Основные направления игр-занятий с детьми с ЗПР первого года жизни

Направления работы От 0 до 2,5 месяцев От 2,5 до 5 месяцев От 5 до 9 месяцев От9до12 месяцев
Формирова­ние восприя­тия предме­тов Обучение де­тей сосредото­чиваться на слуховом, зрительном, тактильном раздражителях, следить за пе­редвигающи­мися предме­тами Развитие уме­ния прислу­шиваться к го­лосу взросло­го, поворачи­вать голову к источнику звука. Разви­тие зритель­ных и слухо­вых дифференцировок Продолжение работы над раз­витием зри­тельных, слу­ховых, тактиль­ных дифференцировок. Обу­чение ребенка названию иг­рушки. Разви­тие понимания названий простых движений (ладушки, дай ручку, до сви­дания) Развитие пони­мания речи взрослого. Уве­личение количе­ства названий окружающих предметов
Формирова­ние речи Произнесение в процессе об­щения с мла­денцем про­тяжных глас­ных звуков (А, О, У) и слогов (АУ, УА) Вызывание у младенца гу­ления и лепета за счет повто­рения произ­носимых им звуков Вызывание от­ветных звуков и слогов. Под­ражание зву­кам, которые ребенок ранее производил. Стимулирова­ние подража­ния ребенка звукам, кото­рые произно­сит взрослый Вызывание зву­коподражания и обучение произ­носить первые слова (дай, мама, бах, биби и пр.)
Формирова­ние предмет-но-практи-ческих дей­ствий Вкладывание малышу иг­рушку в руку Развитие уме­ния брать и удерживать игрушку, кото­рую взрослый держит над грудью ребен­ка в разных по­ложениях Обучение ре­бенка выполне­нию простых действий с предметами по показу и сло­весной инст­рукции. Вызы­вание действия по просьбе взрослого, на­пример пока­тать шарик Обучение малы­шей новым дей­ствиям с предме­тами по показу и словесной инст­рукции- откры­вать, закрывать, втыкать предмет в отверстие и пр.; по словес­ной инструкции снимать кольца в пирамидке, укла­дывать куклу спать, катать ма­шинку
Развитие мо­торики Обучение удерживать голову лежа на животе Развитие под­готовительных движений к ползанию, та­ких как: удер­живание голо­вы, перевора­чивание со спи­ны на живот Обучение пол­занию. Побуж­дение вставать самостоятельно у барьера, пере­ступать вдоль барьера Обучение хо­дить, вначале с поддержкой за обе руки, затем без поддержки

В основе предлагаемой системы коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР первого года жизни лежит принцип активного участия обратной афферентации в формировании компенсаторных механизмов психических функций, разработанный П. К. Анохиным. В связи с этим нами были подобраны специальные упражнения (Анохин, 1975).

Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни

Развитие сенсомоторной сферы ребенка на первом году жизни ее основное условие формирования восприятия окружающего мира.

Основная задача сенсомоторного развития — помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т. д.

Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.

Развитие зрительного восприятия

Упражнение 1. Развитие и укрепление моторики глаз и формирование координированных движений глаз и головы

Ребенок лежит в кроватке, перед ним располагается лицо взросло­го (мать, отец). Затем взрослый перемещается перед глазами ребенка, ведя за собой его взор. При этом следит за тем, чтобы ребенок не поте­рял оптический объект (лицо) из поля своего зрения.

Упражнение 2. Развитие и усиление моторики глаз и головы.

У взрослого в руках яркая игрушка. Наклонившись к ребенку, он приподнимает его голову и по мере продвижения предъявляемого оп­тического объекта (игрушки) пассивно поворачивает голову ребенка в его сторону.

Упражнение 3 (для ребенка старше 7-10 дней)

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытя­нутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60—70 см над его ли­цом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой, рав­ной 5—7 см, и частотой колебаний примерно два раза в секунду.

В дальнейшем перемещайте игрушку в горизонтальном и верти­кальном направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к ма­лышу на расстояние 20—30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5 м от ребенка, добиваясь парных движений глазных яблок. Некоторые дети лучше фиксируют взор на лице взрослого, чем

на игрушке.

Занятие проводится один-два раза в день и продолжается 1—2 ми­нуты, повторяясь два раза подряд.

Упражнение 4

Повторить задание упражнения 3, но удерживая ребенка в вертикаль­ном положении, на руках взрослого. Если ребенок плохо удерживает голову, то ее прислоняют к плечу взрослого. Когда ребенок удерживает голову, его тело устойчиво находится в вертикальном положении и он зафиксирует взор на игрушке, ее постепенно перемещают вверх, вниз, в сторону, по кругу. Тренировать ребенка можно в течение 10 секунд не­сколько раз в день.

Упражнение 5. Развитие зрительного сосредоточения (для ребенка одного месяца и старше)

Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески ста­раясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку.

Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, при­ближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстоя­ние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80—100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.)

Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается ему, агукает.

Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.

