Этапы консультативного процесса. Анализ стадий психологического консультирования в отечественном подходе. Цели и задачи каждого этапа.
В процессе психологического консультирования принято выделять 5 основных этапов (отечественная модель называется 5 шагов). 1. Установление контакта и ориентирование клиента на работу. По времени короткий промежуток времени, но очень значимый. И устанавливается это все через выстраивание реплик 2-5 минут. Происходит замена слова проблема на затруднение .2. Сбор информации и решение о том, в чем затруднение (проблема). Идет работа с информацией здесь главное умение слушать. Могут использоваться различные техники активного слушания. Работа идет длительный период времени. Этот этап не менее важный чем первый. (Осознание проблемы клиента) 3. Начинаем осознавать желание конкретного результата. 4. Выработка альтернативных решений. (Что можно сделать для того чего хочет клиент. Есть требование осознанности принятия решения клиента, решений должно быть минимум от одного до пяти). 5. Обобщение полученных результатов. Получение заключения и выход из контакта. (Это нужно сделать для того что бы клиент осознал свои достижения и изменения). Этап нужен для того что бы клиент закрепил свои успехи.
4. Метод беседы в консультировании. Типы беседы, требования к консультативной беседе.
Основной метод консультирования – беседа, построенная определенным образом. Беседа – метод психологического исследования разновидностью беседы является клиническое интервью отличается тем, что беседа характеризуется как свободная и идеализированная. Беседа - это неформальный метод оценки или прояснения области. Консультант задает вопросы о данной области, а клиент отвечает. Это продолжается до тех пор, пока не будет собрано достаточно информации, или область прояснится.
Беседу можно применять в консультирование для нескольких целей:
1. Чтобы выявить заряженные области для последующей работы. (обычно в начале сеанса) Цель психолога сначала не в том, чтобы прояснить что-то, а просто найти то, что нужно прояснить.
2. Чтобы сузить область и затем применить к ней более конкретную технику. Как только консультант получает достаточно информации, он переключается на более мощную технику.
3. Как самостоятельный процесс, чтобы прояснить область для клиента.
Цель процесса беседы в том, чтобы и консультант, и клиент настолько поняли суть темы, что она или прояснится для клиента, или он узнает, что с ней делать. Цель в том, чтобы достичь взаимного понимания о том, что это, и чтобы клиент взял за это ответственность. В процессе достижения этого тема может раствориться, и это будет завершением процесса.
Совместными усилиями психолог и клиент стараются решить возникшую проблему.
Суть проведения беседы не просто в том, чтобы поощрить клиента говорить. Идет двухсторонний диалог. Консультант помогает клиенту прояснить тему, задавая подходящие вопросы. Он поощряет клиента продолжать рассматривать и описывать то, что здесь есть, пока не достигает результата.
И консультант, и клиент должны быть заинтересованы в том, чтобы выяснить все по данной теме. Консультант не просто выбирает, что еще сказать, чтобы клиент продолжал говорить, он старается поощрить клиента обнаружить что-то новое.
Любой вопрос предназначен для того, чтобы помочь клиенту рассмотреть тему, а не для навязывания идей консультанта. Консультант может выяснить, что клиент сказал, помочь ему подытожить это, но он не добавляет к этому собственных оценок.
Типы бесед:
— стандартизированная беседа — стойкие программа, стратегия и тактика;
— частично стандартизированная — стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;
— свободная — программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.
Полностью и частично стандартизированная беседа дает возможность сравнения разных людей; беседы такого типа являются более емкими в отношении времени, могут опираться на меньший клинический опыт психолога и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого. Однако их большим недостатком является то, что они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или менее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэтому сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы.
Как правило, к подобного типа беседам прибегают в том случае, если психологом уже установлено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит скорее частичный характер.
Беседа свободного типа всегда ориентирована на конкретного данного собеседника. Она позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником, отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков. Подобный тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню психолога, его опыту и умению творчески пользоваться беседой.