Тема 2. Феномен дошкольного детства и субкультура ребенка дошкольника

В Конвенции о правах ребенка говорится, что «ребенок – это особь, личность, не достигшая 18 лет». До 3-летнего возраста ребенка изучает педагогика раннего возраста. Ребенок с 3 до 7 лет является объектом научного исследования дошкольной педагогики. Феномен (от греч.- являющийся) - необычное, особенное явление, редкий факт. Постижение смыcла феномена детства и его самоценности, то есть понимание того, ради чего каждому человеку дано детство — важнейшая задача педагога-исследователя. Ее решение позволяет oбpecти смысл и индивидуальный стиль научно-педагогической деятельности, определить приоритeтные направления развития теории и практики дошкольного образования.

Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, качественно своеобразный этап жизненного пути, ничем не заменимый период человеческой жизни. Дошкольное детство - это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми, со сверстниками, через игровые отношения. Это также пора закладки «фундамента» для дальнейшего развития. В это время происходит приобретение знаний об окружающем мире, формирование нравственных навыков и привычек, усвоение общечеловеческих ценностей. Внутренний мир ребенка формируется под воздействием усвоенных ценностей. Они выступают основанием для познания мира.

Основные характеристики ребенка – дошкольника таковы.

- Дошкольник – это целый мир со своими взглядами, устремлениями, внутренней позицией. Ведущей деятельностью дошкольников является игра.

- Ребенок – дошкольник – это личность в стадии становления, он проходит период первоначального складывания личности.

- В дошкольном возрасте происходит социализация ребенка, овладение нормами и правилами поведения.

- Для дошкольника характерна психическая, физическая, эмоциональная, экономическая зависимость от взрослых. Общение со взрослыми играет огромную роль в развитии дошкольника.

Психологический портрет дошкольника представлен в работах отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, В. Мухиной, М. Лисиной.

Психологи подчеркивают непосредственность, импульсивность дошкольников, повышенную эмоциональность, чувства проявляются ярко: они быстро возникают и пропадают. Познание окружающего мира происходит в красках, образах, звуках. У ребенка преобладает потребность в ласке, привязанности.

Дошкольное детство – период развития общих и специфических способностей ребенка. В этот период ярко проявляется индивидуальность. Ребенок изменяется внешне и внутренне.

В младшем дошкольном возрасте сохраняется особенность раннего детства – способность, склонность к подражанию. Поэтому в начале 4-го года жизни используют средства и методы, которые применялись с успехом в раннем возрасте (похвала, подбадривание).

Поведение так же, как и в раннем возрасте, отличается непроизвольностью, определяется настроением, состоянием здоровья. Педагог, работающий с младшими дошкольниками, должен учитывать в общении с детьми сдержанность эмоций в сочетании с открытостью, мягкостью манеры разговора. В играх малыши копируют как положительные, так и отрицательные поступки. Эмоциональная открытость и отзывчивость – одна из важнейших особенностей детей данного возраста. Например, привязанность к близким очень эффективно формирует привычку к послушанию. В этом возрасте, возможно, сформировать привычку помогать окружающим, стыдливость, не позволяющую совершать некрасивые поступки. Нравственное поведение только складывается, поэтому самостоятельность детских поступков элементарна. Взрослый должен знакомить с хорошими манерами. В целях воспитания и развития используются разные виды деятельности (лепка, рисование).

В младшем дошкольном возрасте ребенок развивается как личность, развиваются ведущие психические процессы. Для современного дошкольного учреждения важной является задача заложить в этом возрасте положительные тенденции полноценного, разностороннего развития дошкольника, чтобы развивать их после 5 лет.

В старшем дошкольном возрасте, после 5 лет, в поведении ребёнка ярче проявляются сравнение себя с другими, сопереживание, критичность больше по отношению к другим, меньше к себе. Взрослый должен представлять, что эмоциональная жизнь ребёнка такая же сложная, как у взрослых. Проявляются детские проблемы (проблема непослушания, взаимоотношений со сверстниками, проблема резкого отличия в темпах развития). Педагоги должны внимательно относиться к детским проблемам. Психологи установили, что старшие дошкольники не должны лишаться заботливого, тёплого отношения. Это позволяет взрослому вместе с ребёнком решать его проблемы. Дети в этом возрасте пробуют разные формы своего поведения на окружающих людях. Учёные называют это «социальным экспериментированием». Дети начинают интересоваться особенностями личности окружающих (сильными и слабыми сторонами), ищут способы снятия конфликтов, проявляют желание влиять на окружающих. Появляются лидеры. Таким образом, дети лучше узнают свои возможности, возможности окружающих. Педагоги должны помнить, что основные личностные образования развиваются не с помощью вербального воспитания, а с помощью активной поисковой деятельности самого ребёнка, поэтому в группе необходимо создавать условия для активных поисковых действий, эффективных способов поведения. Важно решать правильно задачи этического воспитания.

