ВОПРОС – 12: Предмет психологии: логика развития
Исследования многих ученых показали, что на развитие психологии как науки оказывают влияние несколько факторов. Ведущий из них - логика развития психологических знаний - связан с изменением ее предмета, влиянием смежных с психологией наук, развитием принципов и категориального строя психологии.
Предмет психологии – в самом общем определении – психика живых существ во всем многообразии ее проявлений. Но этим ответом нельзя удовлетвориться.
Представление о психике не оставалось одним и тем же во все времена. Многие столетия объединяемые этим понятием явления обозначались словом «душа». Да и поныне это слово часто звучит, когда речь идет о психических качествах человека, притом не только тогда, когда, подчеркивая его положительные качества, говорят о его душевности. В истории психологии научный прогресс был достигнут, когда термин «душа»уступил место термину «сознание».Это оказалось не простой заменой слов, но настоящей революцией в понимании предмета психологии. Наряду с этим появилось понятие о бессознательной психике. Долгое время оно оставалось в тени, однако в конце позапрошлого столетия, приобретая власть над умами, опрокинуло привычные взгляды на всю структуру личности и на мотивы, которые движут ее поведением. Но и этим представление о сфере, изучаемой психологией как наукой, отличной от других, не ограничилось. Оно радикально изменилось за счет включения в круг явлений, подлежащих ее ведению, той формы жизни, которой дали имя «поведение».С этим вновь совершилась революция в исследовании предмета психологии. Уже это само по себе говорит о глубинных изменениях, которые претерпели воззрения на предмет психологии в попытках научной мысли им овладеть, отобразить его в понятиях, адекватных природе психики, найти методы освоения этой природы.
1. период – изучение души – до 5 в н э
Мифологическая картина мира + философские учения: Психология какрациональное познание души человека зародилась в античности в недрах философии на основе созданной в этот периодгеоцентрической картины мира, ставившей человека в центр мироздания. Античная философия восприняла от предшествовавшей мифологии понятие души. Практически все древние философы пытались выразить с помощью понятия души самое главное сущностное начало живой природы, рассматривая ее как причину жизни и познания – Сократ, Платон (учение о бессмертной душе, внутренняя речь, структура души из трех компонентов высшую часть — разумное начало, среднюю — волевое начало и низшую часть души — чувственное начало), Аристотель (концепция души какфункции живого организма,три вида души:растительная, животная иразумная).
2 период – средние века – изучение души на базе медзнаний и религии – теоцентрическая картина мира, психология как часть религиозной антропологии, душа – микроксм.
3 период – эпоха возрождения и 4 период – довольно активно стали развиваться и сделали значительный шаг вперед естественные, биологические и медицинские науки. Началось и движение в направлении формирования психологического знания в самостоятельную науку. Громадное влияние на психологическую мысль XVII-XVIII вв. оказала механика, ставшая лидером естественных наук.Механическая картина природы обусловила новую эпоху в развитии европейской психологии. Р.Декарт и его модель организма. душа определялась им по единственному признаку — непосредственной осознаваемости своих явлений. Спиноза – принцип детерменизма. Лейбниц – идеи психофизиологического параллелизма,ввел понятие«бессознательное» в психологическую мысль Нового времени, обозначив неосознаваемые восприятия «малыми перцепциями». Осознание восприятий становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый психический акт — апперцепция, включающий память и внимание. Т. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, ввел эмпиризм. выделил два источника:ощущение ирефлексию, под которой понимал внутреннее восприятие деятельности нашего ума. Понятиерефлексии прочно вошло в психологию. С именем Локка связан и такой метод психологического познания, какинтроспекция, т.е. внутреннее самонаблюдение за идеями, образами, представлениями, чувствами, какими они являются «внутреннему взору» наблюдающего за ним субъекта.
Начиная с Дж. Локка, предметом психологии становятся явлениясознания, которые порождают два опыта -внешний, исходящий от органов чувств, ивнутренний, накапливаемый собственным разумом индивида. Под знаком этой картины сознания складывались психологические концепции последующих десятилетий.
Понятие психология – Х. Вольф
5 период и 6-й период – середина 19 в - 60-е гг 19 века до конца 19 века психофизическая проблема - В начале XIX в. стали вырабатываться новые подходы к психике, основанные не на механике, а нафизиологии, которая превратила организм в объектэкспериментального изучения.В. Вундт решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе путем выделения во внутреннем опыте простейших структур, положив начало структуралистскому подходу к сознанию. Сознание было разбито напсихические элементы (ощущения, образы), которые и стали предметом изучения. Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м гг. XX в. эта психология сознания практически перестала существовать. Американский психолог У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Становление эксперимента. Психофизика и психометрия.
Далее разделение на предметы: поведение, гештальты, бессознательное, впф