ВОПРОС – 21: Характеристика образных явлений. Свойства и функции представлений. Особенности воображения
ОТВЕТ: Восприятие — форма ориентировки организма, которая осуществляется за счет процесса формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной.
Образ восприятия — субъективная представленность предметов окружающего мира или их свойств, которая обусловлена как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению объектами окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все, более удовлетворяя практическим нуждам.
Образные явления в индивидуальные сознания разнообразны. Если вы находитесь в сознательном состоянии, у вас хорошее самочувствие, и вы находитесь в окружении обычных предметов, то нормальное функционирование ваших органов чувств обеспечивает наличие в вашем сознании образов восприятия. Осознанные образы или предметные образы - это та психическая реальность, которую мы без труда находим в своем сознании с помощью самонаблюдения. Предметные восприятия имеют чувственную основу. Важнейшая характеристика предметных образов - их реальность: человек верит в реальность предмета, который подается ей в образе, то есть она убеждена в объективном существовании этого предмета.
Образные явления, возникающие в особых условиях или в особых людей, разделяются на несколько видов:
· образ восприятия - отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), которое влияет на органы чувств;
· образ воображения - вымышленный образ, который подан в представлении;
· послеобраз - модифицированное произвольное восприятие объекта представляется и недавно рассматривался при строго неподвижном взгляде;
· эйдетичний образ - четкое, полное и детальное представление объекта (сцены) в течение определенного времени после прекращения его рассмотрения, отличается от послеобраза независимостью от движения глаз и стабильностью во времени;
· фосфена - спонтанные световые ощущения;
· фантом - ощущение утраченной части тела;
· галлюцинация - иллюзорное восприятие предмета, который реально отсутствует, субъективно неотделимо от образа восприятия.
Перцептивный образ в психологии восприятия - это совокупность связанных характеристик, типичных для распознаваемого объекта. Например, мы распознаем "чай" исходя из запаха, вкуса, прикосновения, телесных ощущений, которые он вызывает. Связанные в один образ в сознании характеристики "чая" - это его перцептивный образ.
Представление – процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
Представлениями называют образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим. Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на наши органы чувств.
Представления делят на два класса:
1– представления на основе восприятия – это припоминание ранее воспринимаемых образов;
2 –представления на основе продуктивного воображения – это припоминание ранее воображаемых образов (например, однажды созданного при помощи воображения образа Франкенштейна).
· по видам анализаторов (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и др.);
· по степени обобщенности (единичные и общие);
· по степени проявления волевых усилий (произвольные, непроизвольные);
· по продолжительности (оперативные, кратковременные, долговременные).
Привязанность к конкретным условиям – характерна благодаря тому, что представление — это воспоминание о чем-то ранее воспринятом или созданном воображением.
Схематичность – это воспоминание образа в общих чертах, без уточнения его особенностей.
Высокая степень осмысленности – связана с процессом мышления, которое сопровождает наше восприятие и воображение.
Уточненность образов – заключается в возможности представить более точные детали конкретного предмета и дать его детальное описание.
1 –Сигнальная функция состоит в том, что отражается не только образ предмета, уже воспринятый ранее, но и вся информация о нем, накопленная до этого времени.
2 –Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности.
3 –Настроечная функция проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.
Характеристика отдельных видов воображений:
· Сновиденияможно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.
· Галлюцинация - пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.
· Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.
· Мечтаот грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Особенности мечты:
-Мечтая, человек всегда создает образ желаемого.
-Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов.
-Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым.
-Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время – отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.
Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:
· Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок - кентавр, Змей-Горыныч и пр.
· Гиперболизация - существенное увеличение или уменьшение предмета, или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик–с-Пальчик.
· Акцентирование- выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура).