Контент-анализ как вид психодиагностики
· Контент-анализ(англ. — анализ содержания) — количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
Различают четыре методологии контент-анализа:
· грамматический (лингвистический) — по размеру абзацев, длине фраз, порядку слов в предложении, метрическому составу и другим формальным признакам языка;
· семантический (социологический) — по экспертным оценкам содержания,
· документалистический (кибернетический) — по параметрам языка, текста и документа как сообщения (дескрипторы и их нагрузка, компактность, информационная плотность, аспектность, проточность, физический и информационный объемы, информационная емкость и информативность);
· цитационный — анализ библиографических ссылок в научной литературе.
Недостаток контент-анализа - громоздкая процедура.
Контент-анализ обладает массой достоинств:
· нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых,
· данные проверены на надежность.
Контент-анализ используется при анализе результатов проективных тестов, материалов беседы, книг, плакатов или листовок, газет, фильмов, публичных выступлений, теле- и радиопередач, общественных и личных документов, журналистских интервью, ответов на вопросы анкет.
Основанна принципе повторяемости смысловых и формальных элементов в документах (понятий, суждений, тем, образов и т.д.). Применяют его при достаточном количестве материала для анализа (документов, автобиографий, писем, фотографий, дневника большого объема), поскольку элементы содержания (единицы анализа) должны обеспечивать статистическую достоверность. Этот метод предусматривает выделение системы опорных понятий (категорий анализа); поиск индикаторов слов, словосочетаний, суждений и т.п. (единиц анализа); статистическую обработку данных.
Контент-анализ трансформирует качественно представленную информацию на язык цифр. Для этого необходимо иметь объемный и содержательный текст и соответствующий уровень исследовательской подготовки.
Ограничение контент-анализа обусловлены тем, что характер информации определяется планами ее автора и спецификой форм предъявления. Поэтому исследователь может считать вымысел реальностью или ему не хватит существенных данных вследствие недостаточной выраженности их в материале, взятом объект исследования. Из-за неспособности исследователя адекватно выделить категории анализа или учесть все варианты их словесного выражения возможно искажение информации.
Методика Личко «ПДО» для подростков
· Патохарактерологическим Диагностическим Опросником (ПДО),
Для определения в 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, сопряженных с ними некоторых личностных особенностей :
Определение конформности.
Определение негативного отношения к исследованию. Определение возможной склонности к диссимуляции.
Определение повышенной откровенности.
Указание на возможную органическую природу психопатии и акцентуации характера.
Определение отражения реакции эмансипации
Оценка склонности к делинквентности.
Оценка черт мужественности-женственности в системе отношений.
Определение психологической склонности к алкоголизации (показатель v).
Пользуется психиатрами, медицинскими психологами, врачами других специальностей и педагогами, получившими специальную подготовку по медицинской психологии.
· Стимул 25 таблиц — наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 - 19 предлагаемых ответов. С испытуемым проводится 2 исследования.
§ В 1 исследовании - в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1. Если наборе подходит не один, а несколько, допускается сделать два-три выбора. Более 3 в одной таблице - не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов.
§ Во 2 исследовании - выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, ответы (2-3 но не более).
В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0. Если число таких отказов в обоих исследованиях = 7 и более - трудности работы в силу невысокого интеллекта, либо, при достаточном интеллекте, но негативном отношении к исследованию. В последнем - работу можно повторить после психотерапевтической беседы. Большое число 0 встречается при сенситивном типе — такие подростки предпочитают отмолчаться, чем сказать неправду.
Исследование 30-60 мин. Можно с группой испытуемых , в полной тишине, изоляции.
Результаты определяются с помощью кода. Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов:
· Г — гипертимный
· Ц — циклоидный
· Л — лабильный
· А — астено-невротический
· С — сенситивный
· П — психастенический
· Ш — шизоидный
· Э — эпилептоидный
· И — истероидный
· Н — неустойчивый
· К — конформный
Кодом предусмотрены следующие дополнительные показатели:
· О — негативное отношение к исследованию;
· Д — диссимуляция действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремления не раскрывать черты характера;
· Т — откровенности;
· В — черт характера, встречающихся при органических психопатиях;
· E — отражения в самооценке реакции эмансипации;
· d — психологической склонности к делинквентности (только для подростков
мужского пола);
· М — черт мужественности;
· Ф — черт женственности в системе отношений.
Кроме того, на основании числовых баллов в теме «Отношение к спиртным на-питкам» может быть дана оценка психологической склонности к алкоголизации (шкала V).