Методы классификации профессий

Казалось бы, создать классификацию профессий несложно, важно выбрать критерий — классификационный признак и эмпирически применить его. На деле эта задача очень непростая. Во-первых, потому, что многие профессии изучены недостаточно, во-вторых, потому, что признаки профессий редко формализованы и поддаются точному выявлению, мало количественных мер оценки классификационных признаков. Создать истинную классификацию, в которой строго выдерживается выбранный принцип, сложно, и поэтому чаще ограничиваются схемами, в которых профессии объединены не по одному, а по нескольким признакам. Наряду с рационально-логическим подходом к классификации профессий существуют подходы эмпирические, построенные на статистических процедурах сравнения: факторный анализ, кластерный анализ, метод распознавания образов, .таксономический анализ.

Так, американский психолог Е. Мак-Кормик с группой сотрудников в 1957 г. применил факторный анализ для выделения типичных профессиональных требований по отношению к массиву профессий из 4000 наименований. Каждая профессия оценивалась экспертами по 44 признакам. При этом применялись балльные оценки от 2 до 9 градаций. В итоге были вычислены коэффициенты корреляции между всеми показателями профессиональной деятельности и проведен факторный анализ, позволивший выделить семь таких факторов профессиональных требований:

образование, профессиональная подготовка, умственное развитие;

способность к точным, прецизионным оценкам;

быстрота и ловкость;

эстетическое восприятие;

способность к ручному труду;

коммуникабельность;

тяжесть труда (степень требуемых мускульных затрат).

Далее были определены значения факторных весов и с помощью ЭВМ найдены комбинации (паттерны) профессиональных требований. Получено 115 паттернов, из которых 33 основных паттерна включили 88 % обследованных профессий (McCormick Е. I, 1957; цит. по: Кулагин Б. В., 1984).

В основе таксономического анализа лежит возможность количественной оценки меры сходства—различия сравниваемых массовых объектов. Известный специалист в области американской индустриальной психологии Е. Мак-Кормик (1976) предложил коэффициент меры сходства профессий CCS, отражающий степень совпадения элементов задач (действий) двух сравниваемых профессий.

CCS = Jd: (Jd + Unl + Un2),

где Jd — число совпадающих заданий; Unl— число заданий, присущих только первой профессии; Un2 — число заданий, присущих только второй профессии.

CCS изменяется от 0 до 1. CCS = 0 означает отсутствие каких-либо общих заданий в двух сравниваемых профессиях; приближение CCS к «1» свидетельствует об увеличении числа общих компонентов и уменьшении числа отличающихся компонентов.

На основе таксономического анализа составлены классификации гностических (Гаврилов В.Е., 1975) и социономических профессий (Каверина Р. Д., 1978). Вариантом таксономического анализа можно считать и кластерный анализ.

Кластерный анализ был использован И. А. Васильевой (2003), например, для группировки массива профессий гуманитарных факультетов МГУ. Исходный массив описаний профессий, составленных в целях информирования о профессиях абитуриентов и студентов младших курсов (98 наименований по 12 факультетам МГУ), был подвергнут экспертной оценке по 49 признакам формулы профессии из программы В. В. Гусейновой-Пчелиновой. Наличие каждого из 49 признаков отображалось в формуле профессии цифрой 1, отсутствие — цифрой 0. Подготовленная матрица из 49 столбцов (признаков профессий) и 98 строк (наименований профессий) подвергалась кластерному анализу в рамках каждой из 10 подгрупп признаков. Кластерный анализ помог уменьшить размерность массива данных.

Таблица 5. Результаты кластерного анализа описаний профессий гуманитарных факультетов МГУ по критерию предмета труда

№ кластера Представленность признаков предмета труда в описании профессии Форма кодирования признаков в матрице ПТЧЗХ Число профессий кластера % профессий от общего массива
Ч,З 0 0 110 53,1
ч, з, х 0 0 111 30,6
П, Ч, 3 10 110 5,1
Т, Ч, 3, X 0 1111 4,1
0 0 0 10 4,1
п, т, ч, з 2,0
п, т, ч, з, х 1,0
    Итого

Так, например, по критерию «предмет труда» получено семь кластеров (табл. 5):

Ч, 3 — профессии, в которых предмет труда имеет отношение к социальным и знаковым системам. К этому кластеру относится, в частности, большинство юридических и экономических специализаций;

Ч, 3, X — кластер профессий, в которых предмет труда отражает социономические знаковые и артономические системы, объекты, знания. Среди профессий этого кластера: менеджер в сфере культуры, специалист в области классической филологии, историк-востоковед, археолог, философ, специалист в области эстетики и др.

К кластеру профессий, предметное содержание которых связано с биологическими, знаковыми и социономическими системами (П, Ч, 3), относятся: клинический психолог; психолог, специализирующийся в области психофизиологии, юрист в области экологического права.

В кластер профессий, предметное содержание которых не выходит за границы знаковых систем (3), попали: лингвист, философ-логик; специалист в области философии и методологии науки; экономист, специализирующийся в области математических методов анализа экономики.

Кластер, в котором представлены разносторонние признаки (Ч, Т, X, 3), включает следующие профессии: дизайнер средств массовой информации и коммуникации; журналист-фотограф; журналист, специализирующийся в области периодических изданий в сети Интернет; тележурналист.

Кластер, включающий все признаки (П, Т, Ч, 3, X), состоит из одной профессии — психолог, специализирующийся в области психологии труда и организационной психологии, ибо предметом исследования психолога труда могут быть профессии, относящиеся к самым разным областям жизни.

Модульный подход в профессиографии. Идея модульного подхода принадлежит петербургскому психологу В. Е. Гаврилову (1987). Суть подхода состоит в том, что для определенного массива профессий, ограниченного некими рамками (например, рабочих профессий, требующих обучения в профессионально-техническом училище города), можно составить относительно полный перечень модулей — типовых профессиональных задач. Каждая профессия в таком случае будет содержать некоторую совокупность модулей.

Что считать модулем? Задачи, которым приписывается роль модуля, должны:

быть важными для профессиональной деятельности либо часто и регулярно в ней встречаться;

быть типичными для охваченной сферы труда не только я настоящем, но и в ближайшем будущем развития этой сферы;

соответствовать уровню средней квалификации, на который ориентируется профессиональная школа и карьерное консультирование.

Психолог может охарактеризовать каждый из составленного перечня модуль, построив модель необходимых для его выполнения действий и указав соответствующие ПВК. Проделанная заранее работа такого рода может помочь в предварительной оценке психологической характеристики конкретной профессии (если удастся установить, какие модули входят в ее состав). Например, модуль «Обслуживание сложных технических систем» связан с такими психологическими требованиями к субъекту труда, как техническое мышление, долговременная память, пространственные представления. Следовательно, для профессий, в которых встречается данный модуль, для успеха в труде будут существенны указанные ПВК. К таким профессиям, в частности, относятся наладчик автоматических линий станков, механик по ремонту телерадиоаппаратуры и другие профессии (Дмитриева М.А., 2001, с. 12—23).

Наши рекомендации