Тема 1.2. История и становление психодиагностики как науки.
Ключевые термины:экспериментальная психология, дифференциальная психология, тестология, педология, проективный метод, индивидуальные различия, эксперимент, психофизика, научная характерология, психлогическая диагностика, лонгитюдное исследование.
Психодиагностика начала складываться в 19 веке, когда в психологию стали проникать идеи измерения, т.е. количественного выражения индивидуальных различий. Начало ее истории связывают с именем Френсиса Гальтона, впервые предложившего термин «тест». У истоков психодиагностики стояли Дж. Кеттелл, Ф.Гальтон, Г.Эббингауз и другие.
В научной литературе понятие «Психодиагностика» было введено швейцарским психологом Германом Роршахом.
Первым источником психодиагностики стала экспериментальная психология, поскольку,каждый человек, вступающий по роду своей деятельности во взаимодействие с другими людьми, должен был обладать определенным объемом психологических знаний как теоретического, так и прикладного характера. Всё явственнее на первый план выступал человеческий фактор, всё необходимее становились знания об индивидуальных особенностях людей и методах выявления этих особенностей.
Одним из таких методов является эксперимент, который впервые был применен естествоиспытателями-астрономами для решения чисто практических задач. Это послужило началом экспериментальной психологии, а ее первым основополагающим трудом стала книга Т.Фехнера "Элементы психофизики" (1860). В 1878 году в Германиипод руководством известного ученого Вильгельма Вундта была открыта первая лаборатория "Физиологической психологии" (эта дата условно считается Днём рождения экспериментальной психологии), а в 1884г. Френсис Гальтон организовал и провел массовые (статистические) исследования. К 1893г. в мире насчитывалось 34 специализированных экспериментально-психологических кабинета, в том числе и в других странах: Франции. Голландии, Англии, Швеции, Америке.
К началу XX века экспериментальный метод утвердился практически во всех отраслях психологии, поскольку эксперимент позволял:
-во-первых, произвольно вызывать интересующий исследователя процесс (явление, состояние, функцию), а не дожидаться случайных проявлений его в реальности;
-во-вторых, варьировать в нужных направлениях сами условия протекания и проявления изучаемого процесса, изучать процесс в "чистом виде" и одновременно устанавливать действительные его закономерности и связи;
-в-третьих, производить достаточно строгую количественную дозировку изучаемых процессов и условий их протекания, т. е. соблюдать законченную математическую формализацию цельного исследования.
В психологии принято выделять два вида эксперимента: лабо- раторный, проводимый в специально оборудованной лаборатории, и естественный, предложенный психологом А.Ф.Лазурским и проводимый в естественных для испытуемого условиях.
Развитием экспериментального метода в психологии является обучающий эксперимент, позволяющий перейти от простой констатации фактов и закономерностей (метода "срезов") к планомерному формированию необходимых психических процессов.
Своеобразной модификацией метода эксперимента является метод тестов. Измеряя или испытывая наличие уровня, тест дает меру или оценку индивидуальных различий личности, намечая направление дальнейшего исследования.
Предыстория тестов уходит в глубину веков и связана с испытанием различных способностей знаний, умений и навыков. Первые тесты (слово «тест» в переводе с английского обозначает испытание или пробу) появились в 3 тысячелетии до н.э. в Древнем Вавилоне при испытании выпускников в школах, где готовились писцы. В Древнем Китае уже за 2200 лет до н.э. уже существовала система проверки способностей лиц. Желавших занять должности правительственных чиновников. Каждые 3 года чиновники повторно экзаменовались лично у императора по 6 «искусствам»: музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению писать, считать, знанию ритуалов и церемоний. Различные конкурсы и экзамены устраивались и в средневековом Вьетнамском государстве. Всего за два года в период с 1370 по 1372 год удалось провести переаттестацию всех военных и гражданских чиновников, что позволило организовать проверку государственного аппарата по всей стране. В результате Вьетнам вновь стал сильным и жизнеспособным феодальным государством. В 15 веке конкурсные испытания были упорядочены: они проводились по этапам и турам.
Всё вышеизложенное свидетельствует о необходимости рассматривать испытания индивидуальных способностей как важную и неотъемлемую часть общественной жизни народов мира со времён древнейших цивилизаций и до наших дней.
С течением времени обыденное представление о тесте и научное понимание теста всё больше удалялись друг от друга. Хотя любой тест и включает в себя элемент испытания, он не сводится только к нему. Сейчас это метод исследования, включающий в себя ряд чисто научных требований. На каждом этапе развития науки менялись и требования к тестам, и сами тесты. Настоящая история тестов началась в 19 веке. К началу 20 века практические потребности изучения преобладающих способностей были сформулированы в виде научной проблемы исследования индивидуальных различий, которая стимулировала появление первых тестов.
Таким образом, первоначально психодиагностика развивалась как наука о методах экспериментальной дифференциальной психологии, изучающая психологические различия между людьми экспериментальным путем. Это дало толчок развитию и использованию психодиагностики в медицине и педагогике, а затем в сфере индустриальной психологии.
Первоначально цель психодиагностики сводилась к фиксации поведения. Корни клинического подхода в психодиагностике принято искать в ассоциативной психологии и психоанализе.
Серьезный вклад в становление психодиагностики внёс французский психолог Альфред Бине и его сотрудники, разработавшие методы диагностики уровня умственного развития детей (шкала развития интеллекта, 1905-1911гг.). В двадцатые годы появляются первые прообразы проективных методик и опросников, а в 40-50-е годы сформировались основные психодиагностические подходы и в основном была завершена разработка наиболее известных тестов Девида Векслера, Германа Роршаха, 16-ти факторный тест Раймонда Бернарда Кеттелла, теста ТАТ и др.
