Классификации речевых нарушений.

Речь — важнейшая психическая функция, присущая только чело­веку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одно­го человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражает­ся в общественном сознании., являясь основой коммуникативной функции. На основе речи и ее

смысловой единицы — слова — формируются и развиваются воспри­ятие, воображение, память. По Л. С. Выготскому, развитие речи представляет историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопле­ния его культурного опыта.

Когда у ребенка сохранен слух и не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не ска­заться на формировании всей его психики, мы говорим об особой ка­тегории аномальных детей - детей с речевыми нарушениями.

Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается логопедияРазличают патоло­гические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы,вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (речевые особенности родителей, двуязычие в семье и т. п.).

Основные причины патологии детской речи:

— внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода

- родовая травма и асфиксия во время родов, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям;

- различные заболевания в первые годы жизни ребенка

- травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;

— наследственные факторы, где нарушения речи могут являться частичными проявлениями общего нарушения нервной системы и со­четаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью;

- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дис­функции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в

развитии речи.

Классификации речевых нарушений по показателю диффе­ренциации первичных нарушений:

клинико-педагогическая,выделяющая органические и функ­циональные причины и характерные симптомокомплексы речевых нарушений, показывающая классификацию дефекта при разных фор­мах аномального развития.

— психолого-педагогическая,определяющая формы организа­ции логопедической работы при различных видах аномалий.

Клинико-педагогическая классификация I. Нарушения устной речи:Нарушения звуковой стороны речи:

1) нарушения голоса — афония, дисфония— отсутствие или на­рушение голоса;

2) нарушения темпа речи - брадилалия- патологически замед­ленный темп речи, тахилалия— патологически убыстренный темп речи;

3) нарушения звукопроизношения: дислалия- нарушение про­износительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной ин­нервации речевого аппарата, ринолалия- нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, дизартрия- нарушение произноси­тельной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией

речевого аппарата;

4) Нарушения темпа, ритма и плавности речи на фоне наруше­ния эмоционально-волевой сферы - заикание.

II. Нарушения письменной речи:

- дислексия- нарушение процессов чтения;

— дисграфия— нарушение процессов письма

III. Системные нарушения речи:

алалия- отсутствие или недоразвитие речи вследствие органи­ческого поражения речевых зон коры головного мозга на ранних эта­пах онтогенеза;

афазия- полная или частичная утрата речи, обусловленная ло­кальным поражением головного мозга на более поздних этапах онто­генеза.

Психолого-педагогическая классификация

I. Нарушение языковых средств общения:

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи -нарушение процессов формирования произносительной системы языка вследст­вие дефектов восприятия и произнесения фонем;

— общее недоразвитие речи— нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.

II. Нарушения в применении языковых средств общения:

- заикание;

— речевые негативизмы.

Модель коррекционно-развивающей деятельностипредставляет собой целостную систему. Ее цельсостоит в организации вое-

питательно-образовательной деятельности лечебного или образова­тельного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечи­вающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.

Содержание коррекционно-развивающей деятельностистроится с учетом ведущих линий речевого развития (фонетики, лек­сики, грамматики, связной речи) и обеспечивает интеграцию речево­го, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития всех сущностных сил ребенка: кукло- и сказкотерапии, кйнезотера-пии (лечения движением), кинесиологии мозга, психогимнастики, ар­тикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик, точечного и сегментарного массажа, релаксации, физио-, фито-, аромо-, хромо-, музыкотерапии, логопедической ритмики, арттерапии и т. д.

Система коррекционно-развивающей деятельностипреду­сматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде.

Все специалисты учреждения работают под руководством ло­гопеда,который является организатором и координатором всей кор­рекционно-развивающей работы, проводит медико-педагогические консилиумы, составляет совместно с коллегами блочный интегриро­ванный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизациивсего педагогического процесса: режимных моментов и занятий.


Наши рекомендации