бумагой и цветными карандашами. Составь рецепт приготовления одного Грустного блюда. Нарисуй его.
Расскажи об этом блюде. Как ты думаешь, понравится ли Королю такое угощение, попросит ли он добавки?
И, как это часто бывает, за столом плавно и неторопливо течет беседа. О чем же беседует Король со своим слугой по имени Грусть? Послушаем? Садись поудобнее.
Закрой глаза. Глубоко вдохни, медленно выдохни. Рассмотри, что происходит за королевским столом. Слушай, о чем говорят герои. Заканчивается трапеза, и беседа угасает. Глубоко вдохни, медленно выдохни и открой глаза.
Что удалось услышать?
Что рассказывал Королю слуга по имени Грусть?
Что ей отвечал Король?
О чем Король поведал Грусти?
Пора нам возвращаться во дворец. Интересно, что делают сейчас Король и его слуга Грусть?
Но вот слышишь?! Звучит легкая веселая музыка. В зал дворца заглядывает яркое солнышко. Что же это происходит? Да, это златокудрая Мера пришла напомнить слуге по имени Грусть, что пора уходить. Король устал грустить, и ему о многом надо поразмыслить.
О чем раздумывает Король после ухода Грусти? Чем же Грусть бывает полезна, а когда и в чем может навредить? Конечно, когда Король грустит, он начинает очень тонко чувствовать все то, что его окружает. Ведь в радости не всегда легко понять нужду другого. Когда к Королю приходит слуга по имени Грусть, он начинает тонко чувствовать и понимать нужды своих подданных, старается им помочь, стремится их понять, сопереживает им.
3ачем слуге Короля по имени Грусть обладать таким качеством?
«Грусть — это важное чувство, но и оно уходит в свой дом, потому что знает Меру».
Слуга по имени Грусть — важный слуга Короля. Не нужно бояться его прихода. Однако важно помнить о Мере.
Прощание, ритуал выхода.
Занятие 6. Тема «Путешествие в страну Удовольствия».
Цели: Осознавание эмоции, формирование умения изменения эмоционального настроя,
формирование умения релаксации, позитивного настроя.
Ход занятия:
Выполняется ритуал входа в сказку. Ребенок восстанавливает в песке сказочную страну с дворцом Короля и домами слуг-чувств.
- Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Удовольствие.
- К дворцу Короля приближается слуга по имени Удовольствие. Льется музыка. Что же это за музыка? Давай найдем ее.
- Располагайся удобнее, можно лежа на ковре. Закрой глаза. Сделай глубокий вдох, длинный выдох. Постарайся рассмотреть, как приходит к Королю слуга по имени Удовольствие. (Прыгает с разлета в широко распахнутое окно или тихо вползает в двери, а может, втекает во все щелочки.) В образе какого животного или явления природы является Королю Удовольствие (ласковая кошечка, веселый щенок или неповоротливый бегемот?..) Как оно движется? (Легко, крылато, мягко или тяжело ступая по паркетному полу?..) Какие звуки произносит слуга по имени Удовольствие? (Охает, ахает, стонет, плачет, смеется, кричит и ругается, вообще молчит и лишь шмыгает носом...) Что говорит? Какие запахи приносит с собой? (Запахи нагретого солнцем пляжа или болотной воды, холодного осеннего дождя?..) Слушай музыку и проживи несколько минут в королевском дворце вместе с Королем и слугой по имени Удовольствие. А теперь сделай глубокий вдох и плавный, медленный выдох, открой глаза и расскажи о том, что ты видел.
— Но вернемся во дворец. В это время слуга по имени Удовольствие развязывает свою котомку и выкладывает на стол Короля приготовленные им угощения. Что же это за блюда? Какие они на вкус?
Вооружись бумагой и цветными карандашами. Составь рецепт приготовления одного блюда, которое приготовило Удовольствие. Нарисуй его.
Расскажи об этом блюде. Как ты думаешь, понравится ли Королю такое угощение, попросит ли он добавки?
И, как это часто бывает, за столом плавно и неторопливо течет беседа. О чем же беседует Король со своим слугой по имени Удовольствие? Послушаем? Садись поудобнее.
