Полемика Л.С. Выготского и Ж.Пиаже об эгоцентрической речи.

Этапы развития речи Л.С. Выготский Ж.Пиаже
Социальная речь ребенка Аутистическая речь (мышление)
Эгоцентрическая речь Эгоцентрическая речь
Внутренняя речь Социализированная речь

Ж.Пиаже об эгоцентрической речи:

- эта речь не имеет функции общения

- монологична (когда два маленьких ребенка что-то обсуждают, каждый из них говорит о своем и о себе, главным образом потому, что не может встать на точку зрения собеседника)

- ребенок ни к кому не обращается, говорит сам с собой, как если бы он думал вслух

- эта речь сопровождает деятельность и переживания ребенка

- постепенно исчезает, отмирает на пороге школьного возраста.

Л.С. Выготский об эгоцентрической речи:

- сопровождает детскую активность

- служит средством мышления, образования плана решения задачи

- не исчезает на пороге школьного возраста, а перерождается во внутреннюю речь.

Вопрос 19 Психологическое содержание кризиса 3х лет.

Общие характеристики периода 3х лет:

Основные характеристики Название Описание
Ведущая психическая функция - Восприятие+эмоции     - Общение (со значимым взрослым, познавание окружающего мира) - Для ребенка этого периода восприятие и эмоции слито воедино. Он очень ситуативен (всё, что за рамками ситуации – не интересно). Следовательно, восприятие непосредственно связано с действием - Общение со взрослым – ситуативно-деловое, Общение со сверстниками – начальные формы, взаимное подражание.
Мышление Наглядно-действенное Для ребенка это означает, что он может разбираться в данных эмоционально окрашенных связях и предпринимать соответственные ситуации действия
Центральное новообразование возраста (по выходу из кризиса) - Сознание «Я сам» - Социальная позиция по отношению ко взрослым - Выделение ребенком собственного «Я» - Изменяется социальное отношение ребенка к авторитету матери, отца

Кризис трехлетнего возраста - этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружаю­щими.

Отделение себя от других людей, сознание собствен­ных возможностей через чувство овладения телом, ощу­щение себя источником воли приводят к тому, что ребе­нок начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выра­жается в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от волеизъяв­ления. Ощущать себя источником своей воли - важный момент в развитии самопостижения.

Негативизм и упрямство развиваются внутри отноше­ний взрослых и ребенка. Попытки обращаться с ребенком в рамках сложившихся прежде отношений, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, могут привести к поддержанию негативизма и упрямства. Кризис трех лет возникает в результате определенных достижений в личностном развитии ребенка и невозможности его действовать по освоенным прежде способам общения с другими людьми. Но именно переживания кризиса обостряют сензитивность ребенка к чувствам других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам при­емлемых форм обособления себя от окружающих.

Возникающие в процессе развития собственная воля, способность к обособлению, рефлексивные способности готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.

В это время наблю­даются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать само­стоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним.

Л. С. Выготский описывает характеристики кризиса трех лет («семизвездие симптомов»):

1) негативизм - ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого;

2) упрямство - это реакция ребенка, который настаи­вает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались;

3) обесценивание – когда обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше;

4) строптивость - близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения;

5) своеволие - т. е. ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности намерения, замысла;

6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями;

7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье один ребенок) и ревность, если детей в семье несколько.

Э. Эриксон считает, что в этом возрасте у детей фор­мируется чувство самостоятельности, автономности ли­бо, при неблагоприятном направлении развития, чувство зависимости от взрослого. Описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием форми­рования новообразования «я сам» в отечественной психологии.

Выход из кризиса 3х лет:

- психологическое отделение от близкого взрослого

- гордость за достижения

- сознание «Я сам»

Наши рекомендации