ВОПРОС – 57: Соотношение мышления и речи в теории Л.С. Выготского и Ж. Пиаже.

ОТВЕТ: В 1934 году вышла книга Л.С.Выготского «Мышление и речь». В центре – проблема соотношения мышления и речи. Выготский рассматривал 2 крайние точки зрения: бихевиористов и вюрцбургской школы, а также взгляды Ж.Пиаже и В.Штерна. Пиаже: речь появляется на определенном этапе развития мышления; речь без мышления невозможна. Но речь – не особенно важна для развития мышления. Речь — лишь одна из символических функций. Пиаже открыл феномен эгоцентрической речи. Это особенность детского мышления (я в центре мира). Эгоцентрическая речь – речь, при которой ребенок разговаривает сам с собой (2-5 лет).

Направление развития по Пиаже: аутистическое мышление -> эгоцентрическая речь -> логическое мышление -> внешняя речь

Направление развития по Выготскому: практическое мышление -> эгоцентрическая речь -> логическое мышление -> внешняя речь -> внутренняя речь.

Пиаже:

1) Аутистическое мышление не логично (алогично), не подвержено общим законам логики.

2) Аутистическое мышление не чувствительно к противоречиям.

3) Аутистическое мышление тесным образом связано с эмоциями, зависит от эмоций.

4) Субъект не придерживается идеи постоянства объекта, верит в неконтактность воздействия (волшебство). Пиаже находит признаки аутистического мышления у детей.

5) Аутистическое мышление осуществляется по своим законам (сам себе господин).

Эгоцентрическая речь – это переходный этап.

Выготский: ребенок не аутистичен, наоборот, он изначально социален. Вся его ранняя психика развернута во внешнем плане, находится в сфере практических действий с предметами. Ребенок – практик, его психика развернута в пространстве между ним и взрослым через общение.

На первом этапе мышление и речь существуют раздельно как две независимые функции.

Эгоцентрическая речь играет важное значение в развитии мышления. Она появляется как некоторый феномен в процессе интериоризации: внешняя речь становится внутренней речью, а внутренняя речь неразрывно связана с логическим мышлением. На определенном этапе развития мышление и речь скрещиваются: речь становится осмысленной, а мышление – речевым, и они больше не существуют раздельно, а связаны друг с другом (2-3 года). Таким образом, Выготский считает, что только до определенного момента речь не связана с мышлением (до 2-3 лет), а затем они скрещиваются.

Появление речи – когда слово отрывается от объекта, когда используются 2-хсловные выражения. От 1 г. до 2 л. речь часто сопровождается жестами, т.е. речь без предмета не существует. По Выготскому слово — плоть мысли. Речь переводит мышление на новый уровень. Это наиболее важная психическая функция. Речь перестраивает всю психику.

Выготский не согласен с Пиаже относительно интеллектуального эгоцентризма ребенка, но он признает существование того, что я назвал эгоцентрической речью.

1) Эгоцентризм.Пиаже говорит, что термин «познавательный эгоцентризм» был выбран неудачно. Им он лишь хотел выразить идею, что прогресс знаний никогда не происходит путем простого добавления познанных предметов или новых уровней, как если бы более богатое знание было только дополнением уже имеющегося более бедного. Прогресс знаний требует постоянного переформулирования предыдущих точек зрения с помощью процесса, постоянно корректирующего исходные систематические ошибки и таким образом медленно продвигающегося вперед. Этот коррекционный процесс подчиняется определенному закону развития, закону децентрации. «Я использовал термин «эгоцентризм», чтобы определить изначальную неспособность децентрировать, менять данную познавательную перспективу» (*Из словаря*: Децентрация - преодоление центрации (эгоцентризма); Эгоцентризм - видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других; например, ребенку, который имеет брата, требуется усилие, чтобы понять, что его брат также имеет брата).

Познавательный эгоцентризм рассматривается как неосознанное предпочтительное сосредоточение или как недостаток дифференцировки точек зрения.

Пиаже говорит, что при исследовании выяснилось:

· Измерение эгоцентрической речи показало, что коэффициент варьируется в зависимости от ситуации и окружения, поэтому (в противоположность моим первоначальным надеждам) этот коэффициент не является мерой интеллектуального центризма.

· Феномен эгоцентрической речи все время рассматривался в рамках собственных действий индивида. Позднее исследователи Пиаже заметили, что в действии ребенка присутствует то же, что обнаружили и в исследованиях речи.

2) Эгоцентрическая речь. Пиаже выделял «плюсы» позиции Выготского:

· наблюдения об усилении эгоцентрической речи у детей, когда их деятельность затрудняется, и об уменьшении такой речи в период, когда начинает формироваться внутренняя речь

· он предложил новые гипотезы: эгоцентрическая речь является точкой отправления для развития внутренней речи.

Расхождения мнений: Пиаже согласен с Выготским в том, что ранняя функция языка должна быть функцией глобальной коммуникации и что позднее речь дифференцируется на эгоцентрическую и коммуникативную. Но когда Выготский утверждает, что две эти формы равно социализированы и отличаются только по функциям, Пиаже не согласен с ним. Так как если ребенок не пытается понять различие между двумя точками зрения (индивида А и индивида В), то такое поведение будет неадаптированным с точки зрения интеллектуальной кооперации.

Пиаже считает эгоцентризм главным препятствием для координации точек зрения и для кооперации. (Выготский этого не говорил, и с точки зрения Пиаже в этом «он не прав»). До семи лет дети не знают, как координировать правила во время игры, поэтому каждый играет для себя. Кооперация с другими (в познавательном плане) учит говорить «соответственно другим», а не просто со своей точки зрения.

Пиаже указывает на тоже, что они по-разному говорят о функциях эгоцентр речи. Пиаже никогда не говорил о речи, которая «не имеет в виду других». Поэтому всегда признавал, что ребенок думает и говорит для других и хочет, чтобы его поняли. Конец и вывод Пиаже: Единственно разумное значение эгоцентризма: недостаток децентрации, неумение изменять умственную перспективу как в социальных отношениях, так и а других. Однако существует кооперация с другими (в познавательном плане), которая учит нас говорить «соответственно другим», а не просто с нашей собственной точки зрения.

Вопросы по дисциплине «Социальная психология»

Наши рекомендации