ВОПРОС – 67: Перспективы и направления развития современной социальной психологии.

ОТВЕТ: Острота психологических проблем, вызванных развитием современного российского общества, сопровождается возрастанием востребованности результатов социально-психологических исследований, что в целом побуждает развитие отечественной социальной психологии, причем по самым разным научным направлениям и проблемам.

Наряду с основными научными направлениями, ставшими широко известными и классическими, новые, формирующиеся в своей совокупности, составляют важнейший специфицирующий признак любой отрасли науки, в том числе и социальной психологии. Ниже будет приведен ряд становящихся научных направлений, по которому целесообразно сделать несколько объясняющих его комментариев. Во-первых, новые научные направления выделены лишь на примере современных социально-психологических исследований, ведущихся в лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН, не ставя при этом более общую задачу проанализировать состояние новых направлений во всей российской социальной психологии. Однако и данный конкретный пример развития исследований в академическом психологическом центре, по нашему мнению, является показательным для понимания движения современной социальной психологии как отрасли психологической науки в России. Во-вторых, предложенный ряд новых научных направлений должен быть дополнен еще и теми, которые были сформулированы в последние пять-семь лет. К категории таких направлений относятся исследования социально-психологической зрелости, разных видов (экономического и нравственного) самоопределения личности и группы в новой социальной среде, экономической социализации личности в периоды интенсивного ее формирования, психологии больших социальных групп как субъектов и т. д. — все они как научные направления активно становятся в настоящее время. В-третьих, представленные ниже научные направления находятся в принципиально разных состояниях своей разработанности: от теоретического обоснования заявки на исследование до первых обобщений результатов уже выполненных конкретных исследований и т. п.

Таким образом, новыми научными направлениями социально-психологических исследований в настоящее время являются следующие:

· социально-психологические процессы (механизмы) изменения культурных норм;

· исследование особенностей дистинк-тивного социального поведения личности и группы;

· социально-психологические аспекты изучения культурной травмы;

· исследование коллективной памяти с позиций конструкционизма;

· психологические исследования межличностного, межгруппового и организационного доверия и недоверия;

· нравственно-психологические детерминанты социального и экономического поведения личности и группы;

· исследование социально-психологического пространства личности и группы;

· социально-психологические проблемы управления, в том числе обмена знаниями в организации;

· социальная психология времени (отношение личности и группы к времени);

· социально-психологические исследования терроризма и др.

Этот ряд объединяет перспективность поставленных проблем и заявленных направлений исследования в социальной психологии.

Развитие представлений о месте СП в системе наук характерно для всей ее истории: возникнув на границах психологической науки и социологии, она и в настоящее время рассматривается как междисциплинарная отрасль знания, причем развивающаяся на разных уровнях ее интеграции с другими отраслями психологии и смежными науками. При этом СП всегда представлялась в виде двухслойного образования, дошедшего до нашего времени. Примерами его обозначения могут служить следующие точки зрения:

· социологическая социальная психология и психологическая социальная психология (Г. М. Андреева);

· социальная психология и социальная психология (Л. И. Уманский);

· психосоциология и социопсихология (А. К. Уледов);

· психологическая социология и социологическая психология (И. С. Кон).

За последние два десятилетия возникли и стали обсуждаться еще две пары обозначений аналогичного двухслойного строения СП: микросоциальная и макросоциальная психология, а также социальная и социальная психология.

Наиболее интенсивно развиваются связи СП, составляющие ее внутрипсихологическую междисциплинарность, с психологией личности, труда и управления, педагогической психологией, психолингвистикой и др. — это реализовавшиеся и ставшие традиционными связи в процессе развития СП, так как уже состоялись в качестве соответствующих отраслей социальная психология личности, социальная психология труда и управления, социально-педагогическая психология, социопсихолингвистика и др.

Перспективы развития внутрипсихологических связей СП состоят прежде всего в связях с неочевидными отраслями, например с психофизикой (изучением восприятия естественной, в том числе социальной, среды должна заниматься социальная психофизика), психофизиологией (изучение состояний под воздействием социальных факторов — социальная психофизиология) и т. п.

Важно напомнить также, что СП обладает и внепсихологическим междисциплинарным статусом, являясь отраслью (и специальностью) в системе социологической науки, по аналогии с другими психологическими отраслями: клинической и инженерной психологией, а также психофизиологией. Дополнительно к перечисленным отраслям наблюдается выраженная тенденция приобретения внепсихологического статуса экономической психологией (в виде поведенческой экономики) в системе экономических наук. Фактически социальная психология сегодня входит в пятерку отраслей психологической науки с высокой междисциплинарной востребованностью (или релевантностью).

В настоящее время активно развиваются также связи СП с другими непсихологическими науками, составляющие ее внешнепсихологическую междисциплинарность. Во взаимодействии с социогуманитарными науками СП фактически представляет не только себя, но и психологическую науку в целом, а в результате такого взаимодействия интенсивно развиваются соответствующие отрасли психологии: этническая и кросс-культурная, политическая и юридическая, экономическая и организационная (включая психологию управления), историческая психология и психолингвистика (прежде всего психология дискурса), психология искусства и др. Особая роль СП в системе современного социогуманитарного знания состоит в выполнении интегрирующей (связующей, объединяющей, посреднической и т. п.) функции.

Этот процесс имеет выраженные перспективы, связанные с дальнейшим формированием этической психологии (или психологии нравственности), региональной психологии и психологии культуры на соответствующих границах психологической науки с этикой, регионалистикой (или регио-новедением) и культурологией. В зонах пересечения предметных «полей» психологии и самых разных социогуманитарных наук реально развивается сложнейшая система психологических отраслей знания. Для ее обозначения целесообразно ввести новый термин, например психосоциальные отрасли. Это необходимо сделать еще и для того, чтобы за термином «социальная психология» сохранить его традиционное содержание, а за социальной психологией — привычное место в системе наук, пограничное между психологией и социологией. Однако это лишь один из возможных вариантов решения важнейшего теоретического вопроса, который пока остается явно дискуссионным.

ВОПРОС - 68: Восприятие и понимание людьми друг друга.

ОТВЕТ: восприятие человека человеком (англ. interpersonal perception) — процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Син. межличностное восприятие. Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, начиная от ощущения и кончая мышлением.

Социальная перцепция – восприятие и понимание людьми друг друга, или процесс восприятия социальных объектов. Термин введен Дж. Брунером в 1947 г.

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание м/у участниками этого процесса. Само взаимопонимание м.б. здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако во всех случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, т.е. процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения.

Основные отличия социальной перцепции от перцепции:

· Социальный объект активен, он сам влияет на субъект восприятия.

· Внимание в процессе С.П. концентрируется не на прохождении образа и его характеристиках, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия.

· Большая слитность когнитивных эмоциональных компонентов и большая зависимость от мотивационно-целевого компонента Д.

Структура механизмов социальной перцепции:

· идентификация – понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Процесс идентификации включает 3 области: объединение себя с другим или с группой на основе эмоциональной связи. (принятие норм, ценностей др. или группы как своих собственных), видение другого человека как продолжение себя самого (проекция), постановка себя на место другого (погружение в его внутреннее пространство).;

· рефлексия – процесс познания себя при общении с другим индивидуумом; глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя. Если индентификация позволяет встать на место другого, то рефлексия – это восприятие себя с его позиции.

· эмпатия – понимание другого человека путем эмоционального «вчувствования» в его переживания. 2 Формы: сопереживание (переживание таких же чувств), сочувствие (испытывание своих чувств по поводу чужих чувств), + содействие (отражение чувств).Виды: Когнитивная (понимание чувств без переживаний, сочувствие), эмотивная (сопереживание), предикативная или волевая (предвосхищение дальнейших событий, содействие);

· аттракция – основана на устойчивом положительном отношении к человеку. Не только понимание, но и формирование эмоционального взаимоотношения.