После 5 лет появляются гибкость, динамичность, любознательность в интеллекте.

Педагогическая технология работы с детьми старшего дошкольного возраста должна включать следующие приёмы: индивидуальные разговоры, участие в качестве партнёра в разных видах деятельности, интересные советы, напоминания, сочинение сказок, историй из жизни группы, своевременное поощрение.

Существуют концепции детства в психолого-педагогической науке, которые объясняют феномен дошкольного детства. А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская (РГПУ им. А.И. Герцена) освещают следующие концепции:

Концепция Д.Б. Эльконина. Обoбщив идеи Л.C. Вьпотского o развитии человека, ученый в своей концепции рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства человека. Рассматривая детство как coциaльно-психологичecкоe явление в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, coциaльныx, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой кyльтyры. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними.

Таким образом, ценнocть феномена детства, по мнению Д.Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры и в процессе этого присвоения осуществляется развитие человека.

Концепция Д,И. Фельдштейна. B исследованиях ученого детство рассматривается как особое явление социального мира, которое ученый определяет функционально, содержательно и сущностно.

Функционaльно, детство - объективно необходимое состояние в днамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающем поколения к воспроизводству будущего общества.

Содержательно, детство — это процесс постоянном физическом роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии вceх отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взpocлым сообществом и другими детьми.

Сущностно, детство представляет собой особое состояние социального постоянного развития, когда биологические закономерности, связанные c возрастными изменениями ребенка в значительной степени проявляют свoе действие, «подчиняясь» во все большей степени ретулирующему и определяющему действию социального.

Блестящее отражение взгляды Д.И. Фельдштейна на приpoдy детства находят в концепции педагога Ш.A. Амонашвили. Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией — это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и нaделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности способности, но есть и своя изюминка y каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия до6рожелательносги, то ребенок, став взpоcлым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой - таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем, так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им».

Субкультура детства - это проявление самовыражения личности ребёнка. В период детства начинает складываться тонкий и чувствительный мир ребёнка, представляющий собой целостную и ценностную модель мира культуры, отражённую в системе представлений ребёнка "Я − Мир". Для того, чтобы определить воздействие культуры на формирование представлений ребёнка о мире и о себе, необходимо рассматривать культуру как на одно из важнейших условий его жизни.

Детская субкультура существует как стихия детских переживаний и не служит средством достижения какой-либо прагматической цели, в отличие от взрослой культуры. Дети самовыражаются личностно и утверждают своё существование в коллективе сверстников, а также среди взрослого сообщества.

Информационная среда оказывает существенное влияние на развитие старшего дошкольника на содержание его деятельности, предпочтения, идеалы.

Субкультура – это специальный набор признаков, ценностей, по которым представители данного возраста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных обществ.

Субкультура детства – особая система бытующих в детском саду представлений о мире, которая частично складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней автономное место.

Детская субкультура связана с общей культурой, где родился и живёт ребёнок.

Компонентами детской субкультуры являются детские вопросы, детское словотворчество, детское философствование, игра, рисунки. Детские вопросы являются мощным средством расширения сознания.

Субкультура детства – способ освоения ребёнком новых сторон действительности.

Иногда взрослые неправильно относятся к субкультуре детства, усматривая в этом что-то «незрелое», недоразвитое; борются или отмахиваются, а необходимо не подавление, не равнодушие, а сотрудничество (Т. Алиева, В. Кудрявцев).

Спецификой субкультуры в пространстве изменяющейся России является сочетание традиционных видов детской деятельности и появление новых предпочтений, таких как компьютер и компьютерные игры, просмотр взрослых телепередач, телевизионных шоу. Характерной чертой дошкольника является то, что ему больше нравятся современные популярные песни взрослого репертуара. Вместе с тем, для магнитогорских дошкольников по-прежнему интересна игра, рисование. Необходимо отметить, что дошкольников привлекают не только детские книги, но и разные энциклопедии, книги о животных.

Вопросы для самопроверки:

1. Ради чего каждому Человеку дается детство?

2. Необходим ли комплексный подход при изучении ребёнка – дошкольника в процессе педагогического исследования? Почему?

3. Что такое субкультура дошкольников? Назовите ее проявления.

Наши рекомендации