Формирование позитивных качеств личности

(эмпатии, доверие к людям, доброты и т.д.)

Эмпатия — это «нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование)... сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым (Психологический словарь, 1997, с. 429).
Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во мя совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого, очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.
Хочется привести одну историю, придуманную 9-летним Андрюшей и его мамой после того, как они вместе прочитали книгу Погорельского «Черная курица».
Андрюша: Однажды Андрюша подрался в школе с первоклассником. Из носа текла кровь, болела нога.

Мама: А тут его еще отругала учительница Анна Николаевна и вызвала родителей в школу.

Андрюша: Андрюша рассердился на нее показал ей язык, после чего он сразу же убежал на улицу, прогуляв два последних урока.

Мама: Когда Андрюша пришел домой и мама спросила у него, как дела, он огрызнулся, громко хлопнул дверью в детскую комнату.

Андрюша: Через минуту из комнаты донесся пронзительный крик младшего брата, который тут же выскочил в коридор. Вслед за ним в коридор полетели теннисная ракетка, учебник по природоведению, плюшевый медведь и клюшка.

Мама: Андрюша еще долго кричал и плакал в своей комнате. Он был сердит на всех.

Андрюша: Особенно на Анну Николаевну, на маму, на брата. Это ведь из-за них он сейчас остался один.

Мама: Кулаки Андрюши сами сжимались от обиды и злости.

Андрюша: В животе стало горячо от горя. Андрюша наплакался и наконец затих. Андрюша открыл глаза и увидел, что он находится в тридевятом царстве, в пятизвездочном отеле. У его ног ласково плескалось море, весело играли дельфины. Андрюша полюбовался на них и отправился к бесплатным игровым автоматам.

Мама: Андрюша играл 5 часов подряд. Он уже собрался уходить, как вдруг увидел маленького худенького мальчика в очках и с заплаканным лицом.

Андрюша: Над малышом все смеялись, его дразнили и не подпускали к автоматам. Андрюша тоже хотел толкнуть его и подставить ножку. Но потом вдруг подошел к нему, взял за руку и подвел к самому интересному автомату, на котором играл 16—летний пацан.

Мама: Андрюша испугался его немножечко.

Андрюша: Но не подал вида и смело сказал верзиле: «Пусти и его поиграть, он же маленький. Очень странно, но парень его послушался. Весь день Андрюша заботился о малыше, помогал ему во всем.

Мама: К вечеру Андрюша был так доволен собой и своим поведением, что ему даже казалось, что он стал выше ростом.

Андрюша: Андрюша с гордостью смотрел на малыша. Щеки Андрюши раскраснелись от счастья, глаза блестели, сердце громко билось. Андрюша улыбался во весь рот, хоть завязочки пришивай.

Мама: Ему очень хотелось, чтобы его кто-то похвалил. Андрюша открыл глаза, увидел свою комнату, вспомнил беду, хотел было заплакать...
Андрюша: Но решил, что гораздо приятнее улыбаться, чем плакать, делать добро, а не зло.

Мама: Он тихонько выскользнул из комнаты, пришел на кухню. Мама сидела за столом и читала сказку братишке, который устроился
у нее на коленях.

Андрюша: Андрюша подошел к ним с обнял обоих и с волнением сказал: «Давай я вам сам почитаю...»

Мама: Весь вечер в доме был мир и покой.

Андрюша: Андрюша раз и навсегда понял: он очень нужен маме, брату. Его все любили. И оказывается, люди многие добрые, особенно если для них делать добро. «Хорошо, что я добрый», — думал Андрюша.
В процессе чтения желательно, чтобы родители беседовали с детьми о чувствах и эмоциях, которые будят в них те или иные действия героев
В результате одного из таких чтений у 10-летнего Дани возникла идея составить свой «Эмоциональный словарь». Он приводится ниже. В дальнейшем этот словарь стал основой для создания одноименной игры.

формирование позитивных качеств личности - student2.ru формирование позитивных качеств личности - student2.ru формирование позитивных качеств личности - student2.ru

формирование позитивных качеств личности - student2.ru формирование позитивных качеств личности - student2.ru

Эмоциональный словарь

Добрый — когда все добрые ко мне.

Расслабленный — когда сделал все задания.

Довольный — когда тебе разрешили зимой поиграть в футбол.

Притворяющийся — когда говоришь, что не играл в футбол, а сам играл.

Хитроумный— когда пошутил.

Самодовольный — когда твоя шутка понравилась собеседнику.

Радостно-приподнятый — подтянулся 7 раз.

Задумавший отомстить — когда обсмеяли твои ботинки.

Разлентяво-скучающий — на каникулах.

Ликующе восторженный — победил в олимпиаде.

Разобиженный — на себя, на других.

Взбешенный

учителем — выгнал с урока.

мамой — прогнала от компьютера.

братом — не взял с собой гулять.

Свирепый — когда на перемене подрался.

Свирепо-хитрый — когда проиграл, а ты решил отомстить.

Рассежено-возбужденный — когда перед тобой в буфете побывал твой враг и купил булочку, которую хотел купить ты, а она была одна.

Гордо возвышающийся над собой — когда заставлял себя бегать целый год по утрам.

Разъяренно-коварный — когда стащил что-то у брата, тем самым отомстив ему.

Возвышено-радостный когда сочинил свою песню и музыку.

Огорченно-раскаявшийся — когда за дело по- ругали родители.

Разобиженный — не приняли в игру.

Взбешенный — когда несправедливо наказали.

Подковыристый — когда кого-либо дразню.

Умильный — когда мама или папа гладят меня.

Неостановимо-жаждущий — когда чего- то очень хочется.

Ликующе-восхищенный — приехал на теплое море.

Довольно-подарковый — на день рождения или на Новый год.

Прелестно-снисходительный — когда делаю подарок маме, папе или кому-нибудь из семьи.

Гордый с достоинством — помог папе починить машину.
Печално-обреченный — когда заставляют делать уборку.

Наши рекомендации