Основные направления игр-занятий с детьми с ЗПР первого года жизни
Направления работы | От 0 до 2,5 месяцев | От 2,5 до 5 месяцев | От 5 до 9 месяцев | От9до12 месяцев |
Формирование восприятия предметов | Обучение детей сосредоточиваться на слуховом, зрительном, тактильном раздражителях, следить за передвигающимися предметами | Развитие умения прислушиваться к голосу взрослого, поворачивать голову к источнику звука. Развитие зрительных и слуховых дифференцировок | Продолжение работы над развитием зрительных, слуховых, тактильных дифференцировок. Обучение ребенка названию игрушки. Развитие понимания названий простых движений (ладушки, дай ручку, до свидания) | Развитие понимания речи взрослого. Увеличение количества названий окружающих предметов |
Формирование речи | Произнесение в процессе общения с младенцем протяжных гласных звуков (А, О, У) и слогов (АУ, УА) | Вызывание у младенца гуления и лепета за счет повторения произносимых им звуков | Вызывание ответных звуков и слогов. Подражание звукам, которые ребенок ранее производил. Стимулирование подражания ребенка звукам, которые произносит взрослый | Вызывание звукоподражания и обучение произносить первые слова (дай, мама, бах, биби и пр.) |
Формирование предмет-но-практи-ческих действий | Вкладывание малышу игрушку в руку | Развитие умения брать и удерживать игрушку, которую взрослый держит над грудью ребенка в разных положениях | Обучение ребенка выполнению простых действий с предметами по показу и словесной инструкции. Вызывание действия по просьбе взрослого, например покатать шарик | Обучение малышей новым действиям с предметами по показу и словесной инструкции- открывать, закрывать, втыкать предмет в отверстие и пр.; по словесной инструкции снимать кольца в пирамидке, укладывать куклу спать, катать машинку |
Развитие моторики | Обучение удерживать голову лежа на животе | Развитие подготовительных движений к ползанию, таких как: удерживание головы, переворачивание со спины на живот | Обучение ползанию. Побуждение вставать самостоятельно у барьера, переступать вдоль барьера | Обучение ходить, вначале с поддержкой за обе руки, затем без поддержки |
В основе предлагаемой системы коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР первого года жизни лежит принцип активного участия обратной афферентации в формировании компенсаторных механизмов психических функций, разработанный П. К. Анохиным. В связи с этим нами были подобраны специальные упражнения (Анохин, 1975).
Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни
Развитие сенсомоторной сферы ребенка на первом году жизни ее основное условие формирования восприятия окружающего мира.
Основная задача сенсомоторного развития — помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т. д.
Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.
Развитие зрительного восприятия
Упражнение 1. Развитие и укрепление моторики глаз и формирование координированных движений глаз и головы
Ребенок лежит в кроватке, перед ним располагается лицо взрослого (мать, отец). Затем взрослый перемещается перед глазами ребенка, ведя за собой его взор. При этом следит за тем, чтобы ребенок не потерял оптический объект (лицо) из поля своего зрения.
Упражнение 2. Развитие и усиление моторики глаз и головы.
У взрослого в руках яркая игрушка. Наклонившись к ребенку, он приподнимает его голову и по мере продвижения предъявляемого оптического объекта (игрушки) пассивно поворачивает голову ребенка в его сторону.
Упражнение 3 (для ребенка старше 7-10 дней)
Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60—70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой, равной 5—7 см, и частотой колебаний примерно два раза в секунду.
В дальнейшем перемещайте игрушку в горизонтальном и вертикальном направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20—30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5 м от ребенка, добиваясь парных движений глазных яблок. Некоторые дети лучше фиксируют взор на лице взрослого, чем
на игрушке.
Занятие проводится один-два раза в день и продолжается 1—2 минуты, повторяясь два раза подряд.
Упражнение 4
Повторить задание упражнения 3, но удерживая ребенка в вертикальном положении, на руках взрослого. Если ребенок плохо удерживает голову, то ее прислоняют к плечу взрослого. Когда ребенок удерживает голову, его тело устойчиво находится в вертикальном положении и он зафиксирует взор на игрушке, ее постепенно перемещают вверх, вниз, в сторону, по кругу. Тренировать ребенка можно в течение 10 секунд несколько раз в день.
Упражнение 5. Развитие зрительного сосредоточения (для ребенка одного месяца и старше)
Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку.
Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80—100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.)
Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается ему, агукает.
Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.
Многочисленные научные данные, как уже было показано, свидетельствуют о возможности выработки у детей первых дней и месяцев жизни тонких дифференцировок предметов разной формы, величины, цветовых тонов и оттенков. Обнаружено, что определенные виды изображений имеют для них большую привлекательность. Младенцы предпочитают смотреть на изображения, имеющие сложную форму, уделяют большее внимание изображениям изогнутых предметов, чем прямолинейных. Уже младенцев интересуют изменения размеров предметов и их перемещения в пространстве.
