Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии
Особенно ярко поведенческие проявления кризиса опустошенности представлены в социономических видах труда, где работнику приходится много взаимодействовать с людьми в условиях навязанного общения. Этот негативный феномен был назван эмоциональным выгоранием (Орел В.Е., 2001). Данный феномен включает три составляющие: 1) эмоциональную истощенность; 2) деперсонализацию (цинизм); 3) редукцию профессиональных достижений (ощущение своей неуспешности).
Деперсонализацию можно рассматривать не только как негативное проявление, но и как форму профессиональной защитной стратегии общения, при которой партнер по общению лишается в глазах субъекта труда качеств живой личности; на его выходки, грубость субъект труда не реагирует, избирательно выделяя лишь профессионально значимые компоненты взаимодействия.
Н.А. Вигдорчик (1934), к примеру, относил феномены деперсонализации, ярко проявлявшиеся в профессиях продавцов, телефонисток, артистов, педагогов, руководителей, к формам волевой компенсации нарушенных функций, связанных с эмоционально-волевой регуляцией поведения, эмоциональным истощением. Он отметил специфическую особенность приспособления работников к требованиям профессий сохранять во время работы эмоциональную устойчивость: эти люди благодаря деперсонализации объектов взаимодействия и волевых усилий, направленных на самоконтроль своего поведения, могут в течение рабочего дня подавить в себе психическую неустойчивость, нервозность, часто отличаясь раздражительностью и обидчивостью в домашнем быту. Психологи могут помочь профессионалам избежать «выгорания», они советуют реалистичнее относиться к жизни и профессии, отделить свою личную жизнь от работы и развивать интересы, не связанные с работой.
Спорным в концепции американских психологов остается понимание симптома деперсонализации в синдроме «выгорания». Если деперсонализация понимается не как психопатологический признак дезадаптации личности, а как защитная форма профессионального общения, как способность эмоционально отстраниться от профессиональной ситуации, выполняя свою роль, и при этом нет проявлений агрессии и цинизма по отношению к объекту труда (клиенту, пациенту), то выраженность этого симптома может быть не связана с интенсивностью всего синдрома «выгорания».
Подобный подход реализован в работе польского психолога Т. И. Ронгинской (2002), не обнаружившей выраженных признаков деперсонализации у лиц с острыми симптомами эмоционального истощения и редукции профессиональных достижений.
В этой связи требует уточнения и тезис о быстроте развития синдрома «выгорания». Так, в работах C.Maslach показано, что социальные работники «выгорают» через 2 — 4 года, а средний медперсонал в психиатрических клиниках — уже через 1,5 года (цит. по: Орел В. Е., 2001).
Остается не ясным вес компонентов синдрома. Если данное суждение построено на ведущей роли выраженности деперсонализации, то интерпретация проявлений эмоциональной отстраненности у работников от проблем пациентов и их личностных переживаний может быть понята как экономная профессиональная позиция, защитная личностная установка, оберегающая от эмоционального истощения и позволяющая эффективно выполнять обязанности в течение длительного времени. Для психологии труда проблема вариантов профессионального развития, изучение типов и способов приспособительного поведения личности в труде остаются слабо исследованными и дискуссионными.
Психолог Гарвардского университета Вайллент (Vaillant) провел лонгитюдное исследование развития личности в период зрелости с целью выявления признаков, способов и стратегий такого поведения, которое ведет к успеху (или неудачам) в профессиональной деятельности и получило название «Grant Study» (Крайг Г., 2000).
Оказалось, что успеха в самостоятельной профессиональной деятельности добиваются личности, обладающие практичностью, организованностью, цельностью.
Были также выделены типичные виды приспособительного поведения (копинг-поведения) в период взрослости и защитные механизмы, помогающие в преодолении трудностей, в частности, механизмы вытеснения, проекции и сублимации, и не являющиеся признаками болезненного, невротического состояния личности, как это понималось З.Фрейдом, впервые описавшим эти формы защиты личности.
Вытеснение проявляется в забывании сведений, вызывающих негативные эмоции, переживания; проекция — перенос на другого человека черт личности, мотивов, свойств, присущих субъекту.
Особо отмечена полезная роль сублимации — стратегии копинг-поведения, при которой происходит переориентация человеком излишней энергии и социально неприемлемых влечений на социально одобряемые формы деятельности. Вайллент особо подчеркивал конструктивную роль этих механизмов, состоящую в том, что они позволяют контролировать эмоции, регулируют биологические влечения, позволяют корректировать образ Я в условиях жизненных и профессиональных перемен, помогают справляться с конфликтами и моральными внутриличностными проблемами.
В этой связи сами термины «трудоголизм», «трудоголик» рассматриваются двояко. Трудоголики — люди, для которых труд стал преобладающей формой жизненной активности при ущербности других мотивов и потребностей.
Канадский психолог Барбара Киллинджер в книге «Трудоголики, респектабельные наркоманы» приводит примеры одержимости людей работой, как главным средством достижения признания и успеха в жизни, которые при этом порождают конфликты, проявляют жестокость в общении с коллегами, да и продуктивность их труда на самом деле оказывается не самой высокой (цит. по: Зеер Э.Ф., 1994).
Однако встречаются трудоголики, сохраняющие доброжелательное и критичное отношение к людям и вполне успешные в работе. Таким образом, неправильным было бы считать всех людей, сублимирующих свои потребности в труде, людьми не вполне здоровыми и опасными для общества.