Организация и формы проведения занятий, структура программы.
Возраст детей, участвующих в реализации коррекционно – развивающей программы – от 3 до 11 лет, игры и упражнения даются в расчете на разный возраст, раздел «Проективные игры с песком» рассчитаны также на подростков с 12 по 17 лет и на родителей при предъявлении им соответствующей возрасту инструкции.
Сроки реализации программы – 9 месяцев.
Режим проведения занятий – 1 – 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия – от 30 до 50 минут.
Структура программы.
В соответствии с целями и задачами программы в ней выделены 2 этапа: непосредственно коррекционный и закрепляющий. Коррекционный этап состоит из 3 разделов:
1. «Мой мир», направленный на создание чувства безопасности, усиление внутреннего ресурса ребенка, спонтанного отреагирования психоэмоционального напряжения.
2. «Азбука общения», направленный на преодоление тревожности в межличностных отношениях и на развитие коммуникативной компетентности ребенка.
3. «Самочувствие», направленный на коррекцию эмоционального состояния и страхов.
Закрепляющий (2) этап «Волшебная страна чувств и эмоций» направлен на поддержание полученных навыков и развитие эмоциональной сферы ребенка. Этот этап может быть использован как профилактический в период адаптации детей к детскому образовательному учреждению и других случаях адаптации, в ситуации, когда в семье (ребенком) эмоции и чувства оцениваются как однозначно отрицательные или положительные. Этап 2 проводится с детьми от 5 лет. Возможно его проведение с 4,5 лет при участии родителей и интеллектуальном развитии ребенка выше возрастной нормы.
Программа предполагает проведение от 46 до 60 занятий, которые могут варьироваться в зависимости от запроса родителей и проблемы ребенка, а также каждый этап программы и каждая часть программы может быть использована самостоятельно (в зависимости от проблемы ребенка и запроса родителей).
Занятия проводятся и индивидуально с детьми, и вместе с одним или двумя родителями, а также, по необходимости, с другими родственниками ребенка. Родители включаются в программу на диагностическом этапе – в форме совместного с ребенком построения страны на песке - для выявления стиля коммуникации с ребенком, на этапе коррекционном - в форме присутствия на занятии, на этапах «Проективных игр с песком» и «Моя семья» – в форме совместного построения песочных картин, а также на 3 этапе занятия могут проходить совместно с родителями (если тревожность ребенка связана преимущественно с семейным климатом).
При осуществлении программы используются такие формы организации занятий как игра, игры на песке, изобразительная деятельность, динамические упражнения, работа за столом со стимульным материалом и другие. При работе с песком психолог должен иметь соответствующую подготовку.
Характеристика используемого оборудования.
Занятия проводятся в кабинете психолога. Для их организации используется песочница, миниатюрные игрушки, средства для изобразительной деятельности, музыкальный центр и диски, игры и другое.
Формы подведения итогов реализации коррекционной программы
Диагностика тревожности детей проводится в начале и в конце программы. Используется «Тест тревожности» Тэммла Р. Дорки М. Амена В. И «SMAS» – детский вариант шкалы явной тревожности (в обработке А.М. Прихожан), проективные рисуночные методики «Человек», «Моя семья», а также «Метаморфозы» Н.Я. и М.М. Семаго и другие.
Дополнительно проводится диагностика родителей с целью определения страха разлуки, определения тревожности детей при помощи опросника «Критерии определения тревожности у ребенка» (авторы П. Бейкер, М. Алворд).
Индивидуальное консультирование с родителями проводится по итогам диагностики детей (на начальном этапе, в процессе коррекционной работы -1 раз в месяц, на заключительном этапе).
Диагностика эффективности проделанной работы проводится с использованием тех же методик, что и на начальном этапе.
Тематическое планирование
Этап | Тема | Количество занятий | |
Раздел | Занятие | ||
Основной (коррекционный) | «Мой мир» 1 часть | «Это я!». | 1-2 |
«Уроки волшебства» | 1-5 | ||
«Проективные игры на песке» | 8-12 (10 – 20 для подростков) | ||
«Самочувствие» 2 часть | «Моё настроение» | ||
«Чувства» | |||
«Нестрашный страх» | 1-5 | ||
«Мир моих фантазий» | |||
«Путешествие в мир детства» | |||
«Первое воспоминание» | |||
«Азбука общения» 3 часть | «Я и ты» | ||
«Язык жестов» | |||
«Мы все такие разные» | |||
«Конфликт» | 1-2 | ||
«Моя семья». Совместные занятия ребёнка и родителей | |||
Закрепляющий (развивающий) | «Волшебная страна чувств и эмоций» | «Знакомство со страной чувств». | |
«Путешествие в страну Интерес» | |||
«Путешествие в страну Удивления» | |||
«Путешествие в страну Радости» | |||
«Путешествие в страну Грусти» | |||
«Путешествие в страну Удовольствия» | |||
«Путешествие в страну Страха» | |||
«Победи страх» | |||
«Путешествие в страну Злости» | |||
«Победи дракона» | |||
«Путешествие в страну Обиды» | |||
«Путешествие в страну Вины» | |||
«Путешествие в страну Стыда» | |||
«Путешествие в страну Жалости» | |||
«Заговор Обиды» | |||
«В поисках Любви» | |||
«Возвращение Короля» | |||
«Бал в королевском дворце» | |||
«Королевство эмоций» | |||
«Карта сказочной страны» | |||
ИТОГО: | 46 – 60 (68) |
Тема занятия | Теоретическая часть | Практическая часть |
«Это я!». | 5 минут | 25-45 мин. |
«Уроки волшебства» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Проективные игры на песке» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Моё настроение» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Чувства и эмоции» | 10 мин. | 20-40 мин. |
«Нестрашный страх» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Мир моих фантазий» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Путешествие в мир детства» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Первое воспоминание» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Я и ты» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Язык жестов» | 10 мин. | 20-40 мин. |
«Мы все такие разные» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Конфликт» | 10 мин. | 20-40 мин. |
«Моя семья». Совместные занятия ребёнка и родителей | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Знакомство со страной чувств и эмоций». | 10 мин. | 20-40 мин. |
«Путешествие в страну Интерес» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Путешествие в страну Удивления» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Путешествие в страну Радости» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Путешествие в страну Грусти» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Путешествие в страну Удовольствия» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Путешествие в страну Страха» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Победи страх» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Путешествие в страну Злости» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Победи дракона» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Путешествие в страну Обиды» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Путешествие в страну Вины» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Путешествие в страну Стыда» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Путешествие в страну Жалости» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Заговор Обиды» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«В поисках Любви» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Возвращение Короля» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Бал в королевском дворце» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Королевство эмоций» | 5 мин. | 25-45 мин. |
«Карта сказочной страны» | 5 мин. | 25-45 мин. |
ИТОГО: | 190 мин. | 810-1510 мин.(13,5-25 ч.) |
Содержание программы
Часть 1.
