Теории единства профессионального и жизненного личностного

самоопределения

Концепция профессионального развития Д. Сьюпера. Д. Сьюпер известен своим многолетним изучением профессиональных карь­ер. Под его руководством был осуществлен исследовательский проект мониторинга профессионального развития 200 старше­классников (подобранных по сходным показателям уровня интел-пскта и социальным семейным условиям жизни). Старшеклассники были всесторонне психологически обследованы и затем в течение 20 лет (с 1951 по 1971 г.) прослеживалась их судьба, устанавливались связи между успехами в их профессиональном развитии и данными первоначального психологического обследования (Ми­хайлов И.В., 1975). Ученый связал профессиональное развитие человека с личностной зрелостью, формированием и реализаци­ей его «Я-концепции». То, кем становится человек, зависит не только от внешних обстоятельств, но и от самого человека. Оказалось, что профессиональная зрелость школьников проявляется по показателям их информированности о путях подготовки к вы­бранной профессии, по степени соответствия склонностей и спо­собностей, по осведомленности о длительности рабочего дня. Прогностически ценными стали сведения о выраженности инте­реса к профессии, наличии профессионального опыта и степени экономической самостоятельности подростка. Д. Сьюпер показал, что профессиональная зрелость личности старшеклассника влия­ет на удовлетворенность его будущей карьерой, уровень будущих профессиональных достижений, профессиональную самооценку. Он предложил рассматривать профессионализацию личности не Теории единства профессионального и жизненного личностного - student2.ru как одномоментный акт установления соответствия требований профессии и индивидуальных свойств человека, а как длитель­ный процесс развития, существенно зависящий от субъектных факторов, а не только от внешних обстоятельств. Модель последовательных стадий профессионального развития личности Д. Сьюпера отражает в большей мере вариант продвижения в рамках вы­бранной профессиональной области. Важное значение имеет его тезис о том, что профессиональным развитием можно управлять через влияние на «Я-концепцию», сознание и самосознание личности. Удовлетворенность профессией зависит от того, в каком мере человек может реализовать свои способности, интересы, личностные свойства в профессии. К концу жизни ученый разработал модели карьеры, в которых человек оказывается последовательно в разных (или сразу в нескольких) ролях — ребенка, уча­щегося, неопределившегося гражданина, профессионального работника, домохозяина (старшего члена семьи), человека, под­держивающего ранее достигнутый уровень.

Исследование взаимосвязи профессионального и личностного жизненного самоопределения в отечественной психологии.В последние годы все большее число психологов связывают процессы профессионального самоопределения с выбором образа жизни, личностным самоопределением. Действительно, выбирая профессию, человек планирует способ существования, соответствие своего будущего статуса, образа жизни предпочитаемым смысложизненным ценностям, соотносит свое прошлое, настоящее и будущее в рамках единой каузально опосредованной развивающейся духов­ной целостности своего Я (Головаха Е. И., 1988; Абульханова-Славская К.А., 1991; Психологическое..., 1998; Гинзбург М.Р., 1994; Пряжников Н. С, 1996 и др.). В русле данного подхода выполнены исследования Е. А. Климова, а также работы его учеников, посвя­щенные формированию профессионального сознания и самосоз­нания у представителей разнотипных профессий (Климов Е.А., 1995; Овсянникова В. В., 1982; Миронова Т.Д., 1999). Составляю­щие профессионального сознания и самосознания как основа профессиональной идентификации личности, ядро ее професси­ональной «Я-концепции» выполняют функцию регулятора про­фессионального поведения, отражают эмоциональные и когни­тивные компоненты профессионального опыта субъекта труда, сте­пень вовлеченности его в профессию, отношение к профессии, от которых, в свою очередь, зависит дальнейший процесс про­фессионализации.

