ВОПРОС – 76: Общая характеристика больших социальных групп, их классификация.
ОТВЕТ: Под большими социальными группами в социальной психологии понимают “…группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. В социальной психологии общепринято деление больших социальных групп на два вида. Основанием этого деления является характер межгрупповых и внутригрупповых социальных связей. В первом случае люди объединяются в группы на основе общности объективных связей, существующих независимо от их сознания и воли (формальные объединения). Во втором — это группы, появляющиеся в результате сознательного выбора в объединении людей. Первый вид групп называется объективными макрогруппами, второй — субъективно-психологическими. Для уяснения соотношения между этими видами вводится понятие «психологическая общность». Для понимания сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б. Ф. Поршнева о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития общества. В первом случае процессы, явления и состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективное положение, связи и отношения людей в обществе и являются вторичными по отношению к объективным связям. Во втором случае сами психологические явления в группе являются первичными и составляют ее основу, т. е. психологическая общность группы является первичным основанием ее выделения.
Основными признаками классификации больших социальных групп (и соответствующими видами групп) принято считать: время существования больших групп и их разделение на длительно существующие группы (классы, нации) и кратковременные (митинги, аудитории, толпы, массовые скопления людей, забастовки); характер организованности — неорганизованности формирования групп и их деление на организованные группы (партии, союзы, ассоциации) и стихийные или диффузные (толпа, посетители зрелищных мероприятий, «фанаты» и т. д.).
Большие группы в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: 1) стихийно возникшие, достаточно кратковременные существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория; 2) социальные группы в точном значении слова, то есть группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании - социальные классы, различные этнические группы, нации, профессиональные группы, половозрастные группы.
Общие признаки, отличающие большие группы от малых:
· нравы, обычаи, традиции - специфические регуляторы поведения, их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики;
· образ жизни - особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения, его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов между людьми;
· интересы, ценности, потребности - приобретают особое значение в рамках образа жизни;
· специфический язык (например, в проф. или возрастной группе это жаргон).
Методы исследования общественной психологии больших социальных групп: методы этнографии - анализ некоторых продуктов культуры, в которых закреплены нравы, традиции и обычаи; методы социологии - описывают некоторые функциональные зависимости, которые позволяют получить значимые корреляции; методы языкознания - анализ знаковых систем;
Менталитет - представители определенной культуры усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфических образцах поведения, такое понимание менталитета может быть отнесено и к характеристикам большой социальной группы.
Стихийные группы:Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших соц групп: классов, наций, профессий, возрастов и т. д. такая группа может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной.
Толпа - длительность ее существования определяется значимостью инцидента; когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением толпа может все более и более возбуждаться, и переходить к действиям. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.
Масса - может выступать не обязательно как сиюминутное образование, может оказаться в значительно большей степени организованной. Когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. Организаторы выдвигаются не непосредственно в момент начала действия, а известны заранее. В действиях массы более четко продуманы как конечные цели. так и тактика поведения. Масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.
Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. В более замкнутых помещениях, например, в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Есть общая и определенная цель, поэтому она более управляема. В ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой (болельщика футбола).
Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах:
Заражениес давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. В самом общем виде заражение можно определить, как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» (Парыгин, 1971. С. 10). Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.
Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во-вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей.
Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифицируют с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждение и внушение. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку.
Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания.