Тайм-менеджмент как направление управленческого консультирования. Основные направления работы в тайм-менеджменте.
Как отдельная дисциплина и область управленческого консультирования тайм-менеджмент сложился к 70-м годам XX века. Тайм-менеджмент исходит из того, что время – это единственный ресурс, который распределён между всеми одинаково и рассматривает время как инструмент для инвестиций в те области, в которых человек желает добиться успеха. И, если человек не может управлять временем, то он может управлять собой и своими делами в имеющимся у него времени.
Тайм-менеджмент – это процесс максимально эффективного использования времени для достижения своих целей. Дословно тайм-менеджмент означает «управление временем», и в то же время понятно, что на данном этапе развития науки временем человек управлять не может. Он может только управлять собой в имеющемся времени. Этот процесс включает в себя четыре этапа:
Целеполагание. Если нет целей, то не из чего исходить, планируя время. Важно не просто ставить цели, но и правильно их формулировать.
Планирование. Распланировать время для достижения цели. Ставятся приоритеты, важное отделяется от срочного и закладываются резервы времени на случай непредвиденных обстоятельств.
Выполнение. Этот этап направлен на то, как достигать запланированного в поставленные сроки.
Анализ. Этот процесс позволяет выявить ресурсы времени для достижения важных, но не срочных дел.
Основные направления работы:
1 – планирование:
- хронометраж (фиксируется начало, окончание, длительность, дело, задача, результат, эффект и т.д.);
- целеполагание (анализ ценностей).
Методы планирования на основе анализа приоритетов:
1. АВС – анализ: А задачи – самые важные, на их выполнение требуется небольшое кол-во времени (10%), их значение в достижении целей максимально (70%);В задачи – средней важности (20%), вклад средний (20%); С задачи – 70% времени, минимальный вклад (10%).
2. Матрица Эйзенхауэра: Все дела можно разделить на 4 группы:
1. Срочные и важные; Попытка отложить такие дела на потом создаст Вам ненужные проблемы
2. Важные, но не срочные; такие задачи можно отложить, однако они могут оказать сильное влияние в долгосрочной перспективе.
3. Срочные, но не важные; Такие дела отнимают большую часть Вашего временного резерва. Это как раз те задачи, которые по возможности нужно перепоручать или уменьшать их количество.
4. Не срочные и не важные. Не имеют никакого значения в принципе и не несут никаких последствий при их невыполнении.
Пределы планирования
60% - жестко планируются 20% - резервировать на непредвиденные ситуации 20% - свободного времени
2 – управление вниманием – устранение отвлекающих факторов 3 – избегание перфекционизма (стремление к недостижимому совершенству) 4 – умение выполнять неприятные дела 5 – корректировка общения с окружающими 6 – чередование работы и отдыха 7 – учет биоритмов 8 – автоматизация всего что можно 9 – программирование.
4. Командообразование как метод повышения эффективности организации. Преимущества и недостатка команды. Признаки эффективной управленческой команды.
Преимущества и недостатки команды. Признаки эффективной управленческой команды.
В конце 80-х - начале 90-х годов в деловой среде США и Западной Европы появился такой метод развития организации, как командообразование.
Предполагается, что метод команды позволяет в большей степени уполномочивать персонал на возможность самостоятельного принятия решений и несения ответственности за свою работу.
Команда - это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи.
Основными признаками команды являются:
• Эффективное конструктивное межличностное взаимодействие;
• Профессионализм каждого из членов;
• Положительное мышление - ориентация на общий успех;
• Способность согласованно работать на общий результат;
• «Нефиксированное», гибкое и мобильное распределение функций между членами команды.
Принципы работы команды составляют основу командообразования, задают определенные «правила игры» при организации команд.
1. Принцип коллективного исполнения работы. Каждый выполняет ту часть, которую ему поручила команда.
2. Принцип коллективной ответственности. Вся команда теряет в общественном признании, если задание не выполнено по вине любого из членов команды.
3. Принцип единой для команды формы стимулирования (оплаты) за конечный результат. Оплата и иные формы стимулирования членов команды оговариваются с руководством заранее. Создается «фонд стимулирования (или оплаты)»
4. Принцип автономного самоуправления команды. Управление деятельностью членов команды осуществляется ее лидером, а не начальством организации.
5. Принцип повышенной исполнительской дисциплины. Каждый член команды «отвечает головой» за конечный общекомандный результат
6. Принцип добровольности вхождения в команду. Это ключевой принцип формирования команды
«Плюсы» организации команды
1. Команда способна быстро и эффективно решить задачу, на которую обычно уходит значительное время.
2. Команда способна генерировать нестандартные решения, создавая «копилку решений»
3. В команде отрабатывается стиль сотрудничества и взаимной поддержки
4. Наличие команды создает фирме выгодный имидж, вызывая у клиентов доверие
5. При наличии команды фирма имеет преимущества в получении выгодных заказов.
6. Работа в команде формирует созидательную систему ценностей у каждого члена команды.
7. Работа в команде всегда содействует личностному и профессиональному росту членов команды, а значит и повышает эффективность команды в целом
«Минусы» работы команды
1. Чтобы рабочая группа стала командой требуется немало времени.
2. Чтобы члены группы стали командой, требуются затраты на дополнительные тренинговые занятия и дополнительное обучение членов команды.
3. В команде резко возрастает ценность человека, руководителю нужно быть к этому психологически готовыми.
4. Недирективность: административно-командный стиль управления в команде «не проходит».
5. В кманде многое держится на «командном духе», системе ценностей, философии развития. Это категории тонкие и требуют постоянной поддержки, сопровождения.
Этапы развития команд:
1й — адаптация - характеризуется как этап взаимного информирования и анализа задач. Происходит поиск оптимального способа решения задачи.
2й — группирование и кооперация — характеризуется созданием объединений (подгрупп) по симпатиям и интересам.
3й - разрабатываются принципы группового взаимодействия и нормируется либо область внутригрупповой коммуникации, либо область коллективной деятельности.
4й - стадия принятия решений конструктивными попытками успешного решения задачи. Группа открыта для проявления и разрешения конфликта. Признается разнообразие стилей и подходов к решению задачи. На этом этапе группа достигает высшего уровня социально-психологической зрелости, отличаясь высоким уровнем подготовленности, организационным и психологическим единством, характерными для командной субкультуры.