Закрой глаза. Глубоко вдохни, медленно выдохни. Рассмотри, что происходит за королевским столом. Слушай, о чем говорят герои. Заканчивается трапеза, и беседа угасает. Глубоко вдохни, медленно выдохни и открой глаза.
Что удалось услышать? Что рассказывал Королю слуга по имени Удовольствие?
Что ему отвечал Король?
А сейчас мы вместе со слугой Удовольствием отправимся в его страну: закрой глаза и слушай. (Звучит медитативная сказка «Озеро» - «Антистрессовая программа Института сказкотерапии»).
А сейчас открой глаза, как бы не хотелось расставаться с этим слугой, но ...есть опасность: Король разлениться. Поэтому отправляем слугу Удовольствие домой.
А мы прощаемся со сказкой.
Занятие 7. Тема «Путешествие в страну Страха»
Цели занятия: осознавание страха, способы совладания со страхом.
Ход занятия:
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну. Ребенок восстанавливает Сказочную страну с домом Страха.
— Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Страх. Настало время, к Королю подкралось чувство Страха. Запахло в воздухе грозой, И...
...Со скрипом отворилась дверь в тронный зал дворца, и появился слуга Короля по имени Страх.
— Как ты думаешь, как и в образе кого появляется Страх?
Вползает как змея? А может, врывается как тигр? Или степенно подступает как пантера? Захватывает внезапно, врасплох, как гигантский паук? Какая музыка звучит при его появлении?
Как движется слуга по имени Страх?
А если бы Король осмелился поздороваться со слугой по имени Страх за руку или обнять его, то каким бы оказался Страх на ощупь? (Липким, скользким, колючим, шершавым, мягким, холодным, горячим...)
— Какие запахи заполняют дворец при появлении Страха? (Упоительные запахи цветущих растений или неприятные запахи?)
— А какие звуки приносит с собой слуга по имени Страх? (Ш————, С———, X————, Ф————..,)
— Какие слова произносит?
(Страшно мне.... Сейчас съем... Утащу к себе...)
— Можешь предположить, какое блюдо приготовил слуга по имени Страх своему Королю?
Возьми, пожалуйста, лист бумаги, цветные карандаши и составь рецепт того Страшного блюда, которым потчует слуга по имени Страх своего Короля. Нарисуй это блюдо.
И вот слуга Страх накрывает на стол и приглашает Короля на вечернюю трапезу. Что же будет пробовать Король? Расскажите о том, что приготовил Страх. Как выдумаете, какой аппетит будет у Короля?
Итак, начинается ужин, и завязывается беседа.
Давай послушаем, о чем беседуют Король и слуга по имени Страх.
Для этого закрой глаза, сделай глубокий вдох и плавный выдох. Рассмотри очень внимательно королевскую трапезную и все, что в ней происходит. О чем же говорят Король и его слуга?
Глубоко вдохни, медленно выдохни. Открывай глаза, возвращайся обратно. Что же ты слышал? Расскажи.
А было ли страшно? Если тебе было страшно, то кто мог бы тебе помочь в этом случае?
(Комментарии и дополнения. Очень важно обсудить с ребенком, что его тревожит. Если это необходимо, разыграть сцену беседы Короля и слуги по имени Страх так, как это видел ребенок. Важно, чтобы сам ребенок был режиссером этой сцены, затем посмотрел на все происходящее со стороны и смог внести какие-то коррективы в этот миниспектакль. Также можно предложить ребенку отыграть все это в песочнице.
На сегодняшний день мы имеем богатый коррекционный инструментарий для работы с детскими страхами и тревогами. Это и теневой театр (подробнее в книге «Путь к Волшебству. Теория и практика сказкотерапии»), и рассказывание «страшным» голосом «страшилок» (основное условие для рассказчиков — смешной, неожиданный конец). Все это можно использовать на таком занятии. Многократное проживание страха позволяет ребенку быстрее освободиться от него — либо повышая пороги чувствительности к нему, либо находя эффективную модель поведения в тревожащей ситуации.
Также можно использовать на занятии психокоррекционные сказки, направленные на преодоление страха (см. книгу «Практикум по сказкотерапии»).
Слуга по имени Страх предлагает нам сыграть в новую игру под жутким названием: «В паутине страха». Сыграем?
