ВОПРОС – 83: Природа и структура общения. Общение как восприятие людьми друг друга.
ОТВЕТ:Общение –это взаимодействие между людьми, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств общения для установления взаимоотношения (Бодалев).
Общение –это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга (из словаря под ред. Петровского). По своему назначению общение многофункционально. Рассмотрим его основные функции (Куницина, Казаринова, Погольша):
· контактная— установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
· информационная— обмен сообщениями, мнениями, решениями;
· побудительная— стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
· координационная— взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
· функция понимания — адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, и взаимное понимание — намерений, установок, переживаний, состояний;
· эмотивная — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а так же изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
· функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;
· функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.
Социальная перцепция– восприятие и понимание людьми друг друга, или процесс восприятия социальных объектов. Термин введен Дж. Брунером в 1947 г.
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание м/у участниками этого процесса. Само взаимопонимание м.б. здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако во всех случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, т.е. процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения.
Основные отличия социальной перцепции от перцепции:
· Социальный объект активен, он сам влияет на субъект восприятия.
· Внимание в процессе С.П. концентрируется не на прохождении образа и его характеристиках, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия.
· Большая слитность когнитивных эмоциональных компонентов и большая зависимость от мотивационно-целевого компонента Д.
Структура механизмов социальной перцепции:
· идентификация – понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Процесс идентификации включает 3 области: объединение себя с другим или с группой на основе эмоциональной связи. (принятие норм, ценностей др. или группы как своих собственных), видение другого человека как продолжение себя самого (проекция), постановка себя на место другого (погружение в его внутреннее пространство).;
· рефлексия – процесс познания себя при общении с другим индивидуумом; глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя. Если индентификация позволяет встать на место другого, то рефлексия – это восприятие себя с его позиции.
· эмпатия – понимание другого человека путем эмоционального «вчувствования» в его переживания. 2 Формы: сопереживание (переживание таких же чувств), сочувствие (испытывание своих чувств по поводу чужих чувств), + содействие (отражение чувств).Виды: Когнитивная (понимание чувств без переживаний, сочувствие), эмотивная (сопереживание), предикативная или волевая (предвосхищение дальнейших событий, содействие);
· аттракция – основана на устойчивом положительном отношении к человеку. Не только понимание, но и формирование эмоционального взаимоотношения.
· стереотипизация – механизм распознавания, восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик некоей социальной группы и пр.
· каузальная атрибуция – процесс прогнозирования изменений в поведении партнера. Три типа атрибуции: личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие); объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок); обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).
Эффекты восприятия, они же могут вызывать ошибки:
Эффект «первичности» (или «порядка) состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.
Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.
Эффект ореола (гало-эффект) – формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки (дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.
Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии – склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.).