Раздел 1. «Мой мир».
Занятия 1-2. «Это я!»
Цели:
1) создать положительную мотивацию на занятия
2) создать настрой на совместную работу
3) регуляция мышечного напряжения.
1. Знакомство. Упр. «Волшебное имя» (с 3 лет)
Психолог спрашивает о вариантах имени (как его зовут члены семьи, ласковые имена, как зовут, когда сердятся, какой вариант имени больше нравится ребенку и как он хочет, чтобы его называли на занятиях), предлагает познакомиться с песочной феей (фигурка, игрушка, которая будет сопровождать все последующие занятия.)
Для детей старше 5 лет «фея» предлагает ребенку назвать «волшебные» качества, зашифрованные в его имени, начинающиеся на те буквы, которые есть в имени. Например: Дима; Д-добрый, И-интересный, М-мужественный, А-активный.
Варианты для умеющих писать – написать на песке, разукрасив камушками, нарисовать на бумаге, вылепить из пластилина и т.д.
2. Упражнение «Мир моих увлечений». (с 5 лет)
Написать в центре листка букву «Я» и от нее лучики. У каждого лучика предлагается ребенку нарисовать, что он любит делать. С 7 лет можно предложить сделать коллаж.
Вариант для детей 3-4 лет: Расставляются разнообразные игрушки и фигурки, игрушечные предметы домашнего обихода, предлагается ребенку выбрать, что ему интересно, рассказать, как игрушки общаются.
3. Упражнение «Мой мир» (с 5 лет)
Построить в песке картину «Мой мир».
4. Упражнение «Мой дом» (для 3-4 лет)
Ребенку предлагается поселить кукол в домике: маму, папу, детей, других персонажей, показать, как они живут, что делают, как друг с другом разговаривают.
Занятия 3-7. «Уроки волшебства». [16, с.96-97]
Цели: снятие тревожности в деятельности и самовыражении ребёнка, развитие тактильной чувствительности, воображения.
(Занятия в песочнице)
Технологии игр в песке. ( Описание занятий для детей от 3 до5 лет)
1. При проведении первых игр-занятий необязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно также продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние детей.
2. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при его работе с песком. В случае появления у ребенка негативного отношения или усталости, игра-занятие нена- вязчиво завершается.
3. Взрослый вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем ребенок по принципу «рука в руке» или самостоятельно повторяет их.Не стоит настаивать на четком
выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
4. Для начала и окончания игр-занятий в песочнице вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, действие с песочными часами и т. д.)
5. На первых 2-3 занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.
Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высота ее не более 10-15 см, она должна хорошо обрабатываться), либо он выбирает игрушку из предложенных ему взрослым. Данная игрушка становится посредником для ребенка в играх с песком.
В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через свою игрушку-посредника - Песочную фею.
Ориентировочный этап
Взрослый знакомит детей со своей игрушкой — Песочной феей.
«Песочная фея — это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами и твоими игрушками». (Ребенок показывает игрушки и, по возможности, называет их.) Песочная фея приглашает к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир».
Сначала ребенок осматривает песочный поднос: дотрагивается до бортиков, крышки, тихонько стучит пальчиками по крышке.
Песочная фея разрешает войти в ее песочный дом (взрослый снимает крышку с песочницы). Ребенок осматривает песочницу изнутри. Взрослый указывает на борта песочницы: «Они голубого цвета, как небо». Указывает на дно песочницы без песка: «Оно синее, как вода в море».
Этап прикосновений и игр на поверхности песка
Взрослый говорит: «Песочная фея хочет показать деткам и их игрушкам много интересных игр в песочном мире. Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком».
Целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице. Так как часть песка при игре обычно высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.
Правила игры в песочнице для малышей (чем младше дети, тем короче правила).
«Песочная фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:
1. Береги песчинки — не выбрасывай ихиз песочницы. Если случайно песок высыпался — покажи это взрослому, и он поможет имвернуться обратно в песочницу. Нельзя вы-брасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда ихберут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики, Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».