Расположись удобно (лучше лежа) на ковре. Закройте глаза. Глубоко вдохни и медленно выдохни. Представь себе, что ты — муха. Муха, опутанная паутиной. Этой паутиной тебя опутал гигантский паук, так он приготовил себе ужин. Паук отлучился ненадолго, но скоро он вернется очень голодным и примется за еду. У тебя есть всего лишь несколько минут. Что ты будешь делать? Рассмотри, пожалуйста, поподробнее свои действия. Молодец! Глубоко вздохни, медленно выдохни, открой глаза.
Расскажи, какие действия ты предпринял, чтобы освободиться? Как это произошло? Что ты делал потом? Убежал или дождался паука, чтобы с ним расправиться?
Если ты остался недвижимым, нераспутанным, что помешало начать борьбу за свое освобождение? Кто мог бы помочь в этой ситуации?
Варианты вопросов для обсуждении игры'.
• Какая польза от такого слуги, как Страх?
• А какой он может нанести вред?
• Для чего слуге по имени Страх необходима Мера?
• Когда и куда исчезает слуга по имени Страх?
— Итак, мы с тобой познакомились еще с одним слугой Короля, слугой по имени Страх. Не нужно его бояться. Нужно сделать так, чтобы служил он нам. Подумай хорошенько, как это можно сделать. А сегодня мы прощаемся со сказкой.
Занятие 8 «Победи страх»
Цели занятия: способствовать совладанию со страхом и тревогой.
Ход занятия:
Ритуал входа в сказку. Восстановление сказочной страны с дворцом Короля и домами
слуг-чувств.
Мы снова с тобой в гостях у Короля, к которому пришел слуга Страх. Ты подумал о
том, как нам сделать, чтобы слуга Страх служил нам. Что ты можешь предложить Королю? Давай вспомним те ситуации, когда ты чего-то боялся, но справился со страхом.
Упражнение «Победим страх».
Вспоминаем ситуации, когда было страшно. Ведущий открывает один секрет о том, что у страха есть одно слабое место: пока он не назван и не рассказан, он кажется огромным, но стоит только назвать страх вслух, как он теряет половину своей значимости. После проговаривания страха ведущий предлагает увидеть в страхе что-то смешное, объясняя ребенку, что страхи не терпят чувства юмора. Можно предложить посмеяться над страхом, включив запись смеха.
Рисунок «Страшный сказочный герой»
Ведущий предлагает нарисовать того персонажа сказки, которого ребенок боится, а затем спрашивает, что бы он хотел с ним сделать: посадить в клетку, отправить на необитаемый остров...
Подводим итоги путешествия, что мы предложим сделать Королю, когда он чего-нибудь боится.
Прощание, ритуал выхода.
Занятие 9 . Тема занятия «Путешествие в страну Злости»
Цели: Расширение представления об агрессивных эмоциях, обучение выражению гнева социально приемлемыми способами
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну, ребенок восстанавливает Сказочную страну с домом Злости.
— Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Злость.
Давай нарисуем, как выглядит этот слуга. Какие звуки, запахи, прикосновения, вкусы он приносит с собой?
Что происходит с Королем, когда к нему приходит слуга по имени Злость?
Скажи, приятно ли подданным находиться с Королем в то время, когда у него гостит Злость? Конечно, неприятно. Но она является слугой Короля. Зачем же она нужна?
Чтобы уметь постоять за себя; если надо, дать сдачи. А если Злость пришла надолго, забыла о Мере, что происходит с таким человеком? Тогда про него говорят: «Он злой, драчливый, хулиган». Знаете ли вы, что в Сказочной стране придумали специальные танцы для того, чтобы слуга по имени Злость вспоминал о Мере?
Это танцы под ритмичную музыку: «Наш Король танцует, когда к нему пришел слуга по имени Злость. Топает ногами, грозит кулаками, говорит на выдохе: « Ух-ух». Давай присоединимся к Королю.
Ну что, наверное, ты устал. Да, долго быть злым нелегко. И наверное, нелегко живется злым людям. А часто ли к твоему Королю приходит слуга по имени Злость? Он приходит по зову Короля или сам — когда захочет? А часто ли слуга по имени Злость вспоминает про Меру? Что мы можем сделать для того, чтобы наш слуга по имени Злость знал Меру?
