Теории единства профессионального и жизненного личностного
самоопределения
Концепция профессионального развития Д. Сьюпера. Д. Сьюпер известен своим многолетним изучением профессиональных карьер. Под его руководством был осуществлен исследовательский проект мониторинга профессионального развития 200 старшеклассников (подобранных по сходным показателям уровня интел-пскта и социальным семейным условиям жизни). Старшеклассники были всесторонне психологически обследованы и затем в течение 20 лет (с 1951 по 1971 г.) прослеживалась их судьба, устанавливались связи между успехами в их профессиональном развитии и данными первоначального психологического обследования (Михайлов И.В., 1975). Ученый связал профессиональное развитие человека с личностной зрелостью, формированием и реализацией его «Я-концепции». То, кем становится человек, зависит не только от внешних обстоятельств, но и от самого человека. Оказалось, что профессиональная зрелость школьников проявляется по показателям их информированности о путях подготовки к выбранной профессии, по степени соответствия склонностей и способностей, по осведомленности о длительности рабочего дня. Прогностически ценными стали сведения о выраженности интереса к профессии, наличии профессионального опыта и степени экономической самостоятельности подростка. Д. Сьюпер показал, что профессиональная зрелость личности старшеклассника влияет на удовлетворенность его будущей карьерой, уровень будущих профессиональных достижений, профессиональную самооценку. Он предложил рассматривать профессионализацию личности не как одномоментный акт установления соответствия требований профессии и индивидуальных свойств человека, а как длительный процесс развития, существенно зависящий от субъектных факторов, а не только от внешних обстоятельств. Модель последовательных стадий профессионального развития личности Д. Сьюпера отражает в большей мере вариант продвижения в рамках выбранной профессиональной области. Важное значение имеет его тезис о том, что профессиональным развитием можно управлять через влияние на «Я-концепцию», сознание и самосознание личности. Удовлетворенность профессией зависит от того, в каком мере человек может реализовать свои способности, интересы, личностные свойства в профессии. К концу жизни ученый разработал модели карьеры, в которых человек оказывается последовательно в разных (или сразу в нескольких) ролях — ребенка, учащегося, неопределившегося гражданина, профессионального работника, домохозяина (старшего члена семьи), человека, поддерживающего ранее достигнутый уровень.
Исследование взаимосвязи профессионального и личностного жизненного самоопределения в отечественной психологии.В последние годы все большее число психологов связывают процессы профессионального самоопределения с выбором образа жизни, личностным самоопределением. Действительно, выбирая профессию, человек планирует способ существования, соответствие своего будущего статуса, образа жизни предпочитаемым смысложизненным ценностям, соотносит свое прошлое, настоящее и будущее в рамках единой каузально опосредованной развивающейся духовной целостности своего Я (Головаха Е. И., 1988; Абульханова-Славская К.А., 1991; Психологическое..., 1998; Гинзбург М.Р., 1994; Пряжников Н. С, 1996 и др.). В русле данного подхода выполнены исследования Е. А. Климова, а также работы его учеников, посвященные формированию профессионального сознания и самосознания у представителей разнотипных профессий (Климов Е.А., 1995; Овсянникова В. В., 1982; Миронова Т.Д., 1999). Составляющие профессионального сознания и самосознания как основа профессиональной идентификации личности, ядро ее профессиональной «Я-концепции» выполняют функцию регулятора профессионального поведения, отражают эмоциональные и когнитивные компоненты профессионального опыта субъекта труда, степень вовлеченности его в профессию, отношение к профессии, от которых, в свою очередь, зависит дальнейший процесс профессионализации.
