Основные факты и закономерности психологии памяти.
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.
Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук — физиологии, биохимии, психологии. Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей (ассоциаций); биохимики — с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур; психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.
Память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности — зрительной, слуховой, двигательной. Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п. При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.
Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей. Индивидуальные особенности памяти иногда приводят к изменениям в структуре всей личности человека. А.Р. Лурия описал один из таких случаев с известным мнемонистом Шерешевским.
В зависимости от длительности сохранения различают:
кратковременную память (запоминание на короткий срок, иногда после однократного восприятия);
долговременную память (длительное сохранение материала, чаще после многократного повторения);
оперативную память (запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающее элементы кратковременной и долговременной памяти).
В соответствии с целями деятельности, в которую включено запоминание, оно может быть:
произвольным, когда определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью, подчиненной определенной мнемической задаче;
непроизвольным, когда отсутствует специальная мнемическая задача и запоминание просто сопровождает другую деятельность.
Исследования П.И. Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может быть более эффективным, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятельности.
К процессам памяти относятся: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации тесно взаимосвязаны.
Запоминание-процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особо важное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление – импринтинг. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения.
Сохранение информации не является пассивным процессом ее удержания. Сохранение информации в памяти - сложный процесс, в ходе которого осуществляется ее переработка, упорядочение и классификация.
В процессе запоминания и хранения информации осуществляется ее статистический анализ, позволяющий оценивать вероятность событий и на основе этих оценок предвидеть и прогнозировать возможные ситуации, планировать деятельность.
В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и др.), условий мысленной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.
Воспроизведение- процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, на уровне воспроизведения в узком смысле слова и на уровне припоминания. Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Воспроизведение облегчает рациональная организация, структурирование информации, хранящейся в долговременной памяти.
Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется реминисценцией.
Забывание- процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Информация, поступившая в долговременную память, со временем теряется. С помощью забывания человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения. На забывание влияют: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция (ухудшение сохранения информации в результате наложения материала), подавление (вытеснение).
Усвоенная информация наиболее значительно уменьшается за первые 9 часов: со 100% она падает до 35%, оставшееся через несколько дней число удержанных элементов в течение длительного времени практически остается неизменным. В целом зависимость сохранения усвоенного материала от времени является логарифмической кривой. Интерференция . Взаимодействие вновь принятой информации с ранее поступившей приводит к интерференции следов памяти и в результате к торможению при заучивании.
Тормозящее влияние предшествующих звеньев ряда на последующие называется проактивным торможением, а последующих на предыдущие – ретроактивным. Взаимное торможение разнородной информации – гетерогенная интерференция.
Пионером экспериментально-психологического изучения памяти выступил немецкий психолог Герман Эббингауз. В работе "О памяти" он показал влияние на запоминание таких факторов: количества запоминаемого материала, числа повторений, близости и направленности ассоциативных связей. Также Эббингауз вывел кривую забывания как функцию времени, разработал тест для определения степени умственного развития.