Что ты чувствуешь, когда к вашему близкому человеку приходит слуга по имени Злость? Всегда ли это происходит по зову Короля? Всегда ли Злость помнит о Мере? Что мы будем делать, если Злость нашего друга или близкого человека забудет о Мере? Помните поговорку: «Не попадай под горячую руку».
Давай попробуем сочинить стихотворение или сказку про слугу Злость.
Не пришло ли время вспомнить о других слугах Короля? Может, о слуге по имени Радость или Интерес? Хоть у нас сегодня было непростое знакомство, у нас есть слуги, которые помогут подарить друг другу улыбки. Вот так! А теперь пора возвращаться.
Ритуал выхода из сказки.
Дополнительный материал:
Можно предложить ребенку выбрать сказочных персонажей, которые в сказках ассоциируются со злостью (Баба Яга, Кощей Бессмертный, лешие и др.) и предложить построить на песке историю. Кто они такие, почему стали злыми, на кого они нападают и почему, как с ними справиться? Разыграть сказку на песке.
Занятие 10 «Победи дракона»
Цели занятия: снижение психоэмоционального напряжения, обучение способам изменения агрессивного поведения.
Ход занятия:
Ритуал входа. Восстановление сказочной страны с замком Короля.
- Сегодня в сказочной стране случилась беда: на страну напал злой дракон.
(Разыгрывается ситуация нападения). Ребенок создает защиту страны, ведущий при необходимости ему помогает. Страна освобождается, если нужно – восстанавливается.
Обговаривается, что делать с драконом.
Можно предложить выбрать и раскрасить дракона, а затем предлагается подумать, что сделало его злым и как ему помочь.
Ритуал выхода из сказки
Вариант 2.
Упражнение «Победитель злости»
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к такому советчику и усиливает чувство вины за плохое поведение.
Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
Песочная фея: «Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка).
Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе также бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет: каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас "сердиться правильно", то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее».
Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и т. п.
1. Взрослый, а затем ребенок делают из мокрого песка шар, на котором обозначают углублениями или рисуют глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за плохое поведение, мысли, чувства. Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все «злые мысли и действия».
2. Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание»: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, также он получает специфическое удовольствие от разрушения.
3. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». По желанию ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.
Занятие 11. Тема «Путешествие в страну Обиды»
Цели занятия: учить детей вербально выражать эмоцию, восприятию границ в межличностном взаимодействии, эмпатии.
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну, ребенок восстанавливает Сказочную страну с домом Обиды.
— Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Обида.
Давай нарисуем, как выглядит этот слуга. Какие звуки, запахи, прикосновения, вкусы он приносит с собой? Когда она приходит?
Что происходит с Королем, когда к нему приходит слуга по имени Обида? Он может заплакать.
Скажи, приятно ли Королю в то время, когда у него гостит Обида? Конечно, неприятно. Но она является слугой Короля. Зачем же она нужна?
Чтобы уметь почувствовать, все ли в порядке в наших отношениях с другими людьми. А если Обида пришла надолго, забыла о Мере, что происходит с таким человеком? Тогда он остается один. Чтобы этого не произошло, ему надо научиться прощать для того, чтобы слуга по имени Обида вспоминал о Мере?
- А сейчас послушай сказку.
Ведущий читает сказку Е.В. Белинской «Ссора» (книга «Сказочные тренинги», страница 78-79)
Обсуждение сказки.
Прощание, ритуал выхода.
Занятие 12. Тема «Путешествие в страну Вины»
Цели: Учить детей сочувствию, адекватному сопоставлению поступка и эмоции
Ход занятия:
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну. Ребенок восстанавливает Сказочную страну с домом Вины.
— Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Вина. Настало время, к Королю подкралось чувство Вины.
...Со скрипом отворилась дверь в тронный зал дворца, и появился слуга Короля по имени Вина.
— Как ты думаешь, как и в образе кого появляется Вина?
Вползает, как змея? А может, приносится, как ураган? Или медленно подползает, как пантера? Захватывает внезапно, врасплох, как гигантский паук? Какая музыка звучит при ее появлении?
Как движется слуга по имени Вина?
А если бы Король осмелился дотронуться до слуги по имени Вина за руку, то какой бы оказалась Вина на ощупь? (Липкой, скользкой,