Диагностика мышления дошкольника на разных этапах детства
На протяжении дошкольного детства генезис мышления идет в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительные операции. Для дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления(наглядно-действенного и наглядно-образного). Для развития образных форм мышления существенное шачение имеют формирование и совершенствование единичных образов и системы представлений, умения оперировать образами, представлять объект в разных положениях.
Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.
Диагностические методики мышления дошкольника:
1. Методика «Изучение процесса классификации».
2. Методика «Изучение процесса обобщения».
3. Методика «Изучение умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи».
4. Методика «Нелепицы» (диагностика образно-логического
мышления).
5. Методика «Изучение процесса рассуждения».
ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
История развития отечественной психодиагностики
Психол.диагностика-научная дисциплина, область психол.науки,разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психол.особенностей личности .Предмет-теоретико-операционные принципы конструирования методик,тестов,опросов,правила и практика их применения,процедуры проведения диагностич.испытаний, правила обработки и ситолкования получ-х рез-ов.
Три этапа развития отечественной психодиагностики
1 этап - начало 20-х годов — середина 30-х годов XX столетия (Широкое распростр-е в пед-е и психотехнике получили тестовые методики. Особое развитие получила педология-наука о ребенке, определяющая роль наслед-ти и выясняющая законы физич. и духовного развития,изучающая болезненные проявления детской психики). Развитие отечеств. психол.диагностики этого периода связано с именами М. С. Бернштейна, Л. С. Выготского, П. П. Блонского. Концепция психического развития Л. С. Выготского: психич. Развитие реб-а происходит в рез-те усвоения им исторически сложившихся средств человеч. Культуры. Ведущую роль занимают процессы обучения и воспит-я.
2 этап — 50-60-е годы XX в. Период изучения учеными-психологами психометрической активности человека. Качественный подход к исследованию умственного развития. Исследования А. А. Люблинской(изуч-е особ-й развития речи и ее фун-й), А. Р. Лурия(роль речи в регуляции деят.), А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца(роль деят. в развитии основных психич. процессов), Д. Б. Эльконина(развитие речи, роль игры).
3 этап - современное развитие науки.
Качественный анализ умственного развития: исследования 3. И. Калмыковой, Г. А. Варданян, Л. А. Венгера и др. Широкое применение находят соврем-е методы матем. и физики, а также средства электронной психодиагностики.
Психологическая диагностика (Б. Г. Ананьева)-направ-е психол-х исслед-й с целью опред-я уровня разв-я психофизиол-х фун-й, процессов и свойств личности, распознав- состояний чел-а при действии стрессоров, фрустраторов, сложных ситуации. К. К. Платонова-наука об опред-и св-в и особ-й психич.явлений, К. М. Гуревича-наук о методах классиф-и и ранжирования людей по психол-м и психофизиол-м признакам. В. В. Столина, Д. Г. Шмелева-наука о постановке психол.диагноза. Психологический диагноз-конечный рез-т деят.психолога, напрвл-й на выяснение и описание сущности индивидуально-психол особ-й личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработка рекомендаций из задач психол.обслед-я. Критерии условий постановки психологического диагноза: должен раскрывать специфич.особ-тиявления, присущие данному чел-у; должен включать причинно-следств-е отнош-я возник-я симптомов и дальнейщий прогноз; должен быть представлен с помощью объясняющих понятий, опирающихся на описательный материал, характеризующий поведение человека в условиях исслед-я.
Этноцентризм и национализм
Этноцентризм:ключевое понятие самосознания, социальная форма эгоцентризма, Ограничение способности адекватного мировосприятия, восприятие и интерпретация поведения членов других этносов через призму «своей» культуры; оценка различий между этническими группами по типу «мы лучше, они хуже», использование стандартов «своей» этнической группы для оценки «других» групп (У. Самнер, 1906г.).
Иерархическая пирамида этносов,.место «своего» этноса в данной пирамиде. Роль модели видения мира в построении иерархической пирамиды этносов.
Содержательный аспект этноцентризма(по Д. Кемпбеллу): естественность и правильность происходящего в «своей» этнической культуре, универсальность и верность обычаев, норм, социальных ролей, ценностей «своей» группы, предпочтение образа жизни «своей» группы всем остальным, помощь, кооперация с членами «своей» группы, чувство гордости за «сбою» группу, чувство неприязни, дис-танцированность по отношению к «внешним» группам, стремление быть составной частью и чувствовать свою принадлежность к более широкой социальной общности (групповая аффилиация).
