Использование светоцветовых воздействий в промышленности

Эффект основан на психологических законах влияния цвета на психическое и функциональное состояние человека. Известно, что красный, оранжевый и желтый цвета возбуждают нервную систему человека, а голубой, синий, зеленый — успокаивают; фиолетовый может оказывать и угнетающее воздействие. Известны опыты американских физиологов, в которых рабочим предлагалось переносить одинаковые ящики, окрашенные в разные цвета (белый, желтый, коричневый и черный). Практически все рабочие оценивали коричневые и черные ящики как более тяжелые (Перроте А.А., 1967).

Общие закономерности влияния цвета на состояние рабочих и их работоспособность учитываются при окраске помещения, оборудования, при этом уделяется внимание характеру работы, температурным условиям, предпочтениям рабочих, обусловленным их культурными традициями. Так, если рабочие выполняют монотонные работы, рекомендуют стимулирующие цвета (жслтый, розовый, оранжевый, их сочетания). Если работа требует перцептивного контроля (зрительного, слухового), сопряжена с умственным напряжением, рекомендуют спокойные тона. В производственных помещениях, где имеются источники тепла, предлагают использовать светлые зеленоватые и голубоватые тона; в холодных помещениях, напротив, теплые цветовые оттенки. В конторских помещениях предлагается избегать использования темной мебели. Конечно, цветовые решения окраски стен, пола в производственном помещении должны обеспечивать хорошее различение объектов труда, восприятие сигналов, особенно сигналов беззопасности. Движущиеся и опасные части машин окрашивают желтой и оранжевой красками, часто с черными полосами (для лучшего их выделения из фона). Французский инженер Р. Дерибере рекомендует меньше использовать серые тона в производственном интерьере, применять светлые оттенки, ибо на них лучше видны пыль и грязь, а это стимул для поддержания чистоты в помещениях. Универсальные правила использования цвета на производстве должны обязательно применяться на основе предвари­тельного изучения конкретных видов производства, ибо цвет дол­жен использоваться функционально, а не в отрыве от реальной рабочей ситуации. Конструктивный опыт использования цвета в дизайне предметов потребления, производственных интерьеров, машин и оборудования накоплен и отечественными художника­ми-конструкторами, эргономистами, использовавшими светоцветовые решения как средство информации, как фактор психоло­гического комфорта рабочего в труде и как средство композиции (Зинченко В. П., Мунипов В.М.). Насколько эффективно приме­нение функциональной окраски на предприятиях? По данным А. А. Перроте, на одном из шотландских заводов по производству элементов для кислотных батарей в начале 60-х гг. XX в. после спе­циальной окраски производственных помещений и оборудования выработка работниц возросла за год на 18 %. На английской обув­ной фабрике «Райт Шоу К°» окраска стен и оборудования в светлые тона улучшила условия восприятия заготовок обуви, и в результате выработка выросла на 14 %.

Функциональная музыка.Этот прием стал широко применять­ся на производстве в США, Канаде, странах Западной Европы в 50 —60-х гг. XX в. Появились специалисты-консультанты в этой области. Эмпирически установлено, что музыка может воздействовать не только на эмоции работников, но и на состояние цент­ральной нервной системы, причем это воздействие может быть стимулирующим, мобилизующим или помогающим снять напря­жение, расслабиться и отдохнуть. В зависимости от особенностей трудовой деятельности в разные периоды рабочей смены использование музыки преследует особые цели: 1) в начале рабочего дня применяется «музыка вхождения в работу» — марши; такая музыка начинается за 10— 15 минут до начала рабочей смены, а также через 5— 10 минут после окончания работы; 2) для снижения утомления за 1 час до конца первой и второй половины смены — «стимулирующая работоспособность музыка», мелодичная, с четким ритмом; 3) «музыка во время обеденного перерыва» — легкая, песенная мелодия. По содержанию музыка должна нра­виться большинству работников, мелодии следует ежедневно об­новлять, так как стимулирующий эффект музыки снижается по мере привыкания. Консультанты по функциональной музыке фор­мируют блоки мелодий для разных периодов рабочей смены, которые могут чередоваться несколько раз в месяц. Музыка рабочего периода не должна отвлекать от работы, поэтому она не должна слишком сильно захватывать эмоции слушателей: ее следует «слы­шать», но не «слушать». Слишком выраженный интерес к музыке может привести к падению продуктивности труда, к росту числа ошибок, к браку и травматизму. Музыка не должна вызывать раз­дражение у рабочих. Консультанты по функциональной музыке для производства проводят предварительное обследование типа производства, учитывают возраст, уровень образования, культур­ные запросы персонала. Они принимают во внимание уровень и качественные особенности шума в производственных помещени­ях, а также степень загрузки сознательного контроля работников. Установлено, что для видов труда, требующих восприятия слуховой информации, использующих активное речевое общение и связанных с интенсивными умственными процессами, функцио­нальная музыка может быть вредной. Если в цехе уровень шума 8O — 90 децибелл или имеется интенсивный импульсный шум, музыка не применяется. Функциональная музыка подбирается по темпу и ритму: ритм музыки рабочих периодов должен по возможности приближаться к ритму трудовых движений. Во время работы используются инструментальные мелодии, песенные и хоровые про­изведения не рекомендуются, так как могут отвлекать людей от работы. Негативное влияние оказывают также мелодии слишком громкого звучания, способные привести к увеличению нервного напряжения и утомления. Если трудовые процессы достаточно раз­нообразны, музыка предлагается в форме коротких программ по 10—15 минут; если работа монотонная, длительность музыкальных сеансов увеличивается до 30 — 45 минут. Установлено, что об­щая продолжительность музыки во время работы не должна пре­вышать 2 — 2,5 часов за смену, непрерывная музыка в течение всей рабочей смены оказывает несомненный вред работоспособности персонала, так как усиливает утомление. Поддерживающие рабо­тоспособность музыкальные воздействия стараются применять в моменты, когда у большинства работников проявляется утомле­ние — после трех часов непрерывного труда. Поскольку в разных видах труда утомление развивается быстрее или медленнее, психо­логи исследуют кривую продуктивности работников и устанавли­вают, в какой период времени у большинства работников данной профессии снижается продуктивность, чтобы именно этот период оказался объектом воздействия.

