Особенности развития ощущений у здорового младенца
В процессе психологической диагностики необходимо обратить внимание на развитие ощущений младенца, тонкость и точность которых неразрывно связаны с развитием его движений.
На момент рождения ребенка наблюдается несогласованное движение его глаз, но к концу третьей недели здоровый младенец делает согласованный поворот обоих глаз и сведение их осей на фиксируемом предмете. Большинство детей к середине второй недели жизни умеет удерживать в поле зрения движущийся предмет. Например, если поместить яркую погремушку на уровне груди лежащего на спине ребенка (на расстоянии около 40—50 см) и медленно перемещать ее вправо-влево, то нетрудно заметить, как он фиксирует игрушку взглядом. В трехнедельном возрасте ребенок уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы, это может быть и лицо взрослого человека. Если приблизиться к лежащему на спине малышу на расстояние 40—50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным, то можно увидеть, как малыш тоже замрет, затормозит свои движения, как бы всматриваясь в расположенное перед ним лицо.
Как уже отмечалось выше, прослеживание предмета, движущегося перед глазами младенца, оказывается доступным ему уже на 30-32 день. Движущиеся предметы, особенно яркие и красочные, привлекают младенца больше, чем бесцветные.
К концу первого месяца жизни младенец уже совсем неплохо владеет зрительным слежением и движения его глазных яблок становятся намного более плавными и координированными.
Многочисленные данные отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о возможности выработки у детей первых дней и месяцев жизни тонких дифференцировок предметов разной формы, величины, цветовых тонов и оттенков. Учеными были разработаны методики обучения детей первых трех месяцев по различению формы, величины и цвета предметов. Один предмет помещался в поле зрения ребенка в течение нескольких дней, пока он не становился для него «старым», привычным. Затем рядом со знакомым объектом помещался другой предмет, который отличался только одним свойством — формой. Предпочтительное рассматривание этого предмета свидетельствовало о том, что младенец обнаружил признак, в данном случае его форму. Исследования покачали, что дети трехмесячного возраста отличают такие формы, как прямоугольная и треугольная призмы, квадрат, круг, треугольник.
Исследования различения цвета предметов проводились с двадцатидневными детьми, которые уже умели следить за передвигающимися предметами. Над ребенком, лежащим на спине, помещалась погремушка красного цвета, которая приводилась в движение, чтобы привлечь его внимание. Психолог фиксировал время рассматривания ребенком погремушки, которая находилась перед ним в течение трех дней. Затем предъявлялась игрушка такой же формы, но другого цвета. Время рассматривания новой погремушки также фиксировалось. Оказалось, что при первом предъявлении игрушки красного цвета дети рассматривали ее от 5 до 15 минут, постепенно отводили от нее взгляд и на третий день уже не замечали, проскальзывая взглядом даже в том случае, когда взрослый эту погремушку вращал, качал. При замене знакомой красной игрушки на другой цвет или оттенок дети снова начинали ее подолгу рассматривать (от 5 до 7 минут). Полученные данные позволяют сделать вывод о способности маленьких детей уже в двадцатидневном возрасте различать цветовые оттенки, что значительно сложнее, чем различение предметов разного цвета.
Более младшим детям начиная с семидневного возраста предъявлялись для слежения за движением кольца разного цвета: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового. Кольца перемещались вправо, влево, вниз, приближались и удалялись. Было установлено, что если ребенок научился следить за перемещающимися предметами, то цвет здесь не играет роли, малыш одинаково хорошо прослеживает кольца любого цвета. Предпочтение при этом отдается не предмету конкретного цвета, а общему сочетанию цветового окружения. Было замечено, что в солнечные, ясные дни дети следят за перемещением зеленых и синих предметов. В пасмурные дни более успешно прослеживают желтые предметы.
Исследования величины предметов показали, что дети в возрасте 7—16 дней лучше следят за передвигающимися кольцами диаметром 5—7 см и теряют из поля зрения кольца до 3 и более 10 см, показываемые на расстоянии 70-80 см.
Итак, уже к концу первого месяца жизни у младенцев активно формируется фиксация взора и навык слежения за движущимся объектом, они уже с первых недель их жизни способны тонко различать предметы разного цвета, величины и формы.
Однако движения глазных яблок согласованы не всегда, и у младенца можно наблюдать периодически возникающее сходящееся косоглазие, которое исчезает к концу второго месяца.
Спектр зрительных реакций младенца расширяется к концу первого месяца. К этому времени он начинает активно искать глазами заинтересовавший его предмет, фиксировать на нем взор, поворачивать голову в его сторону.
На третьем месяце младенец уже сосредоточивает взгляд на предмете до 7—10 минут и активно рассматривает его. Его внимание привлекают уже не только красный, но желтый и зеленый цвета. Если младенец плачет, то его уже можно успокоить яркой игрушкой.
В два — два с половиной месяца ребенок начинает фиксировать взор и рассматривать предметы не только в горизонтальном, но и в вертикальном положении.
Многочисленные исследования показали, что первыми реакциями на звук у младенца являются вздрагивание век, рук, непроизвольные движения лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок в ладоши около уха младенца. На 10-12день появляется реакция на звук человеческого голоса. Если ребенок беспокоен, громко плачет или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, звук погремушки или пения, даже если он исходит не из поля его зрения, способен увлечь ребенка и уже через несколько секунд он успокоится и будет лежать тихо и прислушиваться.
