Психических процессов у младенца. Ведущая деятельность
основные новообразования
Этап новорожденности — до 1 месяца. Новообразования:адаптация к внешнему миру, настройка на восприятие взрослого, зрительное сосредоточение, коммуникативная улыбка. Начало этапа— кризис рождения (переход к новым условиям существования, первый вдох ребенка). Природные, инстинктивные формы поведения -безусловные рефлексы:
- жизненно необходимые (рефлексы дыхания и кровообращения, защитный, сосательный и поисковый);
— не имеющие значения в этот период (хватательный рефлекс или рефлекс Робинзона, переступательный, рефлекс ползания, рефлекс вскидывания ручек или рефлекс Моро, плавательный рефлекс), ориентировочные рефлексы.
Сенсорные способности новорожденногообозначены «компетентностью», они имеют активный характер и проявляются в избирательности стимулов, изображений, ориентировочных реакций ребенка. У новорожденного развито слуховое восприятие (тембр, громкость, высота звуков) и восприятие человека (взрослого).
У ребенка источником потребности в общении являются:1) органические потребности, то есть общение принимает форму физического ухода; 2) потребность во впечатлениях; 3) отношение взрослого к ребенку (сигнальные связи). «Физиологическая» улыбка на 3-4-й неделе преобразуется в коммуникативную, которая стано-
вится средством общения. Завершается этап новорожденное™ с появлением коммуникативной улыбки.
Младенчество (от 1 месяца до 1 года):
- первая половина (ведущая деятельность непосредственно — эмоциональное или интуитивно-личностное общение с взрослыми, возникновение первых активных действий ребенка);
- вторая половина (ведущая деятельность - манипулятивная, форма общения с взрослым — ситуативно-деловая) (см. табл. 2):
Таблица 3
1 половина младенчества ________(1-6 мес.)________
Комплекс оживления: замирание и зрительное сосредоточение; улыбка, двигательное оживление, вокализации. Ситуативно-личностная форма общения с взрослым - начальная форма самосознания и выделен-ность самого себя. Новообразования: 1) привязанность к близкому взрослому или аффективно-личностные связи;
2) Формирование познавательной активности младенца,
3) развитие сенсорных систем -двигательная активность (акт хватания)
2 половина младенчества ______(7 мес.-1 год)______
Манипулятивная деятельность. Ситуативно-деловая форма общения со взрослым.
Формирование речи: пассивной и активной; фонематического слуха; понимания речи взрослого; предречевые вокализации (вскрики, гуканье, лепет). Овладение хождением. Кризис года (самостоятельность, независимость, протест против взрослых). Симптомы кризиса:
• «трудновоспитуемость» ребенка,
• резкое увеличение новых форм поведения,
• повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых,
• необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях,
•повышенная капризность_________________
Кризис проявляется в трех формах: — предметной деятельности;
- отношениях со взрослыми;
- отношениях ребенка к самому себе.
Итог младенчества - автономность от взрослого, резко повышающаяся собственная активность ребенка. В младенчестве развиваются:
- восприятие (ситуативно, слитно, глобально);
- память (бессистемна): двигательная память, словесная память; -речь;
— предпосылки наглядно-действенного мышления.
5. 8. Формирование воли и чувств дошкольника
Эмоционально-волевая сфера дошкольника. Новообразования:общественная мотивация; развитие социальных эмоций; нравственных чувств.
Детерминанты развития волевой сферы - иерархия (соподчинение) мотивов. Чувства (глубинны, смыслонасыщенны). Формирование эмоционального предвосхищения (предвидения).
Развитие гуманных чувств: симпатии, сочувствия, товарищества, высших чувств. Становление в труде новых эмоциональных переживаний (радость от общего успеха; сочувствие усилиям других людей, удовлетворение, недовольство обязанностями, работой).
Общение со сверстниками:1) в ситуации соперничества негативные эмоции; 2) двоякие переживания; 3) положительные экспрессии.
Развитие товарищества и дружбы: в 5 лет - непродолжительны, поверхностны; в 6-7 лет - групповая парная дружба, избирательность контактов.
Становление высших чувств:интеллектуальных в познавательной деятельности; эстетических в собственной художественно-творческой деятельности; нравственных в собственном опыте и обучении.
Становление воли.Сознательное управление поведением. Развитие волевых действий. Овладение: а) целеполаганием (постановка, достижение цели, целенаправленность); б) планированием; в) контролем. Произвольность поведения. Зрительный контроль. Осознан-
ность поведения. Опосредованность (роль в игре, взрослый, правила игры, слово и речь, образ себя во времени). Саморегуляция деятельности через усвоение: 1) способов самопроверки; 2) потребности проверить и корректировать свою работу. Самоконтроль.
Ошибки взаимодействия взрослого с дошкольниками: при неправильном воспитании у дошкольника проявляются упрямство, негативизм, каприз.
5. 9. Сенсорное развитие дошкольника и его особенности на разных этапах дошкольного детства
Сенсорное развитие(ощущение и восприятие). В дошкольном возрасте восприятие - познавательная деятельность.
Основные линии развития восприятия:освоение новых обследовательских действий.
Этапы обследовательских действий:
1этап (3 года) - восприятие опосредовано предметной деятельностью;
2 этап (4-5 лет) - обследование — игровое манипулирование;
3 этап (6-7 лет) - экспериментирование.
Ведущий вид зрительное восприятие - формирование акта рассматривания (3-7 лет). Специализирование обследовательских действий. В дошкольном детстве 3 основных вида действий восприятия;
- действия идентификации (полная, частичная, моделирующая)
— действия отнесения к эталону (прикладывание, обведение кон- ' тура предмета и образца пальцем, сравнение с образцом по цвету и величине);
- действия моделирования.
Освоение сенсорных эталонов.Сенсорные эталоны. Их особенности (обобщенность, осмысленность). Усвоение; продуктивные виды деятельности - запоминание цвета, формы. Ребенок усваивает цвет форму.
Первично знание основных цветов, круга, треугольника, квадра-
та.
Вторично знание цветовых тонов, треугольника, прямоугольника усваивается к 4-5 годам.
Овладение ориентировкой в пространстве. Ориентирование во времени.
5.10. Особенности развития внимания и памяти в дошкольном возрасте
Внимание, его опосредованность интересом к предметам и выполняемым действиям. Внимание в 3-5 лет (неустойчиво, частоперек-лючаемо, кратковременно). Внимание в 5-7 лет (устойчиво, сосредоточенно: объем 2-3 предмета; увеличение возможности распределения). Произвольное внимание. Преобладающий вид внимания- непроизвольное. Формирование послепроизвольного внимания.
Дошкольный возраст — период интенсивного развития памяти.Память непроизвольна; с 4-х лет формирование произвольности памяти.
Этапы становления произвольной памяти:
1) выделение ребенком задачи «припомнить»;
2) возникновение на основе опыта «припоминания» задачи запомнить с использованием специальных приемов;
3) приемы запоминания (логические приемы памяти): смысловое соотнесение (группировка); схематизация; классификация; соотнесение с ранее известным.
Главный вид памяти дошкольника — образная. До 4-х лет этот вид памяти пассивен. С 4-х лет до 6-7 лет память + мышление = образы памяти:а) обобщенны; б) логически осмыслены; в) четко дифференцированы; г) динамичны.
Усложнение двигательной памяти.
Активизация словесной памяти.
5.11. Развитие речи на разных этапах детства: функции,