Какова эффективность использования функциональной музы­ки? Исследования американских специалистов 50-х гг. XX в., ох­ватившие несколько предприятий в течение трех месяцев, проде­монстрировали, что функциональная музыка, организованная в соответствии с правилами ее грамотного использования, позво­ляет повысить продуктивность труда на 4—25 %, при этом сред­ний прирост выработки в дневные смены — 7%, в ночные — 17% (Перроте А.А., 1967).

Методы нервно-мышечной релаксации, самогипноз и внушение. Данная группа методов используется для формирования состоя­ния повышенной работоспособности, а также для снятия стрес­совых реакций и содействия быстрому преодолению состояния утомления. Методы основаны на свойствах особого состояния нервно-мышечной релаксации. Научившись осознанно вводить себя, свои органы и части тела в это состояние, человек может обезбо­ливать отдельные части тела, управлять сном (засыпать по самоприказу), улучшать функции внимания, памяти. Применение дан­ных методов в работе со спортсменами высшей квалификации демонстрируется Р. М. Загайновым, отразившим свой более чем 30-летний опыт работы психологом в книге «Проклятие профес­сии» (2001). Технологии разновидностей этой группы методов пред­ставлены в работе А.Б.Леоновой и А.С.Кузнецовой (1993). Л. К.Хамбергер и М. Лоор (1995) предлагают обучающие програм­мы формирования навыков контроля и регуляции стрессовых со­стояний.

Такого рода тренинговая работа может достичь высокой эф­фективности, если обучение будет построено на основе предва­рительного обследования клиентов и установления индивидуального типа их психической саморегуляции. Л. Г. Дикая и В. И. Щедров (1999) установили четыре типа такого рода стилей: «гармо­ничный», «накопительный», «затратный» и «экономный» — на основе диагностики свойств энергетического, психодинамичес­кого и психологического уровней индивидуальной структуры са­морегуляции. Теоретической основой их исследований послужи­ли: концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, концепция индивидуального стиля деятельности Е. А. Климова, идеи Г. Айзенка о свойствах экстраверсии/интроверсии, нейротизма и М. Люшера об эрготропном или трофотропном типе реа­гирования личности, а также учение о психической вариабельно­сти О. Микшика. Л. Г. Дикая и В.И.Щедров смогли выделить эф­фективные типы саморегуляции, которыми чаще обладают эрготропные экстраверты и интроверты (гармоничный и накопитель­ный типы), и типы саморегуляции чаще низкоэффективные (зат­ратный и экономный). Представители гармоничного стиля саморегуляции обладают большим запасом энергии, хорошим здоровь­ем, быстро восстанавливают силы после утомления, стресса; это чаще экстраверты с чертами эрготропности (положительными, стеничными эмоциями).

Представители накопительного стиля саморегуляции (интровер­ты с чертами эрготропности) обладают большими энергетически­ми ресурсами, но относительно низкой активностью. Они склонны к сильным переживаниям и способны к отдельным действиям и поступкам, требующим сильных эмоций без ущерба для работоспо­собности. Представители затратного и экономного стиля саморегуля­ции (соответственно экстраверты и интроверты с чертами трофотропности) обладают низкими энергетическими ресурсами, плохо соотносят задачи и свои возможности. В стрессовых ситуациях у них быстро развиваются утомление, истощение, депрессия. Они отлича­ются тем, что чаще страдают хроническими заболеваниями, чаще не справляются со своим настроением, не владеют способами улучше­ния своего функционального состояния. Это люди с высоким уров­нем ситуативной и личностной тревожности, для них типичны в большей мере ошибки, снижение внимания в условиях монотонии. Именно такие люди нуждаются в помощи психологов. Индивидуа­лизированные обучающие программы по освоению эффективных стилей саморегуляции могут быть полезны оптантам, студентам вузов и колледжей, адаптантам, впервые входящим в самостоятельную профессиональную жизнь, интерналам, сталкивающимся с труд­ными, стрессовыми профессиональными ситуациями.

В последние годы в зарубежных работах по психологии труда, индустриальной и организационной психологии получили распространение формы консультативного и тренингового воздей­ствия психологов на персонал производственных организаций, которые объединяются под названием «наставничество» или «коучинга», от англ. coach — репетитор, тренер, инструктор» (Парслоу Э., Рэй М., 2003). В этих программах задачи обучения навыкам саморегуляции, эффективным формам поведения в стрессовых условиях включены в обширные обучающие программы содей­ствия личностному развитию клиентов, самопониманию, програм­мы управления собственной мотивацией, развития уверенности и себе, преодоления личностных и профессиональных кризисов, содействия карьерному росту и пр. Консультанты-коучеры не зат­рагивают проблемы клинической психологии или вопросы, тре­бующие глубокого анализа личности клиента, типичные для немедицинской психотерапии. Коучинг ориентирован на помощь и профессиональной, социальной и личностной адаптации клиен­тов в труде, в производственных организациях с учетом конкрет­ных особенностей профессии и типа организации, в которой ра­ботает клиент (Видль К.X., Грейф 3., 2002).

Наши рекомендации