К концу первого месяца жизни слуховое сосредоточение ребенка на посторонних звуках станет еще более выраженным, достигая 10— 15 секунд.
В возрасте от полутора месяцев малыш начинает идентифицировать локализацию звука в пространстве, ищет его источник. Даже лежа на спине и не видя родителей, он поворачивает головку и глаза к источнику звука. При резких звуках ребенок вздрагивает, замирает, аможет и заплакать.
На третьем месяце младенец уже достаточно быстро находит источник звука, не только лежа на спине, но и в вертикальном положении.
На втором месяце звук может вызвать у младенца торможение даже пищевого рефлекса. Например, младенец замирает, услышав голос матери. Американские психологи провели интересный эксперимент. Младенцы сначала слушали отрывистые или протяжные звуки, а потом им показывали изображение коротких прерывистых и протяжных линий. После того как младенцы слушали отрывистые звуки, они дольше смотрели на прерывистые линии, а после протяжных звуков — на протяжные линии. Эти данные указывают на развитие зрительно-слуховых функциональных связей в младенческом возрасте.
К концу первого месяца жизни у младенца вырабатываются условные реакции на запахи. Исследования психологов показали, что первые реакции ребенка на появление матери обусловлены обонятельными ощущениями у ребенка. Ребенок еще зрительно не дифференцирует мать, но уже воспринимает ее по запаху молока.
Очень рано обнаруживаются реакции на тактильные и температурные ощущения. Младенец активно реагирует на прикосновение.
К концу первого месяца жизни малыша наблюдаются первые положительные эмоциональные реакции на родительское присутствие. Месячный ребенок уже способен улыбаться матери или отцу в ответ на повторные ласковые обращения к нему. При предъявлении различных конфигураций младенцы предпочитают схематическое восприятие человеческого лица всем прочим сложным конфигурациям. Эти данные указывают на то, что биологически зрение младенца уже настроено на восприятие образа человека, а точнее человеческого лица.
В полтора-два месяца особую чувствительность младенцы проявляют и к человеческой речи. В ответ на обращенную к младенцу речь он «гулит» — издает тихие короткие гласные звуки.
Младенец активно реагирует и на прослушивание собственного голоса, записанного на магнитофонную пленку. При прослушивании своего голоса ребенок может успокоиться, даже если он только что неудержимо плакал.
В этом возрастном периоде очень важно оценить реакции младенца на общение. Если взрослый наклоняется к ребенку, ласково прикасается и обращается к нему, то в ответ у малыша должна возникнуть реакция сосредоточения: он замолкает, не двигается, внимательно рассматривает взрослого, широко раскрывая глаза, а затем появляется улыбка, то есть реакция оживления.
Психомоторное развитие
Психомоторное развитие претерпевает существенные изменения на втором месяце жизни.
Если до этого времени безусловные рефлексы еще ярко выражены, < то затем они постепенно начинают угасать. Первыми из них (к полутора-двум месяцам) претерпевают обратное развитие рефлекс опоры и рефлекс автоматической ходьбы. Оказавшись на горизонтальной поверхности, ребенок уже опирается не на всю стопу, а лишь на наружный край стопы и при этом он резко выпрямляет ноги. Если его наклонить вперед, то шагового рефлекса уже не наблюдается. Но в случае, когда эти рефлексы выражены в два месяца и позже (у доношенного ребенка), то он требует консультации врача-невропатолога. Однако большинство других врожденных рефлексов значительно ослабевают только к концу третьего месяца жизни. Например, хватательный рефлекс угасает приблизительно к двум месяцам.
Сосательный рефлекс не только не ослабевает на втором месяце жизни, но обогащается условными (то есть приобретенными, выработанными) реакциями. Например, малыш начинает производить сосательные движения не только при попадании соска груди или соски в рот, но и при виде груди матери или бутылочки с молоком. У младенца снижается сгибательный тонус в конечностях и разгибательный в мышцах шеи. Например, если малыша положить на бочок, он уже не запрокидывает голову. Он начинает гораздо активнее двигаться: периодически разжимает кулачки, разводит ручки в стороны, его движения становятся разнообразнее. К концу второго месяца малыш начинает приближать руки ко рту, сосать палец, а к трем месяцам — рассматривать свои ручки, потирать глаза и т. д. Это первые проявления развития произвольной моторики — важнейший этап в психомоторном развитии ребенка. В возрасте около двух месяцев младенец, положенный на животик, на некоторое время приподнимает головку, однако удерживает ее недлительно.
К концу второго месяца жизни ребенок начинает активно поворачивать голову в сторону оказавшегося в поле его зрения яркого предмета или в поисках источника громкого звука, то есть активно формируются моторно-зрительно-слуховые связи.
На третьем месяце младенец уже уверенно и долго удерживает поднятую голову лежа на животе, переворачивается с живота на спину. В конце второго месяца поворачивает голову, может разворачивать плечи, а затем и туловище.
К концу третьего месяца у здорового младенца начинают образовываться связи между зрением и движением рук. Например, если случайно попавшая в поле зрение рука задерживается перед глазами младенца, он пытается схватить предмет, когда рука и предмет одновременно оказываются в поле его зрения.
В период от 4 до 8 месяцев повышается активность взаимодействия руки и глаза. Координация зрения и хватания является решающим шагом в объективизации предметного мира у младенца и пусковым механизмом в развитии предметно-практических манипуляций.