Этап третий «Стратегический»

Процедура первая: определение возможных решений:

Техника: «информирование клиента».

Количество информации, предоставляемой клиенту специалистом в ходе консультационной сессии, прежде всего, будет зависеть от характера терапевтических отношений, личностных особенностей клиента, сути проблемы. Однако важно, чтобы представляемая информация соответствовала требованиям: доступность, конкретность и объективность.

Техника «совет». Совет – мнение, высказываемое кому-либо по поводу того, как ему поступить, что делать, и предполагающее дальнейшее совместное обсуждение.

Техника «убеждение»: логически безупречная аргументация правильности высказываемой позиции. Должно в своей основе иметь факты. Применяется при даче советов как подкрепление, обоснование высказанной позиции.

Техника «разъяснение»: подразумевает развёрнутое конкретное объяснение позиции консультанта по проблеме клиента. Главная цель - сделать предельно понятными мысли специалиста, ход его размышлений по поводу проблемы клиента.

Процедура вторая: согласование плана действий. Прежде чем выработать конкретный план по разрешению проблемы и для того, чтобы данный план был предельно оптимальным, необходимо максимально расширить поиск возможных решений. Предложите клиенту придумать не менее двадцати самых невероятных способов решений данной проблемы. Подумайте, насколько желательно воплощение каждого из них, какие наиболее вероятные последствия могут возникнуть. Выберите оптимальный вариант. Если специалист достаточно искусно применил две предшествующие техники, то алгоритм достижения возникнет естественно.

Техника «конкретизация ожидаемого результата». При помощи данной техники определяются «приметы», по которым клиент сможет определить, что проблема разрешена.

Процедура третья: определение способов контроля за реализацией намеченного плана.

В рамках данной процедуры могут применяться те же техники, что и в рамках предшествующей, но здесь они касаются способов контроля и оценок ожидаемых результатов.

Контроль может осуществляться разными способами:

ü Клиент может взять всю ответственность на себя

ü Он может информировать консультанта о реализации каждого пункта

ü Может информировать только о достижении конечного результата

ü Может быть назначена дополнительная консультация для отслеживания хода реализации намеченного плана

ü Могут договориться о встрече для обсуждения результатов.

Техники «укрепление уверенности клиента» и «формирование готовности к достижению» взаимосвязаны. Они применяются на протяжении всего процесса консультирования. Наиболее эффективны невербальные средства и психологические поглаживания:

ü «Вы просто молодец…»

ü «Вы такой удивительный человек…»

ü «у вас огромный потенциал…»

Четвёртый этап «реализация плана клиентом»проводится клиентом самостоятельно, без присутствия и вмешательства профессионала. Консультант – проводник в горах для заблудившегося путника. Он поможет найти путь на вершину, но подняться на неё должен сам человек.

Таким образом, своевременное обнаружение и разрешение психологических проблем имеет большое значение как для общего эмоционального благополучия отдельно взятой личности, так и для профилактики возникновения возможных психологических нарушений у населения в целом.

Психологическое просвещение. К психопрофилактике и психологическому консультированию тесно примыкает такой вид работы, как психологическое просвещение учителей, учащихся, родителей. У учителей существует огромный дефицит психологических знаний и навыков. Даже классные руководители, проработавшие с детьми не один год, располагают чрезвычайно бедными и однообразными сведениями о психологических особенностях своих учащихся. Это же можно сказать и о родителях, которые нередко при всей своей любви к ребенку не знают его и не умеют его понять.

Итак, в ходе психологического просвещения психолог должен:

· знакомить учителей и родителей с основами детской, педагогической и социальной

· психологии; а учащихся—с основами самовоспитания;

· популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития.

Здесь могут быть использованы лекции, беседы, семинары, выставки, подборки литературы и пр. При этом совсем не обязательно всю эту работу проводить самому школьному психологу. Он может приглашать специалистов. Но содержание для всех этих форм обеспечивает школьный психолог. Важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили только на абстрактно-теоретическом уровне, а имели бы предметом своего обсуждения и конкретные проблемы данной школы, данного контингента учащихся и пр., т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания школьников.

Психокоррекция и ее методы.

Психологическая коррекция - это вид профессионального психологического воздействия, задачей которого являются выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения его здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.