Профессиональный труд приобретает определенный смысл для личности в зависимости от выбранной общей жизненной стратегии (Дружинин В.Н., 2000). Дружинин выделил семь основных вариантов жизни — жизненных стилей: «жизнь как предисловие»; «жизнь как творчество»; «жизнь как достижение»; «жизнь по правилам»; «жизнь как сон»; «жизнь — трата времени»; «жизнь — против жизни». Обозначенные В.Н.Дружининым типы жизненных стилей-стратегий не являются исчерпывающими, человек в течение своей жизни может совершенствоваться или деградировать, меняя выбранную ранее стратегию, возможно, что существуют некие смешанные варианты стилей жизни. Обозначенные варианты жизни представляют собой системообразующие формы, которые могут быть наполнены разными конкретными видами профессионального продвижения, вариантами карьеры, которые при всем своем многообразии могут иметь сходство, заданное идеальными субъективными моделями потребного будущего. Выявить своеобразие контуров субъективной смысложизненной стратегии клиента можно с помощью психобиографических методов, методов каузометрии (Кроник А., Ахмеров Р., 2003).
Однако только диагностики, простой констатации сложившейся системы личностных ценностей клиента недостаточно. Психологу-консультанту необходимо выработать и свой «личный кодекс» этических заповедей, который может стать моральной основой в осуществлении коррекционных, воспитательных воздействий. В качестве такой опоры можно использовать «заповеди» Е. А. Климова:
1.Прилагая свои душевные и физические силы, мы не тратим, а развиваем и совершенствуем их. (Живые организмы возникли и сложились
не для покоя, а для активности и развития.)
2.Жизнь без любимого дела — бессмыслица.
«Смысл существования», «смысл жизни» — это такое состояние человека, когда у него есть образ желаемого будущего... Это значит, что в сознании есть жизненная перспектива... Сознание и ум человека развились как средство ориентировки в будущем — «чтобы светить ему под ноги» и по возможности дальше. Представления о прошлом должны стоить на службе будущего. Но образ желаемого будущего должен быть неразрывно связан с представлением о любимых трудовых занятиях.
3.Стремление человека должно быть направлено не на достижение
удовольствия, а на предмет и продукт полезной деятельности. Удовольствие ускользает, если становится целью активности. Его надо рассматривать как само собой возникающее сопровождение активной и полезной деятельности.
4.Счастье надо видеть не в конкретных предметах и не в состоянии
успокоенности души, а в процессе успешной деятельности, в борьбе за
нечто хорошее и лучшее.
5.Счастье не в покое и в благодушии, а в напряженной и успешной
борьбе совместно с другими за достижение все новых целей.
6.Неправда, что человек лучше всего старается для себя. Человек начинается с того, что он становится способным стараться для другого
человека, ради народа, общества.
7.Построение, поиск, уточнение смысла моего дальнейшего существования в каждый данный момент — это решение творческих задач.
Это интересно.
8.Всегда должны быть запасные проекты профессиональных жизненных
путей, запасные варианты выбора. Жизненные профессиональные планы
не должны быть «неприкосновенными», их надо совершенствовать.
9.Это предрассудок, часто пересказываемый как нечто должное: дескать, важно выбрать профессию «одну на всю жизнь». Дружбу, любовь к людям, следование гуманистическим принципам — да, важно нести через всю жизнь; но эту моральную норму никак нельзя распространять ни то, что называют занятиями, профессиями. Одни профессии устаревают, другие появляются; они объединяются, разделяются. И было бы неоправданной оплошностью давать «клятву верности» какому-то непременно одному делу... Из сказанного не следует, что непременно надо бродить всю жизнь по миру занятий. Есть и более или менее «вечные» профессии всегда надо будет кормить людей, лечить, обувать-одевать, строить жилье, учить и воспитывать детей, упорядочивать социальные процессы, руководить обществом. Но и здесь содержание труда постоянно обновляется — одно дело готовить пищу на костре, поддерживаемом в пещере, другое — в агрегате с токами сверхвысокой частоты.
10.Занимаясь каким-либо делом «здесь и сейчас» важно уметь мобилизовать себя на полную отдачу сил. Отдача здесь обязательно оборачивается обретением: наши способности — как умственные, так и физические, как общие, так и специальные — развиваются только в напряженной деятельности» (Климов Е.А., 1996, с. 130—133).