Профессиональный труд приобретает определенный смысл для личности в зависимости от выбранной общей жизненной страте­гии (Дружинин В.Н., 2000). Дружинин выделил семь основных вариантов жизни — жизненных стилей: «жизнь как предисловие»; «жизнь как творчество»; «жизнь как достижение»; «жизнь по правилам»; «жизнь как сон»; «жизнь — трата времени»; «жизнь — против жизни». Обозначенные В.Н.Дружининым типы жизнен­ных стилей-стратегий не являются исчерпывающими, человек в течение своей жизни может совершенствоваться или деградировать, меняя выбранную ранее стратегию, возможно, что существуют некие смешанные варианты стилей жизни. Обозначенные варианты жизни представляют собой системообразующие формы, которые могут быть наполнены разными конкретными видами профессионального продвижения, вариантами карьеры, которые при всем своем многообразии могут иметь сходство, заданное идеаль­ными субъективными моделями потребного будущего. Выявить своеобразие контуров субъективной смысложизненной стратегии клиента можно с помощью психобиографических методов, методов каузометрии (Кроник А., Ахмеров Р., 2003).

Однако только диагностики, простой констатации сложившей­ся системы личностных ценностей клиента недостаточно. Психоло­гу-консультанту необходимо выработать и свой «личный кодекс» этических заповедей, который может стать моральной основой в осуществлении коррекционных, воспитательных воздействий. В ка­честве такой опоры можно использовать «заповеди» Е. А. Климова:

1.Прилагая свои душевные и физические силы, мы не тратим, а раз­виваем и совершенствуем их. (Живые организмы возникли и сложились
не для покоя, а для активности и развития.)

2.Жизнь без любимого дела — бессмыслица.

«Смысл существования», «смысл жизни» — это такое состояние че­ловека, когда у него есть образ желаемого будущего... Это значит, что в сознании есть жизненная перспектива... Сознание и ум человека разви­лись как средство ориентировки в будущем — «чтобы светить ему под ноги» и по возможности дальше. Представления о прошлом должны сто­ить на службе будущего. Но образ желаемого будущего должен быть не­разрывно связан с представлением о любимых трудовых занятиях.

3.Стремление человека должно быть направлено не на достижение
удовольствия, а на предмет и продукт полезной деятельности. Удоволь­ствие ускользает, если становится целью активности. Его надо рассмат­ривать как само собой возникающее сопровождение активной и полез­ной деятельности.

4.Счастье надо видеть не в конкретных предметах и не в состоянии
успокоенности души, а в процессе успешной деятельности, в борьбе за
нечто хорошее и лучшее.

5.Счастье не в покое и в благодушии, а в напряженной и успешной
борьбе совместно с другими за достижение все новых целей.

6.Неправда, что человек лучше всего старается для себя. Человек начинается с того, что он становится способным стараться для другого
человека, ради народа, общества.

7.Построение, поиск, уточнение смысла моего дальнейшего суще­ствования в каждый данный момент — это решение творческих задач.
Это интересно.

8.Всегда должны быть запасные проекты профессиональных жизненных
путей, запасные варианты выбора. Жизненные профессиональные планы
не должны быть «неприкосновенными», их надо совершенствовать.

9.Это предрассудок, часто пересказываемый как нечто должное: дескать, важно выбрать профессию «одну на всю жизнь». Дружбу, любовь к людям, следование гуманистическим принципам — да, важно нести че­рез всю жизнь; но эту моральную норму никак нельзя распространять ни то, что называют занятиями, профессиями. Одни профессии устарева­ют, другие появляются; они объединяются, разделяются. И было бы нео­правданной оплошностью давать «клятву верности» какому-то непременно одному делу... Из сказанного не следует, что непременно надо бродить всю жизнь по миру занятий. Есть и более или менее «вечные» профессии всегда надо будет кормить людей, лечить, обувать-одевать, строить жилье, учить и воспитывать детей, упорядочивать социальные процессы, руководить обществом. Но и здесь содержание труда постоянно обновляется — одно дело готовить пищу на костре, поддерживаемом в пещере, другое — в агрегате с токами сверхвысокой частоты.

10.Занимаясь каким-либо делом «здесь и сейчас» важно уметь мобилизовать себя на полную отдачу сил. Отдача здесь обязательно оборачивается обретением: наши способности — как умственные, так и физические, как общие, так и специальные — развиваются только в напряженной деятельности» (Климов Е.А., 1996, с. 130—133).

Наши рекомендации