Многочисленные научные данные, как уже было показано, свиде­тельствуют о возможности выработки у детей первых дней и месяцев жизни тонких дифференцировок предметов разной формы, величи­ны, цветовых тонов и оттенков. Обнаружено, что определенные виды изображений имеют для них большую привлекательность. Младенцы предпочитают смотреть на изображения, имеющие сложную форму, уделяют большее внимание изображениям изогнутых предметов, чем прямолинейных. Уже младенцев интересуют изменения размеров пред­метов и их перемещения в пространстве.

Упражнение 6. Развитие дифференцировок зрительного восприятия

Покажите месячному младенцу две картинки. На одной из них бу­дет изображена черная полоса, а другая будет простым листом белой бумаги. Малыш будет дольше сосредоточиваться на картинке с полосой.

Упражнение 7.

Покажите малышу картинки с изображением двух одинаковых красных шаров и держите их в поле его зрения до тех пор, пока они не наскучат ему и он не начнет от них отворачиваться. Потом покажите картинку с красным шаром и красным кубиком.

Большинство малышей долго разглядывают кубик. Это означает, что малыш уже различает форму. С учетом этого факта необходимо чаще менять ему игрушки над кроваткой, перемещать их в простран­стве.

Упражнение 8

Шестимесячному малышу сначала дать соску гладкую, затем шиш­коватую, а потом показать обе соски одновременно. Малыш дольше станет разглядывать ту соску, которую сосал.

Это указывает на то, что у младенца, в то время когда он сосет со­ску определенной формы, возникает ее образ, а потом он использует этот образ в зрительном поиске. Реакция на новизну и поисковая ак­тивность являются важными показателями психического развития младенца.

Упражнение 9

Один предмет помещается в поле зрения малыша в течение несколь­ких дней, пока он не становится для него «старым», привычным. За­тем рядом со знакомым объектом помещается другой, отличающийся только одним свойством — формой. Если ребенок предпочитает рас­сматривать этот предмет, значит, он различает определенный признак, в данном случае форму.

Упражнение 10

Детям предлагаются объемные и плоские формы (куб-квадрат, шар-круг, конус-треугольник) по той же схеме, что представлена в упраж­нении 3.

Развитие слухового восприятия (для ребенка от 25 дней и старше)

Упражнение 1. Развитие зрительно-слуховых связей

Взрослый предъявляет ребенку игрушку, издающую негромкий, мягкий звук, и ребенок взором следит за ней. Проводится аналогично упражнению 1 раздела развития зрительного восприятия.

Упражнение 2

Используется небольшой колокольчик высотой 5—7 см.

Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делае­те 2—3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок при­слушается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Держите коло­кольчик над грудью ребенка на расстоянии 60—70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80— 100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые дви­жения глаз, поворот головы в разные стороны

Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2—3 раза в день в течение трех-четырех дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю и в дальнейшем можно проводить заня­тие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1—2 раза в неделю.

Упражнение 3. Формирование слухового сосредоточения

Выберите время, когда малыш находится в эмоциональном отри­цательном состоянии (плач). Взрослый наклоняется к нему, потряхи­вает погремушкой, привлекая его внимание. Упражнение проводится 3 раза в день, ежедневно, 1,5—2 минуты.

Упражнение 4. Формирование слуховых дифференцировок

Взрослый выбирает разные по звуку игрушки и предлагает их по­слушать (погремушки с нерезким звуком, постукивание игрушкой одна об другую, резкий звук пластмассового шара, звук мелодии и пр.). Уп­ражнение проводится 3 раза в день по 1,5—2 минуты. Упражнение 5. Обучение ребенка локализации звука в пространстве

Ребенка обучают прислушиваться к голосу взрослого и отыскивать глазами говорящего взрослого, который находится вне поля его зрения.

Используя уже игрушки, детей также учат отыскивать взором зву­чащий предмет, расположенный на разном расстоянии и в различном направлении от ребенка.

Упражнение 6. Обучение восприятию различных интонаций голоса

Взрослый произносит отдельные звуки и слова разными интона­циями, а малыш прислушивается и реагирует на них (веселый, нежный тон может вызвать у ребенка улыбку, смех, а сердитый, грубый — оби­ду и плач).

Упражнение 7. Формирование акустической установки у ребенка на звуки и голос взрослого

Ребенку предлагаются различные звуковые раздражители (погре­мушки, птички, которые различаются по высоте и силе звучания). Раз­говаривая с ребенком, взрослый меняет силу голоса от громкого до шепота, наблюдая за его сосредоточением.

Дети с выраженными психомоторными нарушениями затрудняются в повороте головы в сторону говорящего. Рекомендуется помогать им поворачивать голову.

Упражнение 8. Стимулирование произнесения доступных ребенку звуков

Ребенку демонстрируют ту или иную игрушку. Например, показ мишки сопровождается громким сердитым звуком «А» с глубокой ар­тикуляцией этого звука, похожего на рычание. Напротив, показ ре­бенку куклы, которую укладывают спать, сопровождают звуком «А», но певучим, длительным, ласковым, а показ зайца с оторванным ухом — жалобным, монотонным звуком «А».

Это упражнение проводится ежедневно и способствует формиро­ванию подготовительного этапа развития речи у ребенка.

Наши рекомендации