Упражнение 6. Развитие дифференцировок зрительного восприятия
Покажите месячному младенцу две картинки. На одной из них будет изображена черная полоса, а другая будет простым листом белой бумаги. Малыш будет дольше сосредоточиваться на картинке с полосой.
Упражнение 7.
Покажите малышу картинки с изображением двух одинаковых красных шаров и держите их в поле его зрения до тех пор, пока они не наскучат ему и он не начнет от них отворачиваться. Потом покажите картинку с красным шаром и красным кубиком.
Большинство малышей долго разглядывают кубик. Это означает, что малыш уже различает форму. С учетом этого факта необходимо чаще менять ему игрушки над кроваткой, перемещать их в пространстве.
Упражнение 8
Шестимесячному малышу сначала дать соску гладкую, затем шишковатую, а потом показать обе соски одновременно. Малыш дольше станет разглядывать ту соску, которую сосал.
Это указывает на то, что у младенца, в то время когда он сосет соску определенной формы, возникает ее образ, а потом он использует этот образ в зрительном поиске. Реакция на новизну и поисковая активность являются важными показателями психического развития младенца.
Упражнение 9
Один предмет помещается в поле зрения малыша в течение нескольких дней, пока он не становится для него «старым», привычным. Затем рядом со знакомым объектом помещается другой, отличающийся только одним свойством — формой. Если ребенок предпочитает рассматривать этот предмет, значит, он различает определенный признак, в данном случае форму.
Упражнение 10
Детям предлагаются объемные и плоские формы (куб-квадрат, шар-круг, конус-треугольник) по той же схеме, что представлена в упражнении 3.
Развитие слухового восприятия (для ребенка от 25 дней и старше)
Упражнение 1. Развитие зрительно-слуховых связей
Взрослый предъявляет ребенку игрушку, издающую негромкий, мягкий звук, и ребенок взором следит за ней. Проводится аналогично упражнению 1 раздела развития зрительного восприятия.
Упражнение 2
Используется небольшой колокольчик высотой 5—7 см.
Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2—3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60—70 см.
Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80— 100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны
Таким же образом перемещайте колокольчик влево.
Занятия проводятся 2—3 раза в день в течение трех-четырех дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1—2 раза в неделю.
Упражнение 3. Формирование слухового сосредоточения
Выберите время, когда малыш находится в эмоциональном отрицательном состоянии (плач). Взрослый наклоняется к нему, потряхивает погремушкой, привлекая его внимание. Упражнение проводится 3 раза в день, ежедневно, 1,5—2 минуты.
Упражнение 4. Формирование слуховых дифференцировок
Взрослый выбирает разные по звуку игрушки и предлагает их послушать (погремушки с нерезким звуком, постукивание игрушкой одна об другую, резкий звук пластмассового шара, звук мелодии и пр.). Упражнение проводится 3 раза в день по 1,5—2 минуты. Упражнение 5. Обучение ребенка локализации звука в пространстве
Ребенка обучают прислушиваться к голосу взрослого и отыскивать глазами говорящего взрослого, который находится вне поля его зрения.
Используя уже игрушки, детей также учат отыскивать взором звучащий предмет, расположенный на разном расстоянии и в различном направлении от ребенка.
Упражнение 6. Обучение восприятию различных интонаций голоса
Взрослый произносит отдельные звуки и слова разными интонациями, а малыш прислушивается и реагирует на них (веселый, нежный тон может вызвать у ребенка улыбку, смех, а сердитый, грубый — обиду и плач).
Упражнение 7. Формирование акустической установки у ребенка на звуки и голос взрослого
Ребенку предлагаются различные звуковые раздражители (погремушки, птички, которые различаются по высоте и силе звучания). Разговаривая с ребенком, взрослый меняет силу голоса от громкого до шепота, наблюдая за его сосредоточением.
Дети с выраженными психомоторными нарушениями затрудняются в повороте головы в сторону говорящего. Рекомендуется помогать им поворачивать голову.
Упражнение 8. Стимулирование произнесения доступных ребенку звуков
Ребенку демонстрируют ту или иную игрушку. Например, показ мишки сопровождается громким сердитым звуком «А» с глубокой артикуляцией этого звука, похожего на рычание. Напротив, показ ребенку куклы, которую укладывают спать, сопровождают звуком «А», но певучим, длительным, ласковым, а показ зайца с оторванным ухом — жалобным, монотонным звуком «А».
Это упражнение проводится ежедневно и способствует формированию подготовительного этапа развития речи у ребенка.