В зарубежной психологии из-за разнородности источников и составных частей психодиагностики существует разноречивое толкование ее задач, поэтому психодиагностика как единая научно-практическая дисциплина со своим предметом, теорией и методами в ней представлена слабо.
В развитии психодиагностики в России различают два периода.
Первый период охватывает 20-30 годы, характеризующиеся массовым применением тестовых методик в образовании и профотборе и абсолютизицией значений тестовых обследований. При этом основной упор делался на зарубежные тесты, поскольку отечественные методики отличались слабой разработанностью. Большой вклад в развитии психодиагностики в те годы внесли М.Я.Басов, П.П.Блонский, Л.С. Выготский, Н.Д.Левитов.
Второй период в развитии психодиагностики в России отмечен с начала 60-х годов и связан с именами таких выдающихся учёных как В.М Блейхер, Л.Ф.Бурлачук, А.Е. Личко, Л.Т.Ямпольский.
Особенностью развития отечественной психологии в последней четверти 19 века было внесение в нее экспериментальных методов исследования, идущих от физиологии высшей нервной деятельности, с одной стороны, а с другой — из лаборатории В. Вундта, в которой проходили стажировку первые русские психологи-экспериментаторы, среди которых следует назвать Н. Н. Ланге. У истоков первого направления находились два величайших корифея отечественной науки — И. М. Сеченов (1829—1905) и И. П. Павлов (1849— 1936). Важной вехой стало открытие в Петербурге Психоневрологического института В. М. Бехтеревым.
Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория была открыта в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Казанского университета. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Заведовать ею стал ближайший помощник Корсакова А. А. Токарский. Во всех этих лабораториях работали врачи-невропатологи и психиатры, совмещавшие свои психологические исследования с врачебной практикой в клинике, а также студенты-медики. Исключение составляла психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе). В отличие от других она была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н. Н. Ланге.
В этих лабораторных исследованиях изучались объективные признаки тех или иных психических явлений (например, изменение пульса и дыхания как отражение эмоций), доказывалась предметность, объективность наших восприятий, выяснялась зависимость памяти и внимания от условий опыта и т. д. Кроме того, во всех экспериментальных лабораториях проводились исследования скорости протекания психических процессов.
Таким образом, во второй половине XIX века в отечественную психологию был введен эксперимент. Но для возникновения психологической диагностики необходимо было, кроме того, чтобы практике потребовалось знание об индивидуально-психологических особенностях человека. Первые отечественные работы по психологической диагностике были выполнены в первые десятилетия XX столетия.
Одна из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию, представляющая законченное самостоятельное исследование, была выполнена Г. И. Россолимо в 1909 г. в Московском университете. Г. И. Россолимо — крупнейший невропатолог и психиатр, поставил своей целью найти метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. Этот метод, получивший широкую известность, как в России, так и за рубежом, был одним из ранних оригинальных вариантов системы тестов для измерения умственной одаренности.
Он предложил графическую форму представления измерений психических процессов — вычерчивание «психологического профиля», который наглядно демонстрировал соотношение указанных процессов. Подобные «профили» с того времени прочно вошли в психологическую диагностику. По мнению П. П. Блонского, положительным в методике Россолимо было то, что в отличие от западного тестирования он стремился к целостной оценке личности, к синтетическому способу изображения ее сильных и слабых сторон. Лишь впоследствии структурный способ исследования личности, к которому стремился Россолимо, начал укрепляться в психологической диагностике в Западной Европе и в США.
Еще один русский психолог, придерживавшийся сходных взглядов на изучение личности, А. Ф. Лазурский примерно в то же время создал новое направление в дифференциальной психологии — научную характерологию. Строго придерживаясь опыта и эксперимента как основных методов исследования, он в то же время стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно полной естественной классификации характеров.
С развитием дифференциально-психологических исследований психология в целом обогатилась рядом новых методов и подходов. Стали вполне осуществимы ее связи с практикой. Все это послужило основой для возникновения психологической диагностики.
Собственно психодиагностические работы в России за малым исключением начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20—30-е годы в области педологии (науки о целостном изучении ребёнка) и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России, как и на Западе в это же время.
Подавляющее большинство методик было копированием западных психологических тестов. Незначительные отличия проявлялись в форме проведения тестовых испытаний, в обработке и интерпретации экспериментального материала.
Определенный интерес с точки зрения развития новых форм тестирования представляет «Измерительная шкала ума» А. П. Болтунова (1928), положившего в основу своей работы шкалу Бине—Симона, переведенную и адаптированную П. П. Соколовым для испытания умственной одаренности русских школьников. Принципиальное отличие шкалы А. П. Болтунова от шкал Бине—Симона состоит в возможности проводить групповые испытания.
Особое место в отечественных тестологических исследованиях занимают работы М. Ю. Сыркина, специально изучавшего проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения (факт, установленный еще в первых работах Бине). С течением времени социальный аспект существования интеллектуальных различий между слоями и классами общества для тестологии становился все более острым и значимым.
В 20-е годы нынешнего века в нашей стране значительное развитие получила психология труда и психотехника (труды И. Н. Шпильрейна, С. Г. Геллерштейна, Н. Д. Левитова, А. А. Толчинского и др.). В рамках этих отраслей психологии развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народного хозяйства, прежде всего в промышленности, на транспорте, в системе профессионального обучения и профотбора. Если в педологии относительно больше внимания уделялось тестам интеллекта, то в психотехнике — тестам специальных способностей.