Личный (человеческий) фактор в происшествиях
Введение закона об охране труда и практики страхования персонала организаций от несчастных случаев и аварий неизбежно приведет, по нашему мнению, к более основательному привлечению эргономистов, инженерных психологов и психологов труда для решения проблем, связанных с исследованием и профилактикой несчастных случаев и аварий на производстве. Данный вывод следует из статистики, указывающей на то, что в 80 — 90% такого рода происшествий виноваты люди, допустившие ошибочные действия. Проблема травматизма и аварийности требует в своем анализе междисциплинарного подхода, объединения усилий специалистов в области инженерно-технических наук, социологии и менеджмента, охраны труда, трудового законодательства, медико-биологических и психолого-педагогических наук. В этой связи важно наметить особые функции специалистов-психологов в рамках системного подхода к проблеме.
В начале XX в. роль человеческого фактора в травматизме понималась узко и сводилась к индивидуально-личностным качествам людей, делающим их надежными работниками или типичными виновниками происшествий и их жертвами. Карл Марбе, психолог Вюрцбургской школы, разработал концепцию переключаемости установок личности, объясняющую разную степень подверженности людей происшествиям. Так, личности, обладающие хорошей способностью к смене установок (психомоторных, перцептивных, установок внимания, аффективных установок) в изменившихся условиях деятельности, относительно хорошо защищены от ошибок в своем поведении и редко оказываются жертвами или виновниками аварий и несчастных случаев. Представителя данного типа Марбе назвал «Umsteller» — человек с хорошо переключаемыми установками. К. Марбе построил свою концепцию на основе данных страхового общества о распределении несчастных случаев с 3 тыс. военных (офицеров) в течение 10 лет. За первые 5 лет им было выделено три группы: 1) «нуллеры», или «Nuller» — лица, не имевшие ни одного несчастного случая (1478 человек); 2) «единичники», «Einser» — лица, имевшие по одному несчастному случаю (893 человека); 3) «несчастники», «Umfaller» — лица, имевшие по два и более несчастных случая (629 человек). Затем было вычислено среднее значение количества несчастных случаев на одного человека из каждой группы за последующие 5 лет. Оказалось, что «нуллеры» имеют в среднем 0,52 несчастных случая; «единичники» — 0, 91 и «несчастники» — 1, 34. Та же закономерность в целом подтвердилась и тогда, когда провели статистический анализ отдельно по группам военных профессий, учитывая степень риска, опасности в этих профессиях. Человек, обладающий инертными установками, медленно и с ошибками их меняющие, по Марбе, — «Umfaller», «несчастник» от природы, ибо он считал эти качества природно детерминированными (Магbе К., 1928). Установки разного уровня Марбе, с нашей точки зрения, справедливо соотносил с некими общими индивидуальными свойствами человека, которые в наше время относят к качествам подвижности (инертности) нервной системы, лабильности, определяющим формально динамические параметры гибкости, перестройки поведенческих программ. А раз они связаны между собой, можно использовать тестовые процедуры для оценки моторной ловкости для суждения в целом о переключаемости установок личности. Для проверки предположения К. Марбе его ученица Мария Шорн провела исследование склонности к несчастным случаям в связи переключаемостью сенсомоторных установок, лежащих в основе ловкости рук и осторожности, и для этих целей сконструировала «тест горошин». Суть теста состояла в том, что испытуемые должны были рассыпать из кубка горошины по шести пробиркам, помещенным на общей подставке так, чтобы в каждую пробирку попало по 3 горошины.
Каждая лишняя в пробирке горошина или упавшая мимо нее считалась ошибкой и отмечалась условно как несчастный случай. Были обследованы 100 школьниц 11 — 15 лет. Они были разбиты на три группы: нулевиков, единичников, двоечников и троечников, по результатам работы с первыми тремя пробирками. Среднее количество ошибок в тесте для представителей этих групп соответственно 1,0; 1,84; 1,81; 2,21. Чтобы показать, что этот тест выявляет также предрасположенность к несчастным случаям в реальных условиях, или разную степень подверженности травматизации вследствие
Таблица 31. Результаты сопоставления успешности школьниц в тесте горошин и количестве мелких травм
Класс | Ученицы с большим количеством мелких травм — «Umfaller» | Ученицы с самым малым количеством мелких травм — «Umsteller» | ||
Число испытуемых | Среднее число ошибок | Число испытуемых | Среднее число ошибок | |
I | 38,0 | 8,3 | ||
II | 23,0 | 7,0 | ||
III | 32,5 | 8,5 | ||
IV | 24,0 | 10,7 | ||
V | 14,3 | 3,5 |
моторной неловкости, среди обследованных было выделено 12 школьниц-нулевиков и 12 девочек, имевших максимальное количество травм в садово-огородных работах. Результаты представлены в табл. 31, из которой следует, что тест горошин обнаруживает весомую связь между частотой мелких травм школьниц и успешностью их в данном испытании.
Как нам представляется, Карлу Марбе удалось в начале XX в. обнаружить важное и, действительно, биологически детерминированное, плохо поддающееся развитию, тренировке качество, определяющее успех профессионального приспособления в изменчивых трудовых и жизненных ситуациях. Кстати, практическая задача, определившая направление творческого поиска ученого, была поставлена перед ним представителями страховой компании, заинтересованной в том, чтобы сократить свои издержки при страховании здоровья и жизни военнослужащих. Но ошибочность позиции К. Марбе заключалась в суженном понимании роли «личного фактора» в происшествиях, ограниченного индивидуальными свойствами субъекта, и на этой основе способы профилактики несчастных случаев и аварий виделись исключительно в профессиональном отборе, подборе персонала.
К 30-м гг. отечественные и зарубежные психологи изменили представление о личном факторе в травматизме и аварийности, а именно стали учитывать не только устойчивые неблагоприятные качества личности, увеличивающие вероятность ее ошибок в труде, но и другие факторы: влияние производственного утомления, монотонии, стресса, степень компетентности персонала, социально-психологические факторы, особенности мотивации работников, организационные факторы и пр. (Колодная А. И., 1928; Геллерштейн С.Г., 1932; Котик М.А., 1980; Носкова О. Г., 1997).