Психологическая коррекция предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента для приведения его психического состояния к норме в случае диагностики у него каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий, а также для освоения им какой-либо деятельности. Психологическая коррекция в клинической психологии осуществляет активное внешнее вмешательство, направленное на приведение в адекватное состояние психики человека, стимулирование его активности, создание душевного комфорта, гармонизацию его отношений с социальным окружением.

Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70-х гг. XX столетия. В этот период психологи стали активно работать в области групповой психотерапии. Длительные дискуссии о том, может ли психолог заниматься психотерапевтической практикой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на деле психологи успешно реализовали эту возможность в силу хорошей практической подготовки. Однако психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только врач, имеющий высшее медицинское образование. Распространение термина «психологическая коррекция» в определенной мере было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог - психологической коррекцией. Вопрос о соотношении понятий «психотерапия» и «психологическая коррекция» остается открытым и сегодня, причем здесь можно указать две основные точки зрения.

Одна из них заключается в признании полной идентичности понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». Однако при этом не учитывается, что психологическая коррекция как направленное психологической воздействие реализуется не только в медицине (главным образом в психопрофилактике и собственно лечении - психотерапии), но и в других сферах человеческой практики, например, в педагогике. Даже обычное человеческое общение может содержать в большей или меньшей степени целенаправленно используемую психологическую коррекцию.

Другая точка зрения основана на том, что психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, в том числе при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Однако такое жесткое ограничение сферы применения в медицине психологической коррекции представляется в определенной мере искусственным. Во-первых, если подобное ограничение вполне убедительно в отношении соматических заболеваний, то в области неврозов, например, полностью развести понятия «психологическая коррекция» и «психотерапия», «лечение» и «профилактика» практически невозможно. Это объясняется тем, что невроз - это заболевание динамическое, при котором не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени включает в себя и вторичную профилактику.

Во-вторых, в настоящее время в системе восстановительного лечения различных заболеваний все шире реализуется комплексный подход, учитывающий биологический, психологический и социальный факторы, каждый из которых нуждается в лечебных и корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. Если психологический фактор при разных заболеваниях выступает как один из этиологических, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием психотерапии. Определить общую схему соотношения психологической коррекции и психотерапии вне конкретной нозологии практически невозможно. Значение психологического фактора в этиопатогенезе того или иного заболевания определяет направленность психологической коррекции на решение собственно психотерапевтических задач и позволяет рассматривать методы психологической коррекции как методы психотерапии.

Таким образом, задачи психологической коррекции могут существенно варьировать от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возникающих последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии до практически полной идентичности задачам психотерапии при неврозах.

Сопоставление терминов «психологическая коррекция» и «психологическое вмешательство» обнаруживает очевидное сходство. И психологическая коррекция, и психологическое вмешательство понимаются как целенаправленное психологическое воздействие. Они реализуются в разных областях человеческой практики и осуществляются психологическими средствами. Психологическая коррекция в медицине может быть направлена на решение задач профилактики, лечения и реабилитации. Психологические вмешательства в медицине тоже занимаются профилактикой, лечением и реабилитацией. И психологическая коррекция, и психологическое вмешательство, используемые с целью лечения, выполняют психотерапевтическую функцию. Таким образом, по существу эти понятия совпадают. Возможно, наиболее точным и адекватным был бы термин «психологическое вмешательство с целью психологической коррекции», однако это слишком громоздко. В отечественное литературе более распространен термин «психологическая коррекция», а в то время как в зарубежной литературе чаще пользуются термином «психологическое вмешательство».

Методы психокоррекции.

При осуществлении психологической коррекции используются методы, основанные на разных типах воздействия. К таким воздействиям относятся:

v индивидуальное и групповое воздействие;

v интеллектуальное воздействие, основанное на законах логики, с использованием важной для решения проблем информации;

v эмоциональное воздействие с применением техник эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, соучастия в психологических проблемах другого человека;

v поведенческое воздействие с применением и обучением другого человека более эффективным образцам поведения и навыкам реагирования.

Самыми распространенными методами психокоррекции являются психодрама, социодрама, театрализация, активная релаксация, медитация.