Коррекция проявлений этноцентризма:осознание собственной этноцентрической позиции; принятие ограниченности современных знаний об историческом прошлом «своей» и инокультур, попытки проверить данные эмпирических исследований и теорий в рамках «других» этнических культур, формирование этнической толерантности, умения ценить лучшее из созданного человеческой цивилизацией вне зависимости от этнической принадлежности создателя, а также потребности в познании своей и соседних этнических культур, понимании их сходств и различий и преодолении этнического нигилизма и собственного этноцентризма.
Национализм:идеология, политика, система ориентации и чувств.
Источники национализма:
-протест против национального неравноправияв условиях политэтнических государств имперского типа (XIX в. - Австро-Венгрия, Османская империя, недоминирующие этнические общности в России; XX в. - все народонаселенные континенты мира);
- реакция на возможность утраты реально достигнутого уровня автономиивнутри политэтнического государства, реальная или воображаемая опасность потери независимого этноса;
- осознание ущерба в сфере экономики, использования ресурсов, территории, культуры страны другими государствами, метрополиями, народами (использование ресурсов Якутии Центром России, борьба за территорию между осетинами и ингушами);
- разжигание националистических чувствполитическими лидерами в ходе их борьбы за доступ к власти или удержание во власти;
- социальный компонент - конкуренция за рабочие местав престижных сферах деятельности между представителями доминирующей этнической группы и другими .группами как в самом государстве, так и с иммигрантскими группами;
— особо высокий экономический статуснекоторых диаспор-ных групп по сравнению с доминирующим этносом (высокий процент русских и евреев в бизнес-элите Эстонии и Латвии, китайцев в странах Юго-Восточной Азии и США порождает национал-изоляционистские ориентации по отношению к представителям этих этносов и странам их проживания);
- ситуации социальной и экономической депривации(антисемитские настроения, погромы турок-месхетинцев на постсоветском пространстве; лишение статуса малых народов русскоязычного населения в бывших республиках Прибалтики - Эстонии, Латвии и Литве);
- отсутствиесобственных положительных идентичностей и целевых установоку этнической группы, формирование компенси-
рующей идентичности (низкостатусные, ущемленные в социальном, языковом, культурном, политическом, экономическом планах группы);
— психология маргинальных групппри отсутствии у членов этносов, имеющих признаваемые в обществе статус и достоинство (диффузный, пассивный тип национализма, принимающий агрессивную форму в стрессовых ситуациях);
- политический национализм,связанный с авторитарными и консервативными государственными ориентациями (правыми в капиталистических странах, государственно-социалистическими в постсоветских странах; ущемление права на национальное самоопределение (Индия в 60-е-70-е гг. XX в., республики бывшего СССР в 90-е гг. XX в.-начале XXI в., так называемые «цветные революции»).
Типы национализма
Гражданский(государственный, территориальный) отождествляется с патриотизмом, признается нормой человеческого общежития, консолидирует все население государства с помощью юридических институтов, общегражданских прав, культуры, идеологии; крайне негативная форма - государственная экспансия,агрессивные формы шовинизмаили изоляционизма.
Этническийнационализм: политический и культурный. Политический этнонационализм как механизм достижения или удержания государственности с ее институтами, ресурсами и культурной системой.
Культурныйэтнонационализм как механизм сохранения целостности народа, поддержания и развития его языка, культуры, исторического наследия.
По Дж. Брейли,различают национализм:
- сепаратистский, реформаторский,где целью является придание государственной политике более четко выраженного национального характера;
- ирредентистский, где целью является объединение нескольких государств или присоединение части одного государства к другому.
По классификации Л. М. Дробижевой, А. Р. Аклаева, В. В. Коротеевой и Г. У. Солдатовойдифференцируют национализм на:
— классический,с ярко выраженным стремлением к независимости (Чеченская Республика - Ичкерия, бывшие республики СССР: Эстония, Латвия, Литва, Грузия, Армения, Украина, Молдова, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан);
- паритетный,с ярко выраженным стремлением к более полной независимости от федерального центра (Татарстан, Башкортостан, Тува);
- экономический,со стремлением через самостоятельность в экономической сфере при руководстве национальной элитой добиться полного суверенитета (Саха (Якутия), Татарстан);
— защитный,с центральной идеей защиты культуры, языка, территории, демографического воспроизводства (Осетия, Ингушетия, Коми, Карелия);
— модернизационный,с доминированием идеи инновационного прорыва (реформаторские движения в России, Татарстане, Украине, Молдове).
Условия позитивной реализации культурного этнонациона-лизма:отсутствие идей культурной замкнутости, изоляционизма, негативной направленности других культур, отсутствие стремления возродить и распространить архаичные элементы культуры, препятствующие прогрессивному развитию этноса.