· стереотипизация – механизм распознавания, восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик некоей социальной группы и пр.

· каузальная атрибуция – процесс прогнозирования изменений в поведении партнера. Три типа атрибуции: личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие); объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок); обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).

Эффекты восприятия, они же могут вызывать ошибки:

Эффект «первичности» (или «порядка) состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.

Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Эффект ореола (гало-эффект) – формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки (дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.

Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии – склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.).

ВОПРОС - 69: Методы социально-психологических исследований.

ОТВЕТ: Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой «психологии воздействия». Методы исследования, в свою очередь, различаются на методы сбора информации и методы ее обработки.

Существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов:

1) методы эмпирического исследования;

2) методы моделирования;

3) управленческо-воспитательные методы.

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применяются в социологии и психологии.

Наблюдение является самым «старым» методом социальной психологии и представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны. В случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы

Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает здесь в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т. е. человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста.

Для преодоления «субъективности» в интерпретации исследователем документа вводится особый прием, получивший название «контент-анализ» (буквально: «анализ содержания»). Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты.

Опрос— представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование и анкетирование (особенно при исследованиях больших групп).

Метод анкетирования — письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой.

Интервьюирование— метод сбора информации, предусматривающий устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения.

Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика его построения, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной.

Тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты. Тестов, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест, который будет рассмотрен особо в разделе, посвященном малой группе.

Особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь.

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Другими словами в эксперименте создается имитация повседневных процессов. Варьируя одним—двумя факторами — называемыми независимыми переменными — экспериментатор выясняет, как их изменение влияет на людей. Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам в настоящее время.

Ставя эксперименты, социальные психологи иногда создают ситуации, которые затрагивают эмоции людей. В этом случае ученые обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получить согласие от испытуемых, следовать принципу «не навреди», после завершения эксперимента полностью раскрывать участникам любой временный обман.

В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами.

ВОПРОС – 70: Социализация как условие и процесс психического развития личности.

ОТВЕТ: Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

В системе отечественной психологии употребляется еще 2 термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "Социализация" (С.): "Развитие" и "воспитание".

По объему понятия "развитие личности" и "С." в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации.

Термин "воспитание" употребляется в нашей литературе в двух значениях - в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин "воспитание" означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса В широком субъектом воспитательного процесса может выступать и все общество, и, "вся жизнь".

Если это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.

Выделяются 3 сферы социализации:деятельность, общение,самосознание.

Так же в социализации можно выделить 3 основные стадии (Андреенкова, Гилинский).:

· дотрудовую,

· трудовую

· послетрудовую

Институты социализации.

Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

На дотрудовой стадии С. такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в т.ч. половые роли, освоение черт маскулинности и феминности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка "образа-Я".

Во второмпериоде ранней стадии С. основным институтом является школа. Школа обеспечивает систематическое образование - важнейший элемент социализации. Очень важен акцент на проблеме старших возрастов (юности). С точки зрения С. это чрезвычайно важный период в становлении личности, период "ролевого моратория", т.к. он связан с постоянным осуществлением выбора (профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д.). Что касается институтов на трудовой стадии социализации, то важнейшим из них является трудовой коллектив. Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии с. является вопрос о ее институтах.

Согласно классификации, предложенной А.В. Мудриком, выделяются три группы факторов социализации: 1) макрофакторы (Космос, планета, мир, страна, общество, государство); 2) мезофакторы (этнос; место и тип поселения - регион, село, город, поселок; средства массовой коммуникации - радио, телевидение, газеты и др.); 3) микрофакторы, (семья, группы сверстников, учебные, профессиональные).

В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. А.В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек, собственно, обучается быть личностью.

На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность - субъект общественных отношений. Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй - воспроизводство, причем в индивидуальных и неповторимых формах.

Интеграция - третья стадияразвития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом. Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм.

Наши рекомендации