Психодрама - это метод инсценирования личного опыта, то есть проигрывание ролей на сцене, направленное на активизацию психических процессов участников. Это глубинная психотерапия группы. В основе психотерапевтического действия психодрамы лежит принцип «от формируемой эмоции - к стимулу, к действию, а через него - к катарсису». В современной психологии трактовка понятия «катарсис» связывается с эмоциональной трансформацией - превращением отрицательных эмоций в положительные.

Психодрама опирается на два толкования катарсиса: как «отчуждение переживаний» (превращение переживаний в посторонний объект рассмотрения и анализа) и как «разрядки напряжений» (ликвидация напряжения влечений, энергетический разряд).

Исследователи выделяют ряд технических приемов психодрамы.

1. Смена ролей - это обмен ролями между двумя участниками психодрамы, когда они, уже получив некоторый опыт взаимодействия, пытаются войти в

психологический мир друг друга, чтобы психологически дорисовать портрет, который начал рисовать партнер.

2.Дублирование - это такой прием, когда вспомогательный игрок высказывает мысли и чувства, которые протагонист (главный герой) затрудняется выразить.

3.Зеркальное отражение - это такой прием, когда вспомогательный игрок вторично проигрывает какие-либо моменты поведение протагониста, а тот наблюдает за этим, сидя в зрительном зале. При этом многие черты протагониста гиперболизуются, чтобы он смог лучше осознать их. Техника зеркального отражения позволяет моделировать новые виды поведения, демонстрируя дисфункциональные аспекты старых форм поведения. Она расширяет зону психологического видения участником психодрамы самого себя.

4. Монолог находит своё выражение в том, что протагонист высказывает свои мысли и чувства зрителям. Он выходит их предлагаемых обстоятельств разыгрываемой в данный момент сцены и произносит монолог о том, какие чувства она у него сейчас вызывает. Проговаривание своих мыслей вслух позволяет участнику отстраниться от эмоциональных реакций и помогает увидеть все по-новому.

5.«За спиной» - обсуждение действий, мыслей и чувств протагониста как бы в его отсутствие, хотя он находится среди зрителей.

6. «Все за спиной» - прием, когда протагонист просит членов группы уйти; однако вместо этого они все поворачиваются к нему спиной. Протагонист же действует так, как будто они действительно ушли.

7.«Психодраматический бодибилдинг» - это, когда протагонист выбирает вспомогательных игроков для исполнения ролей различных частей своего тела.

8.«Запредельная реальность» - вывод ситуации за ее обычные пределы, чтобы субъект и группа могли лучше осознать ее.

9.«Круг давления». При использовании этого приёма протагониста окружают другие члены групп, сцепившись друг с другом руками и ладонями, и не позволяют ему вырваться из круга. Круг символизирует давление и гнет, которые испытывает протагонист. Он получает инструкцию от режиссера - вырваться из круга любым способом.

10.«Круг утешения». Этот приём используют после инсценирования горя или сильного аффекта, которые пережил протагонист. Члены группы окружают протагониста, выражая ему любовь и сочувствие как вербальными, так и невербальными средствами.

Социодрама - это метод психокоррекции межгрупповых отношений и ролевой самоорганизации личности.

Социодраматическая ролевая игра - это психосоциальная импровизация личности, в процессе которой она осваивает навыки организации своего пребывания в различных ролях. Социодрама - это своеобразный ролевой тренинг личности. Система социодраматических ролевых игр позволяет сформировать не только социально-ролевую пластичность личности, но и системно-ролевую структуру для нее как своеобразный социальный эталон коммуникативного поведения.

Театрализацияпредставляет собой психотехнику организации коммуникативных действий личности в роли, т.е. технику исполнения коммуникативной роли. Театрализация как психотехника ролевого общения имеет внутренний аспект (связанный с эмпатией и отчуждением) и внешний (ориентированный на презентацию, т.е. на публичный эффект). Практическое назначение театрализации - «перевод» разработанной при помощи техники драматизации программы общения из «диадной» формы в «триадную».

Это означает: во-первых, организацию физического пространства для общения так, чтобы взаимодействие стало зрелищем, увлекшим и третьего субъекта - зрителя; во-вторых, распределение ролей между участниками ролевого тренинга; в-третьих, определение полевых задач каждого участника;

в - четвертых, заключение «игровой конвенции» о правилах психодраматической импровизации.

