Стандартизация, норма, надежность, валидность
Диагностические методы отлич-ся от исследовательских тем, что они стандартизированы.
Стандартизация-единообразие процедуры проведения и оценки выпол-я теста. Два плана стандартизации:выработка единых требований к процедуре эксперимента, определение единого критерия оценки результатов. Основные этапы осуществления стандартизации:унификация инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования, выбор критерия по сравнению результатов.
Статистическая норма-точка отсчета. Выборка стандартизации-стандартизация диагностич.методики, ориентированной на норму,кот-я осущ-ся путем ее проведения на большой репрезентативной выборке того типа, для которого данная методика предназначена.
Критерии оценки качества психодиагностических методик:надежность, валидность. Большой вклад этих понятий внесли зарубежные психологи А. А. Анастази, Р. Торндайк и Е. Хаген. Ими были разработаны формально-логический и математико-статистич-й аппараты (корреляционный метод и факторный анализ) обоснования степени соотв-я методик отмеченным критериям.
Понятие «надежность»- критерий, который говорит о точности психол-х измерений.Степень надежности методик зависит от многих причин, факторов, снижающих точность измерений. Классификация факторов надежности (нестабильность диагностируемого свойства, несовершенство диагностических методик(небрежно составлена инструкция,разнородный хар-р заданий), меняющаяся ситуация обследования(разное время дня, разная освезенность), различия в манере поведения(по-разному предъявляет инструкции, стимулирует выпол-е заданий), колебания в функциональном состоянии испытуемого(в одном экспер-те-хорошее самочувствие, в др.-плохое), элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов(протоколир-е ответов испыт-х, оценка ответов по степени полноты, оригинальности)).
Средства повышения надежности психодиагностической методики:
1) единообразие процедуры обследования;
2)строгая регламентация;
3) одинаковые условия работы;
4) однотипный характер инструкций.
Валидность(А. Анастази)-понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает (какова ее эффективность). Валидизация-проверка валидности методики. Виды валидизации: теоретическая(валидность измерит. инструмента, интерес к свойству,измеряемому методикой) и прагматическая(измеряемое имеет связь с опред-ми областями практики,цель использ-я, эффект-ть). Показатели валидности: измерение опред.свойства,эффект-ть,действенность.
8. 3. Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования
Психодиагностические методы-методы, кот-е позволяют получать точные колич-е и качеств-е хар-ки изучаемых психол-х свойств.Метод- (греч. - путь исследования, учения) - способ достижения какой-либо цели.
Методика - конкретное воплощение метода.
Классификация психодиагностических методов:
1. методы психодиагностики на основе наблюдения;
2. опросные психодиагностические методы;
3. объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда;
4. экспериментальные методы психодиагностики;
Первая группа методов - диагностика на основе наблюдения.
1. Наблюдение- это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются.
В деят.психолога могут применяться различные виды объективного наблюдения. Требования:Постановка цели наблюдения, объекта, предмета и ситуации наблюдения(что наблюдать?). Выбор способа наблюдения, наименее влияющий на исследоват.объект и наиболее обеспечивающий сбор необход.инф-и(как наблюдать?). Выбор регистрации наблюдаемого(как вести запись?). Могут возникнуть трудности наблюд-й при исслед-и комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и постоянной смене ситуаций.После провед-я основных наблюд-й происходит обработка и интерпретация полученных данных(каков рез-т?).
2. Методы психодиагностики через процедуру опросаоснованы на допущении о том, что нужные сведения о психологических особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию стандартных, специально подобранных вопросов.
Разновидности этой группы методов: анкета, опросник, беседа.
Анкета- методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации; представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.
Опросники- это совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и явлений личности, представляющие собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых исследуемый может либо согласиться, либо нет.
Вопросы бывают: закрытые(предполагают стандартизир-й ответ или серию ответов, из числа кот-х испыт-й должен выбрать, кот-й более всего подходит ему), открытые(ответ, давемый в относит-но свободной форме, избираемый испыт-м); прямые(отвечая на кот-е испыт-й сам хар-ет и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие того или иного психол. качества), косвенные(вопросы, в ответах на кот-е не содержится прямых оценок испыт-м изучаемого свойства,но по кот-м косвенно можно судить об уровне психич.развития).
Беседа- метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Беседа– стандартизированная(точно сформулир-е вопросы для всех опрашиваемых) и нестандартизированная (вопросы задаются в свободной форме). Критерии успешности беседы:степень подготовленности, искренность даваемых ответов(наличие доверит-ти, такта психолога). Основные приемы установления контакта:деловые, естественные взаимоотношения, учет интересов и потребностей собеседника, учет событий, имеющих характер. Основные приемы ведения беседы:не торопить собеседника, помогать наводящими вопросами, искренность ответов, поощрение собеседника на взаимность. Анализ беседы.
Требования к беседе: цель беседы, план, подготовка «поддерживающих» вопросов, способы регистрации, создание обстановки, наличие контакта, атмосфера доверия, умение владеть собой, поведение собеседника, фиксация результатов беседы.
3. Одним из методов психодиагностикичерез анализ результатов деятельности является контент-анализ,при котором содержа-
тельному анализу по заранее определенной схеме подвергаются письменные тесты испытуемого, его произведения, письма, продукты деятельности.
4. Эксперимент- один из основных методов психодиагностического исследования.
Требования к методу эксперимента:активная позиция исследователя, создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего, требования к возрасту, здоровью, мотиву участия, ведение протокола.
Проверка достоверности гипотезы достигается при многократном повторении опытов либо за счет достаточного количества испыт-х, с последующей матем.обработкой. Результаты обследования записыв-ся в протоколе, где фиксир-ся общие сведения об испыт-х, время опыта, задача, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности поведения испытуемых.