Театрализованное общение «триадного» типа вынуждает каждого участника психодраматической импровизации искать средства эффективного воздействия на два субъекта - на того, взаимодействие с которым осуществляется по программам, и на того, кто это взаимодействие воспринимает как зрелище.

Для этого используются такие психотехнические приемы, как костюмирование, деятельностная инверсия, речевая экспрессия.

Тренинг активной релаксации используется в психокоррекции для оперативного изменения деформирующих эмоционально-психологических состояний.

Нервно-мышечная релаксация необходима по следующим причинам:

v стресс и тревожность связаны с мышечным напряжением;

v при ослаблении напряжения мышц можно достигнуть значительного ослабления беспокойства, тревоги и других проявлений повышенного возбуждения;

v расслабления мышц легче достигнуть и почувствовать его при сравнении с напряжением.

Использование приемов релаксации - мощное средство, позволяющее полностью расслабиться и обрести душевное равновесие. Однако это активно вырабатываемый навык, и, как всякий навык, он требует упорной тренировки.

Медитация - это метод психокоррекции, позволяющий человеку «стать самим собой». Сторонники медитации утверждают, что она приводит к просветлению, озарению (инсайту). Они характеризуют этот процесс как развитие самого человека, как процесс познания себя, других и окружающей действительности. При этом происходит скачкообразный рост личности, приобретающий ранее недоступное новое, более совершенное знание. Медитация - это концентрация сознания на отрешении от суеты конкретных образов и мыслей с целью обретения и совершенствования состояния внутренней гармонии в единстве с гармонией мира. Это такое состояние сознания, когда ни одна мысль, ни одна склонность не может доминировать над другими.

В этом состоянии человек обретает устойчивое равновесие в противовес состояниям зависимостей от мыслей, чувств, людей и привычек. Крайним проявлением этих зависимостей являются страсти, нервно-психические состояния и поведенческие реакции, от которых человек страдает, хотел бы освободиться, но не может. К таким зависимостям можно отнести и большинство неврозов.

А так как главной задачей любого направления классической психотерапии является максимально возможное освобождение человека от неврозов и других мешающих ему зависимостей, то мы видим, что медитативная терапия направлена на решение этой общей психотерапевтической задачи.

Таким образом, методы психокоррекционной работы разнообразны. Более того, каждый из этих методов может быть реализован в достойно большом количестве вариантов - форм. А это значит, что методический потенциал психокоррекционной работы безграничен.

Психопрофилактика и психокоррекция - это взаимосвязанные процессы. С одной стороны, если не предупредить какое-то состояние, то придется его корректировать; с другой стороны, психопрофилактика обретает особенную важность там, где уже сталкивались с психологической коррекцией. Человек должен постоянно анализировать возникающие ситуации, чуства. которые он испытывает в тот момент, и если замечает возврашение к «наигранной пластинке» должен изменить тактику своего поведения.

Методы и формы работы в рамках психопрофилактики и психокоррекции базируются на одних и тех же принципах с той лишь разницей, что психопрофилактические методы работы во главу угла ставят индивидуальную беседу, а психокоррекционные - коллективное действие. Однако это не означает, что медитативные тренинги невозможны в психопрофилактических целях, а консультативные беседы - в психокоррекционных. Все зависит от особенностей людей, обратившихся за психологической помощью и сложившихся обстоятельств.

Таким образом, основными видами работы школьного психолога являются: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, работа по развитию учащихся, психологическое консультирование и психологическое просвещение. Все эти виды работы на практике существуют только в единстве и во взаимодействии [12,13,26,28,33,35,36,40,43,76,79,109].

Вопросы для осмысления и самопроверки:

1. Характеристика основной диагностической схемы в модели сопровождения М.Битяновой.

2. Диагностическая деятельность психолога по запросу родителей, учителей:

а) виды запросов к психологу;

в) постановка психологического диагноза.

4. Особенности использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи.

Список использованной литературы

1. Краткий психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998

2. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство - М., 1998

3. Романин А.Н. Основы психотерапии - М., 1999

4. Руденский Е.В. Социальная психология - М., 2000

5. Справочник практического психолога: Психотерапия/Сост. С.Л. Соловьева - М.: ACT; СПб.6 Сова, 2005

Наши рекомендации